Тематическое планирование курса биологии для 9 класса (базовый уровень)

Настоящее календарно-тематическое планирование ориентировано на использование учебника:Каменский А. А. Криксунов Е. А Пасечник В.В. Биология. Введение в общую биологию и экологию
Автор: Оданович М.В.

Таблично-графическая схема рабочей программы (68ч) (5)

ТЕМА 1.2 КЛЕТОЧНЫЙ УРОВЕНЬ 14 часов

12

Основные положения клеточной теории.
Д.з. §2.1
Упр. №44, в рабочей тетради с печатной основой.

Основные понятия
*Цитология
Факты
Клетка - элементарная единица жизни на земле.
Усовершенствование микроскопа – условие появления и развития клеточной теории.
Теория
Основные положения клеточной теории Т. Шванна, М. Шлейдена.
Клеточное строение организмов.
Сходство в строении и химическом составе, функциях.
Клетка – живая структура.
Ошибочный взгляд Т. Шванна, М. Шлейдена.
Дополнения Р. Вирхова. Клетки способны делиться.

 

Воспроизведение и описание
Давать определения термину теория.

Участие во вводной беседе.

Актуализация знаний.

Транспаранты.
Портреты Шлейдена и Шванна А Левенгук, Р. Вирхов.

Выполнение упр. №42 в рабочей тетради с печатной основой

¦ Приводить примеры организмов, имеющих клеточное и неклеточное строение.

Выполнение упр. №39 в рабочей тетради с печатной основой

Изучение нового материала.

Рабочая тетрадь с печатной основой.
Учебник.

¦ Называть жизненные свойства клетки.

¦ Узнавать клетки различных организмов.

Выполнение упр. №45 в рабочей тетради с печатной основой.

Закрепление знаний.

Рабочая тетрадь с печатной основой

Интеллектуальный уровень
¦ * Определять при помощи микроскопа клеточное строение различных организмов.

Выполнение лабораторной работы «Рассматривание клеток растений и животных клеток под микроскопом».

Изучение нового материала.

Микроскопы
Препаравальные иглы
Предметные стекла.
Микропрепараты.

Обсуждение результатов.

¦ * Доказывать, что клетка – живая структура.

Обсуждение вопроса 3 в конце §2.1.

Изучение нового материала.

 

0 Самостоятельное формулировать определение термина цитология.

Выполнение упр. №39 в рабочей тетради с печатной основой.

Изучение нового материала.

Рабочая тетрадь с печатной основой

Творческий уровень
- ¦ Давать оценку значению открытию клеточной теории

Выполнение упр. №44 в рабочей тетради с печатной основой.

Домашнее задание

 

13

Общие сведения о клетках. Клеточная мембрана.
Д.з. §2.2
Упр. №48 и №52, в рабочей тетради с печатной основой.

Основные понятия
Органоиды
Цитоплазма
Фагоцитоз
Фагоциты
Пиноцитоз
Пищеварительная вакуоль.
Факты
Функции клеточной мембраны: защитная, структурная, обеспечение связи клеток, избирательный транспорт клеток.
Объекты
Строение клеточной мембраны: двойной липидный слой, расположение белков.
Процессы
Механизм фагоцитоза и пиноцитоза

Воспроизведение и описание
¦ Называть отличия в составе оболочки животной и растительной клеток, клетки гриба.

Участие во вводной беседе.

Актуализация знаний.

Таблица.
Растительная и животная клетки.

¦ Описывать строение клеточной мембраны.

Описание рис.18 на с.44 учебника.

Изучение нового материала.

Рис.18 на с.44
Строение клеточной мембраны

¦ Узнавать по немому рисунку структурные компоненты клеточной мембраны.

Выполнение упр. №49 в рабочей тетради с печатной основой.

Закрепление знаний.

Рабочая тетрадь с печатной основой.

¦ * Называть способы проникновения веществ в клетку.

Обсуждение вопроса 2 на с.45 после §2.2

 

¦ Приводить примеры клеток, для которых характерны пиноцитоз и фагоцитоз.

Выполнение упр. №51 в рабочей тетради с печатной основой.

Закрепление знаний.

Рабочая тетрадь с печатной основой

¦ Описывать механизм пиноцитоза и фагоцитоза

Описание рис.19 на с.45 учебника.

Изучение нового материала.

Рис.19 на с.45
Схематическое изображение фагоцитоза.

Интеллектуальный уровень
0¦ Отличать механизм пиноцитоза от фагоцитоза.

Поиск информации в учебном электроном издании

Изучение нового материала.

Лаборатория Клетка
Функции основных органоидов

0 Анализировать содержание определений основных понятий в тексте учебника.

Анализ текста учебника на с.44-45.

Изучение нового материала.

Текст учебника §2.2

* ¦ Объяснять, почему у растительных клеток нет фагоцитоза.

Обсуждение вопроса 4 на с.45 после §2.2

Закрепление знаний.

Творческий уровень
¦ Прогнозировать последствия нарушения целостности клеточной мембраны.

Выполнение упр. №48 и №52 в рабочей тетради с печатной основой.

Домашнее задание.

Рабочая тетрадь с печатной основой

14

Эндоплазматическая сеть. Рибосомы. Комплекс Гольджи.
Лизосомы.
Д.з. §2.4;
§2.5 лизосомы

Факты
Виды ЭПС: шероховатая, гладкая.
Функции ЭПС: транспорт, синтез органических веществ.
Функции рибосом: синтез белка.
Образование рибосом в клетке.
Функции комплекса Гольджи: образование лизосом, накопление веществ, синтез веществ.
Объекты
Строение органоидов обмена веществ: эндоплазматическая сеть, рибосомы, комплекс Гольджи, лизосомы.
Процессы
Внутриклеточное переваривание.

Воспроизведение и описание
Называть функции органоидов.

Обсуждение вопросов 2 и 3 после §2.4.

Актуализация знаний.

Таблица
Строение клетки

Описывать строение по электронной фотографии строение гранулярной ЭПС.

Участие в беседе по рис.22 на с.50.

Изучение нового материала.

Рис.22 на с.50
Электронная микрофотография участка гранулярной ЭПС.

Описывать строение рибосом, комплекса Гольджи по рисунку учебника
.

Описание строения органоидов по рисунку

Рис.23 на с.50 Строение рибосомы

Рис.24 на с.51
Схема строения и микрофотография аппарата Гольджи.

Интеллектуальный уровень
¦ * Отличать по строению шероховатую от гладкой ЭПС.

Участие в эвристической беседе.

Изучение нового материала

 

0 Характеризовать строение органоидов по строению и выполняемым функциям.

Выполнение упр. №621 в рабочей тетради с печатной основой.

Закрепление знаний.

Таблица
Строение клетки
Рабочая тетрадь с печатной основой.

Поиск информации в учебном электронном пособии.

Лаборатория Клетка
Функции основных органоидов

¦ 0 Объяснять механизм внутриклеточного переваривания.

Обсуждение содержание рис.25 на с.52 учебника.

Изучение нового материала

Рис.25 на с.52
Схема переваривания клеткой пищевой частицы при помощи лизосомы.

Творческий уровень
- * ¦ Аргументировать свою точку о том, почему в эритроцитах отсутствует аппарат Гольджи.

Обсуждение вопроса 6 на с.51 после §2.4. (трансляция знаний в новую ситуацию)

Закрепление знаний.