Тематическое планирование курса биологии для 9 класса (базовый уровень)

Настоящее календарно-тематическое планирование ориентировано на использование учебника:Каменский А. А. Криксунов Е. А Пасечник В.В. Биология. Введение в общую биологию и экологию
Автор: Оданович М.В.

Таблично-графическая схема рабочей программы (68ч) (12)

36.

Генетика пола.
Сцепленное с полом наследование.
Д.з. §3.10
Упр. №139 и упр. №140 в рабочей тетради с печатной основой.

Основные понятия
Анализирующее скрещивание
Аутосомы
Гетерогаметный пол
Гомогаметный пол
Объект исследования
Половые хромосомы
Факты
Предположение Г. Менделя о гетерозиготности одного из полов. Установление набора хромосом Т. Морганом организмов разных полов.
Структура генотипа при расщеплении фенотипа 1:1.
Наследственные заболевания, сцепленные с полом.
Процессы
Расщепление фенотипа по признаку определения пола.
Наследование признаков сцепленных с полом.
Закономерности
Закон сцепленного наследования.

Воспроизведение и описание
Давать определение термину анализирующее скрещивание.

Участие во вводной беседе.

Актуализация знаний.

 

Называть структуру генотипа при расщеплении фенотипа 1:1.

Называть типы хромосом в генотипе.

Выполнение упр. №137 в рабочей тетради с печатной основой.

Закрепление знаний.

Рабочая тетрадь с печатной основой

* Называть число аутосом у человека и у дрозофилы.

Обсуждение вопроса 2 на с.117 после §3.10

Текст учебника §3.10

^ * Приводить примеры наследственных заболеваний человека, сцепленных с полом.

Участие в беседе.

Интеллектуальный уровень
- Определять характер затруднений при выполнении упр.135 в пункте е).

Постановка проблемы урока.

Актуализация знаний.

Рабочая тетрадь с печатной основой.

0 Анализировать содержание рисунка учебника.

Беседа по рисунку учебника.

Изучение нового материала.

Рис.55 на с. 115
Схема расщепления по признаку пола.

Выполнение упр. №136 в рабочей тетради.

Закрепление знаний.

Рабочая тетрадь с печатной основой

¦ 0 Конкретизировать проявление закона сцепленного наследования на примере сцепленного с полом наследования.

Участие в беседе.

Закрепление знаний.

 

Поиск информации в электронном учебном пособии.

Работа
Хромосомный набор и развитие человека

¦ * Определять по схеме число типов гамет, фенотипов и генотипов, вероятность проявления признака в потомстве.

Выполнение упр. №138 в рабочей тетради.

Закрепление знаний.

Рабочая тетрадь с печатной основой

Выполнение упр. №139 и №140 в рабочей тетради.

Домашнее задание.

37

Модификационная изменчивость.
Д.з. §. 3.11.
Упр. №144 в рабочей тетради с печатной основой.

Основные понятия
Вариационная кривая
Изменчивость.
Модификация.
Норма реакции.
Факты
Проявление действия генов зависит от условий внешней среды.
Диапазон нормы реакции у различных признаков.
Характеристики модификационной изменчивости.
Процессы
Наследование способности проявлять признак в определенных условиях.

Воспроизведение и описание
Давать определение термину изменчивость.

Участие во вводной беседе.

Актуализация знаний.

 

Приводить примеры модификаций.

Участие в беседе.

Изучение нового материала.

 

Интеллектуальный уровень
0 Анализировать содержание определений основных понятий.

Анализ текста учебника на с.118.

Изучение нового материала.

Текст учебника
§. 3.11

¦ *Объяснять различие фенотипов растений, размножающихся вегетативно.

Участие в эвристической беседе.

 

¦ * Характеризовать модификационную изменчивость.

 

¦ Конкретизировать понятие норма реакции на примере.

Выполнение упр. №142 в рабочей тетради.

Закрепление знаний.

Рабочая тетрадь с печатной основой.

¦ Показывать зависимость проявления нормы реакции от условий окружающей среды.

Выполнение упр. №143 в рабочей тетради.

0 ¦ Строить вариационную кривую.

Построение графика при помощи мультимедийного электронного учебного пособия

Изучение нового материала.

Практикум
Работа «Статистические закономерности модификационной изменчивости»» 5 и 6 этапы.

Творческий уровень
¦ Высказывать предположения, о том, как можно опытным путем вызвать появлениепигментированной шерсти у горностаевого кролика.

Выполнение упр. №144 в рабочей тетради с печатной основой.

Домашнее задание

Рабочая тетрадь с печатной основой

38.

Мутационная изменчивость.
Д.з. § 3.12

Основные понятия
Геном
Изменчивость.
Мутации
Мутаген.
Полиплоидия.
Факты
Изучение самопроизвольных мутаций Гуго де Фризом.
Виды мутаций по степени изменения генотипа: генные, хромосомные, геномные.
Синдром Дауна - геномная мутация человека.
Виды хромосомных мутаций: делеция, дупликация, инверсия.
Виды мутагенов.
Характеристики мутационной изменчивости.
Процессы
Механизм появления полиплоидных растений. Нарушение расхождения числа хромосом при мейозе или митозе.

Воспроизведение и описание
Давать определение термину изменчивость.

Участие во вводной беседе.

Актуализация знаний.

 

Называть вещество, обеспечивающее наследственность; биологическую роль хромосом.

Модель ДНК

¦ * Описывать строение молекулы ДНК.

Описание модели ДНК

* Приводить примеры генных, хромосомных и геномных мутаций.

Участие в беседе.

Изучение нового материала.

 

* Узнавать по схеме виды хромосомных мутаций.

Выполнение упр. №146 в рабочей тетради.

Закрепление знаний.

Рабочая тетрадь с печатной основой.

Интеллектуальный уровень
* Называть уровни изменения генотипа, виды мутаций.

Участие в беседе.

Изучение нового материала.

Схема на доске.
Транспаранты с названиями мутаций.

Составление схемы

Закрепление знаний.

¦ * Характеризовать виды мутаций.

Участие в эвристической беседе.

Изучение нового материала.

 

Заполнение таблицы по ходу беседы (упр.№145).

Закрепление знаний.

Рабочая тетрадь с печатной основой

Поиск в тексте учебника на с.119 и с.120 информации.

Текст учебника
§. 3.12

¦ * Находить различия между мутациями и модификациями.

Обсуждение вопроса 1 на с.122 после § 3.12

Закрепление знаний.

¦ * 0 Объяснять причины мутаций

Участие в беседе с элементами самостоятельной работы с текстом на с.121.

Изучение нового материала.

Текст учебника
§. 3.12