Тематическое планирование курса биологии для 9 класса (базовый уровень)

Настоящее календарно-тематическое планирование ориентировано на использование учебника:Каменский А. А. Криксунов Е. А Пасечник В.В. Биология. Введение в общую биологию и экологию
Автор: Оданович М.В.

Пояснительная записка (4)

Для анализа содержания определений основных понятий планируется использование следующих приемов:

  • обнаружение ошибок, допущенных при выполнении самостоятельных работ. Эти задания могут быть сформулированы учителем и предлагаются ученику. В ситуации формирования навыков рефлексивного восприятия результатов собственной учебно-познавательной деятельности учащимся предлагается проанализировать и исправить собственные ошибки, допущенные при выполнении заданий самостоятельной работы.
  • определение правильного или неправильного использования термина. Такое задание используется, если мы акцентируем на процесс реализации коммуникативной составляющей учебно-познавательной компетентности и выглядит следующим образом: каждому ученику в паре предлагается два варианта определений одного и того же термина и им необходимо определить, какой вариант определения является правильным и аргументировать собственную точку зрения. Таким образом, у ребенка постепенно формируются элементы навыков ведения дискуссий.

Паре учеников предлагается два предложения, в одном предложении термин использован правильно, а в другом неверно. Поверка организуется следующим образом: первый ученик зачитывает предложение, а второй анализирует. Если использование неверно, то корректирует предложение и предлагает правильный вариант. Если использование термина правильное, то аргументирует свою точку зрения. После этого ученики меняются ролями. Второй ученик зачитывает предложенное ему предложение, а первый высказывает свою точку зрения.

  • подбор терминов по определенной проблеме.

Подберите термины, которые необходимо употребить для характеристики таких понятий как, фотосинтез, дыхание, обмен веществ, борьба за существование. Для таких заданий необходимо использовать термины, которые являются сквозными и изучаются на протяжении всего курса различных учебных предметов, содержания которого зависит от уровня подготовки (базовый или профильный) или на каком этапе изучения рассматривается это понятие.
К творческим заданиям относятся задания, которые предполагают моделирование определенной ситуации и включают в себя задания следующего содержания: представьте себе, что вы выступаете на конференции по медицине, физиологи, экологии, по охране растений (можно использовать раздел биологии или биологическую проблему). Подготовьте небольшое выступление (не более 1минуты), включив в него наибольшее количество терминов. Задание оценивается таким образом если командами были использованы в выступлении одинаковые термины, то за каждое совпадение дается по 0,5балла. Если термин был использован только одной командой то команде присуждается 1 балл за  каждый термин.
Для активизации работы с терминами учащимся можно предложить написать один из видов японских стихов (синквейн, диаманта, хокку). Для организации данной формы опроса учащимся предлагается написать в начале синквейн, наиболее простой вид деятельности, по заданной схеме, показывающую структуру синквейна.
Схема синквейна
1 строка обозначает тему одним словом (обычно существительным), 1б
2 строка описывает тему (2 прилагательных), 2б
3 строка называет действия, относящиеся к теме (3 глагола), 3б          
4 строка выражает отношение автора к теме (фраза из 4 слов), 5б
5 строка – повторение сути, «синоним» темы 2б
Если ученик испытывает затруднения ему предлагается использование опоры, которая содержит и правильную и неправильную информацию, относящуюся к определенному термину. Учащиеся 6 ого класса для отработки термина фотосинтез используют следующую опорную схему, раскрывающую содержание термина.
Более сложной формой написания стихов является диаманта, так как происходит понимание ребенком сути различий и взаимосвязи понятий, противоположных по значению.
В начале формирования умений ученику предлагается схема отражающая структуру диаманты:
1-я строчка – тема (существительное). Задается учителем
2-я строчка – определение (2 прилагательных) 2б
3-я строчка – действие (3 причастия) 3б
4-я строчка - ассоциации (4 существительных, которые объединяют эти два противоположные понятия) 4б
5-я строчка – действие (3 причастия) 3б
6-я строчка – определение (2 прилагательных) 2б
7-я строчка – тема (существительное). Задается учителем
Наиболее сложной формой написания стихов является – хайку, так как требует личностного восприятия учеником определенного образа, состояния. Это задание предлагается выполнить по желанию. Например, предлагается написать хайку по следующим темам «врач», «эколог», «защитник природы» и т.д. Ученикам также предлагается схема, отражающая структуру.
Строчка 1: «Я был» кем-то или чем-то или
«Я видел» кого-то или что-то
Строчка 2: Место и действие (где и что делал)
Строчка 3: Определение (как?)
Этот тип японских стихов требует от учащихся нестандартного творческого мышления и рефлексии изучаемого материала, следовательно оценивается максимально – 15б.