Пояснительная записка
Настоящая рабочая программа разработана применительно к учебной программе «Русский язык», авторы Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеевав рамках образовательной системы обучения «Школа 2100».
Рабочая программа ориентирована на использование учебников «Русский язык» 3 класс (1-4), Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, О.В.Пронина, 2007г; «Дидактический материал» Л.Ю.Комиссарова, 2007г, а также дополнительных пособий для учителя: методические рекомендации для учителя по русскому языку 3 класс, авторов Е.В.Бунеева, Л.Ю.Комиссарова, М.А.Яковлева. «Речевые секреты» / под редакцией Т.А.Ладыженской. 1995 г. В.В.Волина. «Занимательное азбуковедение», 1991 г. П.С.Тоцкий. «Орфография без правил», 1991 г. Сборник загадок. «Русский язык» 1-5 классы. 1800 сложных для правописания слов, 1998 г. Словари толковый, орфографический.
Отбор содержания обучения по русскому языку подчинялся следующим требованиям, предъявляемым обществом, педагогической наукой и практикой на современном этапе развития начальной школы:
- усиление деятельностного подхода при обучении русскому языку;
- обеспечение вклада родного языка в формирование общеучебных умений, навыков и способов деятельности;
- усиление развивающего влияния русского языка на психическое и личностное развитие младшего школьника.
Особо выделяется формирование умений читать учебный текст, формулировать задания, правила, определения; владение выборочным чтением: нахождение необходимого учебного материала. Такой подход, с одной стороны, сужает рамки урока (дети занимаются собственно русским языком), а с другой - позволяет обеспечить формирование умений и навыков устной и письменной речи как общеучебных.
Это определило цель обучения русскому языку:помочь младшему школьнику осознать, что язык есть форма выражения национальной культуры, что существует тесная связь языка с историей, традициями народа; понимать, что необходимо владеть культурой общения, чтобы существовать и взаимодействовать в обществе.
На основании требований Государственного образовательного стандарта 2004 г. в содержании рабочей программы предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют задачи обучения:
- развитие речи, мышления, воображения школьников, способности выбирать средства языка в соответствии с условиями общения, развитие интуиции и «чувства языка»;
- освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка; овладение элементарными способами анализа изучаемых явлений языка;
- овладение умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания;
- воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к родному языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к родному слову, стремления совершенствовать свою речь.-+
Компетентностный подход определяет следующие особенности предъявления содержания образования: оно представлено в виде трех тематических блоков, обеспечивающих формирование компетенций. В первом блоке представлены дидактические единицы, обеспечивающие совершенствование навыков речевого общения. Во втором — дидактические единицы, которые содержат сведения по теории использования языковых средств. Это содержание обучения является базой для развития коммуникативной компетенции учащихся. В третьем блоке представлены дидактические единицы, отражающие культуру народа и обеспечивающие развитие учебно-познавательной и рефлексивной компетенции. Таким образом, рабочая программа обеспечивает взаимосвязанное развитие и совершенствование ключевых (= 3 блок), общепредметных (=2 блок) и предметных компетенций (=1 блок).
Личностная ориентацияобразовательного процесса выявляет приоритет воспитательных и развивающих целей обучения. Способность учащихся понимать причины и логику развитияязыковых процессов открывает возможность для осмысленного восприятия всего разнообразия мировоззренческих, социокультурных систем, существующих в современном мире. Система учебных занятий призвана способствовать развитию личностной самоидентификации, гуманитарной культуры школьников, их приобщению к ценностям национальной и мировой культуры, усилению мотивации к социальному познанию и творчеству, воспитанию личностно и общественно востребованных качеств, в том числе гражданственности, толерантности.