Пояснительная записка (5)
Стандарт ориентирован на воспитание школьника — гражданина и патриота России, развитие духовно-нравственного мира школьника, его национального самосознания. Эти положения нашли отражение в содержании уроков. В процессе обучения должно быть сформировано умение формулировать свои мировоззренческие взгляды, и на этой основе - воспитание гражданственности и патриотизма.
В 10 «Г» классе (профильный уровень) дидактико-технологическое оснащение включает:
- тестовые задания (Е.К. Балашов, А.М. Костин Подготовка к государственному централизованному тестированию, Саратов, 2002);
- сборники познавательных и развивающих заданий;
- контрольно-измерительные материалы по отдельным темам и курсам
- список тем сочинений;
- М. Мещерякова Сочинение. Секреты успеха, М.: 2001;
- М. Пирогова Сборник словесных игр по русскому языку и литературе М., 2001;
- видеоподдержка;
- выставочный материал по творчеству русских писателей 19 века;
- таблицы;
- литературные справочники и словари;
- материал для промежуточной и итоговой аттестации.
Для информационно-компьютерной поддержки учебного процесса предполагается использование следующих программно-педагогических средств, реализуемых с помощью компьютера:
- Энциклопедия Кирилла и Мефодия;
- мультимедийные проекты по творчеству русских писателей;
- Антология русской литературы.
- электронная библиотека по всему курсу литературы
Требования к уровню подготовки учащихся 10 «Г» класса (профильный уровень)
должны знать:
- образную природу словесного искусства;
- содержание изученных литературных произведений;
- основные факты жизни и творчества писателей-классиков 19 века;
- основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений и течений;
- основные теоретико-литературные понятия;
должны уметь:
- воспроизводить содержание литературного произведения;
- анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (художественная структура, тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, художественного времени и пространства, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену)изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;
- соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой; раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; связывать литературную классику со временем написания, с современностью и традицией, выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы;
- соотносить произведение с литературным направлением эпохи; выделять черты литературных направлений и течений при анализе произведения;
- определять жанрово-родовую специфику литературного произведения;
- сопоставлять литературные произведения, а также их различные художественные, критические и научные интерпретации;
- выявлять авторскую позицию, характеризовать особенности стиля писателя;
- выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения;
- аргументированно формулировать свое отношение к прочитанному произведению;
- писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы;
владеть компетенциями: познавательной, рефлексивной, коммуникативной, ценностно-ориентационной .
способны решать следующие жизненно-практические задачи:
- создание связного текста (устного или письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;
- участие в диалоге или дискуссии;
- самостоятельное знакомство с явлениями художественной культуры и оценка их эстетической значимости;
- определение своего круга чтения и оценка литературных произведений;
- определение своего круга чтения по русской литературе, понимания и оценки иноязычной русской литературы, формирования культуры межнациональных отношений.
Условные обозначения: (К) – коммуникативная компетенция; (ЛС) – личностное саморазвитие; (Ц-О) – ценностно-ориентационная; (Ц-С) – ценностно-смысловая