Тематическое планирование курса русского языка для 3 класса

"Рабочая программа ориентирована на использование учебников «Русский язык» 3 класс (1-4), Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, О.В.Пронина, 2007г; «Дидактический материал» Л.Ю.Комиссарова"
Автор: Маркина Н.В.

Пояснительная записка

Настоящая рабочая программа  разработана применительно к учебной программе «Русский язык», авторы Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеевав рамках образовательной системы обучения «Школа 2100».
Рабочая программа    ориентирована     на     использование учебников «Русский язык» 3 класс (1-4), Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, О.В.Пронина, 2007г; «Дидактический материал» Л.Ю.Комиссарова, 2007г, а также дополнительных пособий для учителя: методические рекомендации для учителя по русскому языку 3 класс,  авторов Е.В.Бунеева, Л.Ю.Комиссарова, М.А.Яковлева. «Речевые секреты» / под редакцией Т.А.Ладыженской. 1995 г. В.В.Волина. «Занимательное азбуковедение», 1991 г. П.С.Тоцкий. «Орфография без правил», 1991 г. Сборник загадок. «Русский язык» 1-5 классы. 1800 сложных для правописания слов, 1998 г. Словари толковый, орфографический.
Отбор содержания обучения по русскому языку подчинялся следующим требованиям, предъ­являемым обществом, педагогической наукой и практикой на современном этапе развития начальной школы:

  • усиление деятельностного подхода при обучении русскому языку;
  • обеспечение вклада родного языка в формирование общеучебных умений, навыков и спосо­бов деятельности;
  • усиление развивающего влияния русского языка на психическое и личностное развитие младшего школьника.

Особо выделяется формирование умений читать учебный текст, формулировать за­дания, правила, определения; владение выборочным чтением: нахождение необходимого учебного материала. Такой подход, с одной стороны, сужает рамки урока (дети занимаются собственно рус­ским языком), а с другой - позволяет обеспечить формирование умений и навыков устной и пись­менной речи как общеучебных.
Это определило цель обучения русскому языку:помочь младшему школьнику осознать, что язык есть форма выражения национальной культуры, что существует тесная связь языка с исто­рией, традициями народа; понимать, что необходимо владеть культурой общения, что­бы существовать и взаимодействовать в обществе.
На основании требований  Государственного образовательного стандарта  2004 г. в содержании рабочей программы  предполагается  реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный  подходы, которые определяют задачи обучения:

  • развитие речи, мышления, воображения школьников, способности выбирать средства языка в соответствии с условиями общения, развитие интуиции и «чувства языка»;
  • освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка; овладение элементарными способами анализа изучаемых  явлений языка;
  • овладение умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания;
  • воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к родному языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к родному слову, стремления совершенствовать свою речь.-+

Компетентностный подход определяет следующие  особенности предъявления содер­жания образования: оно представлено в виде трех тематических блоков, обеспечивающих формирование компетенций. В первом блоке представлены дидактические единицы, обеспечивающие совершенствование  навыков речевого общения. Во втором — дидактические единицы, которые содержат сведения по теории использования языковых средств. Это содержание обучения является базой для развития коммуникативной компетенции учащихся. В третьем блоке представлены дидактические единицы, отражающие культуру народа и обеспечивающие  развитие учебно-познавательной и рефлексивной компетенции. Таким образом, рабочая программа обеспечивает взаимосвязанное развитие и совершенствование ключевых (= 3 блок), общепредметных (=2 блок) и предметных компетенций (=1 блок).
Личностная ориентацияобразовательного процесса выявляет приоритет воспитательных и развивающих целей обучения. Способность учащихся  понимать причины и логику развитияязыковых процессов открывает возможность для ос­мысленного восприятия всего разнообразия мировоззренческих, социокультурных систем, существующих в современном мире.  Система учебных занятий призвана способствовать развитию личностной самоидентификации, гуманитарной культуры школьников, их приобщению к ценностям национальной и мировой культуры, усилению мотивации к социальному познанию и творчеству, воспитанию  личностно и общественно востребованных качеств, в том числе гражданственности, толерантности.

Деятельностный подход отражает стратегию современной образовательной политики: необходимость воспитания человека и гражда­нина, интегрированного в современное ему общество, нацеленного на совершенствова­ние этого общества. Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на форми­рование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбо­ру, анализу и использованию информации. Это поможет выпускнику адаптироваться в мире, где объем информации растет в геометрической прогрессии, где социальная и профессиональная успешность напрямую зависят от позитивного отношения к новациям, самостоятельности мышле­ния и инициативности, от готовности проявлять творческий подход к делу, искать нес­тандартные способы решения проблем, от готовности к конструктивному взаимодей­ствию с людьми.