Тематическое планирование курса биологии для 8 класса (базовый уровень)

Календарно-тематическое планирование разработано на основе программы по биологии 8-го класса «Человек и его здоровье» 2005г., разработанной авторским коллективом в составе В. В. Пасечником, Р Д. Маш и др.
Автор: Оданович М.В.

Пояснительная записка (5)

Параметры оценивания реферата.

    • Содержание 6б
  • научность представленных идей.
  • глубина содержания (наличие аргументов и фактов).
    • Презентация выступления 6б
      • владение монологической речью
      • владение диалогической речью (отвечать на поставленные вопросы)
    • Оформление 3б.
  • Оформление списка литературы.
  • Наличие плана реферата и соответствие содержание плану.

Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Это аспект организации учебно-познавательной деятельности учащихся на уроке отражен в отдельной графе «Организация учебно-познавательной деятельности»к каждому уроку и рассчитан на использование блочно-модульной технологии Чошанова.
Поскольку модульное обучение предполагает формирование навыков самообразования, весь процесс обучения строится на достижении ближних (знания, умения, навыки), средних (общеучебные умения и навыки) и перспективных (развитие способностей личности) целей. Осознанность учебной деятельности переводит учителя из режима информирования в режим консультирования и управления.
Модульная технология предусматривает создание положительных мотивов к обучению благодаря новизне содержания, занимательности, эмоциональному содержанию, организации учебного поиска, опоре на жизненный опыт, преодолению познавательных затруднений.
Для создания условий, необходимых для реализации учеником компетенций личностного самосовершенствования, ценностно-смысловой целесообразно использование следующих методов и приемов обучения:

  • Метод командной поддержки индивидуального обучения.

Суть этого метода заключается в предоставлении малым группам возможности продвигаться по учебной программе в индивидуальном темпе. Учащиеся работают в малых группах над индивидуальными заданиями, в процессе выполнения которых они могут обращаться друг к другу за советом, помощью и консультацией.
Учащиеся также могут проверять работы друг у друга, помогать исправлять допущенные ошибки. Учитель, в свою очередь, наблюдает за работой групп, а также поочередно разъясняет новый учебный материал группам, которые закончили работать над индивидуальными заданиями по предыдущему материалу.
Индивидуальные задания проверяются специально назначенными учителем учащимися-«мониторами» из разных групп. Они снабжаются листами-ответами для оперативной проверки индивидуальных работ. В это время учитель имеет возможность индивидуально работать с каждой малой группой. В конце недели подводится итог: сколько тем изучила каждая группа и каков суммарный учебный результат группы по индивидуальным заданиям.

  • Метод «американской мозаики» (Jigsaw) реализуется по следующей схеме: команды формируются по 4-6 человек на гетерогенной основе. Новый учебный материал делится на 4-6 частей, которые распределяются между членами команды, и каждый учащийся самостоятельно изучает свою часть. Затем члены разных команд, изучавшие одинаковую часть учебного материала, собираются вместе для 10-15-минутного обсуждения. После этого они возвращаются в свои команды, и каждый из них поочередно (согласно логике учебного материала) объясняет содержание своей части остальным членам команды. Уровень усвоения учебного материала каждым учащимся оценивается по результатам индивидуальной самостоятельной работы по всему новому материалу. Выигрывает та команда, которая набирает, таким образом, наибольший кумулятивный балл.
  • Метод кооперативного взаимообучения заключается в постоянной взаимопомощи и взаимоподдержке учащихся посредством взаимопроверок самостоятельных работ, совместного выполнения домашних заданий, пересказа друг другу изучаемого материала, взаимоисправления ошибок, совместной подготовки к зачетам и экзаменам и т.д. При взаимообучении соблюдаются основные правила кооперативного обучения. Данный метод может применяться в работе различных по форме учебных групп: формальных (сформированных по специальным критериям для решения конкретной учебной задачи), неформальных (укомплектованных по принципу симпатии или дружбы или просто по «территориальному принципу» - сидят за одной партой), базовых (сформированных для решения долгосрочных учебных задач на протяжении учебной четверти, полугодия).
  • Метод группового исследования. Особенность данного метода заключается в том, что команды, сформированные по неформальным признакам, исследуют какой-либо вопрос учебной темы с целью подготовки группового доклада и выступления перед всем классом. Вопросы по теме распределяются между командами так, чтобы в итоге выступлений охватить весь учебный материал новой темы. Внутри команды каждый учащийся исследует свою часть, собирая необходимый материал, предоставляет его в группу, и далее на основе собранных частей формируется общий доклад группы. За подготовленный доклад  выступление каждая команда получает групповую оценку.
  • Метод «кооп-кооп». Каждый член группы не просто сдает материал по своей части в команду, но и выступает перед ней с мини-докладом. После того, как сформирован окончательный доклад команды, спикер группы сначала выступает с ним перед командой, и только потом (с учетом изменений и корректив, внесенных членами группы и учителем) - перед всем классом. Дополнительно к этому учащиеся выполняют индивидуальную самостоятельную работу по всей теме. Итоговая оценка группы включает как общий балл за доклад, так и индивидуальные баллы за самостоятельную работу.

На основании примерных программ МОРФ, содержащих требования к минимальному объему содержания по биологии в 8-х классах, а также федерального компонента государственного стандарта в  в 8 «Б» классе математической направленности с профессиональной подготовкой по профессии «Оператор ЭВМ» естественно-математической линии дифференциации реализуется продвинутый уровень преподавания биологии, что позволяет реализовать индивидуальный подход к обучению, развитие познавательной активности лицеистов и формирование познавательной и информационных компетентностей учащихся лицея, а в 8 – «Ф» классе, специализированном по футболу, реализуется базовый уровень.
В контексте деятельностного подхода к обучению биологии изучение тем включает в себя три уровня освоения учебной информации:

  • воспроизведение и описание учебной информации;
  • интеллектуальный уровень;
  • творческий уровень.

Тип программы: модифицированная, ступенчатая, продвинутого уровня.
Календарно-тематическое планирование включает в себя следующие темы:

Введение  

2ч.

Происхождение человека

 

3ч.

II. Строение и функции организма
Общий обзор организма                                                                                     


1ч.

57ч.

Клеточное строение организма. Ткани

3ч.

 

Рефлекторная регуляция органов и систем организма                             

1ч.

 

Опорно-двигательная система                                                                       

7ч.

 

Внутренняя среда организма                                                                               

4ч.

 

Кровеносная и лимфатическая системы организма                                  

6ч.

 

Дыхательная система                                                                                        

4ч.

 

Пищеварительная система                                                                                

7ч.

 

Выделительная система                                                                                    

1ч.

 

Обмен веществ и энергии                                                                          

3ч.

 

Покровные органы. Теплорегуляция                                                               

4ч.

 

Нервная система человека                                                                                

5ч.

 

Анализаторы                                                                                                           

6ч.

 

Высшая нервная деятельность. Поведение. Психика                                

4ч.

 

Железы внутренней секреции                                                                            

2ч.

 

III. Индивидуальное развитие организма

 

итого

 

67.

Резервное время

 

1ч.

Условные обозначения
Курсивом в данном планировании выделен материал, который подлежит изучению, но не включен в Требования к уровню подготовки выпускников.

¦ учебно-познавательная компетенция
0 информационная
* коммуникативная компетенция.
- рефлексивная компетенция.
^ компетенция личностного саморазвития.
¦ смыслопоисковая компетенция.
>профессионально-трудовая компетенция.