Тематическое планирование курса математики для 4 класса

Календарно-тематический план ориентирован на использование учебника «Математика» 4 класс И.И. Аргинской, Е.И. Ивановской
Автор: Доброниченко Н.А.

Пояснительная записка

Настоящий календарно-тематический план разработан применительно к   учебной программе развивающего обучения Л.В. Занкова. Календарно-тематический     план     ориентирован     на     использование учебника «Математика» 4 класс И.И. Аргинской, Е.И. Ивановской, издательство «Учебная литература»  «Корпорация «Федоров», 2004 г., а также методического пособия для учителя, автор И.И. Аргинская; М. ЗАО «Центр общего развития», 2003 г; учебные тетрадидля учащихся  (2 части), авторы Е.П. Бененсон, Л.С. Итина; издательство «Учебная литература», Самара, «Корпорация «Федоров»,  2004 г.
Цели обучения  математике:
развитие образного и логического мышления, воображения; формирование предметных умений и навыков, необходимых для успешного решения учебных  и практических  задач, продолжения образования;
освоение основ математических знаний, формирование первоначальных  представлений о математике;
воспитание интереса к математике, стремления использовать математические знания в повседневной жизни. 
Задачи обучения:

  • приобретение знаний о многозначных числах, о числовых и буквенных выражениях, о координатах точек числового луча, о дробях, о задачах на движение, о соотношении единиц различных величин;
  • овладение способами деятельностей способами индивидуальной, фронтальной, парной и групповой деятельности;
  • освоение компетенций:  коммуникативной, ценностно-ориентированной и учебно-познавательной.

Результаты обучения содержат три компонента: знать/понимать - перечень необходимых для усвоения каждым учащимся знаний; уметь - владение конкретными умениями и навыками; выделена также группа умений, которыми ученик может пользоваться во внеучебной деятельности - использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
Система уроков сориентирована на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию.
Настоящий календарно-тематический план учитывает систему обучения в 4  классе, в котором будет осуществляться учебный процесс, формирующий понимание учащимися происхождения и значимости математических понятий, роли математики в системе наук, развивающий мыслительные операции, умения анализировать, сравнивать, классифицировать, рассуждать по аналогии, обеспечивающий духовное, творческое и личностное развитие детей.
В соответствии с этим реализуется:

  • типовая программа развивающего обучения Л.В. Занковой в объеме 140 часов.

На основании примерных программ Минобрнауки РФ, содержащих требования к минимальному объему содержания образования по математике и с учетом системы обучения класса реализуется программа базисного  уровня.
1  час сверх базисного учебного плана по математике в  4  классе используется для расширения рамок изучаемого материала, увеличения объёма материала.
С учетом системы и модели обучения  класса выстроена система учебных занятий (уроков), спроектированы цели, задачи, ожидаемые результаты обучения (планируемые результаты), что представлено в схематической форме ниже.
Формирование представлений о математикебудет осуществляться в ходе творческой деятельности учащихся на основе  личностного осмысления математических фактов и явлений. Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. Это предполагает все более широкое использование активных форм познания, нетрадиционных форм уроков, деловых и ролевых игр, межпредметных интегрированных уроков .
Для  математического, образования приоритетным можно считать развитие умений самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата), самостоятельно выбирать критерии для сравнения, сопоставления и классификации объектов — в плане это является основой для целеполагания.
Задачиучебных занятий определены как формирование умений анализировать, сравнивать, различать, приводить примеры, определять признаки и др.
При выполнении творческих работ формируется умение определять адекватные способы решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов, комбинировать известные алгоритмы деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартного применения одного из них, искать оригинальные решения.
Для информационно-компьютерной поддержки учебного процесса предполагается использование следующих программно-педагогических средств, реализуемых с помощью компьютера: «Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия», тренажеры по математике.