Тематическое планирование курса биологии для 9 класса (базовый уровень)

Настоящее календарно-тематическое планирование ориентировано на использование учебника:Каменский А. А. Криксунов Е. А Пасечник В.В. Биология. Введение в общую биологию и экологию
Автор: Оданович М.В.

Таблично-графическая схема рабочей программы (68ч) (17)

ТЕМА 1.6. БИОСФЕРНЫЙ УРОВЕНЬ 5 часов

50

Биосфера. Среды жизни.
Эволюция биосферы.
Д.з. §6.1
Упр. №169 в рабочей тетради с печатной основой.

Основные понятия
Биосфера
Абиотические факторы.
Факты
Компоненты и свойства биосферы.
Границы биосферы.
Жизненные среды: вода, наземно-воздушная, почва, тело организма. Свойства среды
Условия жизни.
Теория
Учение В. И. Вернадского о биосфере.

Воспроизведение и описание
Приводить примеры абиотических факторов.

Участие во вводной беседе.

Актуализация знаний.

 

Называть структурные компоненты и свойства биосферы.

Участие в беседе.

Изучение нового материала.

Портрет В. И Вернадского.

Описывать свойства основных сред жизни.

Поиск информации в тексте учебника на с.173-175. Организация работы в группе.

Изучение нового материала.

Текст учебника §6.1.

Обсуждение вопроса 1 на с.177 после §6.1.

Закрепление знаний.

Приводить примеры организмов обитающих в различных средах.

Описание рисунков учебника.

Изучение нового материала.

Рис.66 на с.174
Обитатели водной среды
Рис.67 на с.176
Обитатели почвы

Интеллектуальный уровень
Анализировать содержание определения основного понятия.

Анализ текста учебника на с.172.

Изучение нового материала.

Текст учебника §6.1

Выполнение упр. №167 в рабочей тетради с печатной основой.

Закрепление знаний.

Рабочая тетрадь с печатной основой.

Объяснять приспособления организмов к различным средам жизни.

Обсуждение вопроса 2 и 4 на с.177 после §6.1.

Изучение нового материала.

Текст учебника §6.1

Анализировать содержание рисунка и определять границы биосферы.

Выполнение упр. №169 в рабочей тетради с печатной основой.

Домашнее задание.

Рабочая тетрадь с печатной основой
Таблица
Биосфера.

51

Средообразующая деятельность организмов.
Д.з. §6.2

Основные понятия
Гумус
Фильтрация
Факты
Механическое воздействие организмов.
Очистка природных вод животными-фильтраторами. Укрепление и аэрация почвы.
Физико-химическое воздействие: газовый состав воздуха, воды, структура и свойства почвы, климат.
Роль растений и животных в жизни планеты.
Процессы
Почвообразование. Образование гумуса.
Перемещение веществ.

Воспроизведение и описание
Приводить примеры сред жизни, которые возникли в результате деятельности организмов.

Обсуждение вопроса 3 на с.178 перед §6.2.

Актуализация знаний.

Текст учебника §6.2.

Приводить примеры механического воздействия организмов на среду.

Участие в беседе с элементами самостоятельной работы.

Изучение нового материала.

 

Описывать проявление физико-химического воздействия организмов на среду

 

Интеллектуальный уровень
Анализировать содержание определения основного понятия.

Анализ текста учебника на с.178.

Изучение нового материала.

Текст учебника §6.2.

Объяснять возможность влияния организмов на окружающую среду.

Обсуждение вопроса 1 и 2 на с.178 перед §6.2.

Актуализация знаний.

Текст учебника §6.2.

Характеризовать роль живых организмов в жизни планеты и обеспечение устойчивости биосферы.

Участие в эвристической беседе.

Изучение нового материала.

 

Творческий уровень
Прогнозировать последствия для нашей планеты, если исчезнут  живые организмы.

 

Участие в регламентированной дискуссии.

Закрепление знаний.

 

52

Круговорот веществ в биосфере.
Д.з. § 6.3

Основные понятия
Биогеохимические циклы
Биогенные элементы.
Микроэлементы.
Факты
Группы веществ в биосфере: макротрофные, микотрофные.
Многократное использование биогенных элементов.
Процессы
Циркуляция биогенных элементов. Биохимические циклы азота, углерода, фосфора.
Роль редуцентов в круговороте биогенных элементов.

Воспроизведение и описание
Называть вещества, используемые организмами в процессе жизнедеятельности.

Обсуждение вопроса 1 на с.180 перед § 6.3.

Актуализация знаний.

 

Перечислять группы веществ в биосфере.

Участие в беседе с элементами самостоятельной работы с учебником.

Изучение нового материала.

 

Описывать биохимические циклы углерода, азота, фосфора.

Описание рисунков учебника (групповая работа).

Изучение нового материала.

Рис.68. с.181
Биогеохимический цикл азота.

Выполнение упр. №171 в рабочей тетради с печатной основой.

Рис.69. с.183
Биогеохимический цикл углерода.

Рис.70. с.184
Биогеохимический цикл фосфора.

Интеллектуальный уровень
Анализировать содержание определения понятий.

Анализ текста учебника на с.178.

Изучение нового материала.

Текст учебника §6.3.

Характеризовать биохимические циклы углерода, азота, фосфора.

Обсуждение результатов работы в группах.

 

Объяснять, почему использование веществ растениями и животными не ведет к истощению их запасов

Обсуждение вопроса 2 на с.185 после § 6.3 с элементами мозгового штурма..

Актуализация знаний.

 

Творческий уровень
Высказывать предположение о том, что существует ли строгая связь между биомассой вида и его ролью в поддерживании сообщества.

Обсуждение вопроса 2 на с.185 после § 6.3.

Закрепление знаний.

 

53

Антропогенное воздействие на биосферу.
Основы рационального природопользования.
Д.з. §10.2 и §10.3
Упр. №173 и упр. №172 в рабочей тетради с печатной основой.

Факты
Классификация природных ресурсов: неисчерпаемые, исчерпаемые (возобновимые, невозобновимые).
Факторы, вызывающие экологический кризис:.
*Виды деятельности в области охраны природы: экологический мониторинг, охрана лесов, увеличение числа заповедников, охрана и разведение редких видов растений и животных, экологическое образование, международное сотрудничество.
Процессы
Стратегии природопользования и их последствия.
Экологический кризис и его последствия.

Воспроизведение и описание
Приводить примеры неисчерпаемых и исчерпаемых природных ресурсов.

Беседа по рисунку учебника.

Изучение нового материала.

Рис.112 на с..295
Природные ресурсы

Называть причины экологического кризиса.

Участие в беседе с элементами самостоятельной работы с текстом учебника на с.295-296.

 

Интеллектуальный уровень
Раскрывать роль человека в биосфере.

Обсуждение вопроса 4 на с.299 перед §10.2.

Актуализация знаний.

Текст учебника §10.2.

Объяснять пути преодоления экологического кризиса.

Участие в эвристической беседе.

Изучение нового материала.

 

Творческий уровень
Высказывать предположения о вмешательстве человека в процессе биосферы.

Выполнение упр. №173 и упр.172 в рабочей тетради с печатной основой.

Домашнее задание.

Рабочая тетрадь с печатной основой

Предлагать пути преодоления экологического кризиса.

Обсуждение вопроса 3 на с.299 после §10.3.

Закрепление знаний.

Текст учебника §10.3.

54

Зачет №3

Разноуровневое тестирование по теме
Популяционно-видовой, экосистемный, биосферный уровни.