Тематическое планирование курса биологии для 9 класса (базовый уровень)

Настоящее календарно-тематическое планирование ориентировано на использование учебника:Каменский А. А. Криксунов Е. А Пасечник В.В. Биология. Введение в общую биологию и экологию
Автор: Оданович М.В.

Таблично-графическая схема рабочей программы (68ч) (8)

22

Фотосинтез.
Д.з. §2.11
Упр. №87 в рабочей тетради с печатной основой.

Основные понятия
Фотосинтез
Фотолиз
Факты
Значение фотосинтеза. Образование глюкозы из неорганических веществ. Обогащение атмосферы кислородом.
Превращение энергии солнечного света в энергию химических связей.
Объекты
Строение хлоропласта.
Процессы
Световая и темновая фазы фотосинтеза

Воспроизведение и описание
Давать определение термину автотрофы, фотосинтез

Участие во вводной, фронтальной беседе

Актуализация знаний.

 

Выполнение упр. №80 в рабочей тетради с печатной основой.

¦ Называть, органы растения, где происходит фотосинтез.

Обсуждение вопроса 1 на с.65 перед §2.11

 

Интеллектуальный уровень
 0 Анализировать содержание определения фотолиза.

Анализ текста учебника на с.66..

Изучение нового материала.

Текст учебника §2.11

¦ Выделять приспособления хлоропласта для фотосинтеза.

Анализ рис.32 на с.67

Изучение нового материала.

Рис.32 на с.67
Схема строения листа и фотосинтез.

¦ Характеризовать фазы фотосинтеза.

Заполнение таблицы (упр. №83 в рабочей тетради с печатной основой) по ходу объяснения нового материала.

Изучение нового материала.

Рабочая тетрадь с печатной основой
Таблица
Фотосинтез

Обсуждение записей в тетради.

Закрепление знаний.

Обсуждение вопроса 2 и 3 на с.69 после §2.11.

0 Анализировать содержание рисунка учебника.

Участие в беседе по рис.32 на с.67

Закрепление знаний.

Рис.32 на с.67
Схема строения листа и фотосинтез.

Выполнение упр. №84 в рабочей тетради с печатной основой.

Рабочая тетрадь с печатной основой

¦ Сравнивать процессы фотосинтеза и хемосинтеза

Выполнение упр. №87 и №91в рабочей тетради с печатной основой.

Домашнее задание.

Рабочая тетрадь с печатной основой

.23

Синтез белка. Транскрипция.
Д.з. §2.13 до транспортных РНК

Основные понятия
Ген
Генетический код.
Кодон.
Транскрипция.
Триплет.
Факты
Затраты энергии – условие для синтеза белков.
Участие ферментов. РНК-полимераза.
Свойства генетического кода: специфичность, универсальность.
*Особенности транскрипции у прокариот и эукариот.
Процессы
Механизм транскрипции.
Закономерности
Принцип комплементарности.

Воспроизведение и описание
Называть состав белков, функции нуклеиновых кислот, виды РНК.

Участие во вводной, фронтальной беседе.

Актуализация знаний.

 

Давать определение термину ассимиляция.

Воспроизведение определения.

 

Воспроизводить определения основных понятий.

Выполнение упр. №89 и №91 в рабочей тетради с печатной основой.

Закрепление знаний.

Рабочая тетрадь с печатной основой

¦ Называть роль и-РНК в биосинтезе белка.

Выполнение упр. №90 в рабочей тетради.

 

Рабочая тетрадь с печатной основой

0 * Описывать проявление генетического кода.

Анализ содержания рис.33 на с.71.

Изучение нового материала.

Рис.33 на с.71
Генетический код

Интеллектуальный уровень
0 Анализировать содержание определений: триплет, кодон, ген, генетический код, транскрипция.

Анализ текста учебника на с.71 и с.72 §2.13.

Изучение нового материала.

Текст учебника §2.13.

¦ * Объяснять свойств генетического кода.

Участие в беседе с элементами самостоятельной работы с учебником

¦ * Характеризовать механизм транскрипции.

Участие в беседе по рис.34 на с.73 учебника и демонстрационной таблице.

Изучение нового материала.

Рис.34 на с.73
Схема образования информационной РНК по матрице ДНК
Таблица
Биосинтез белка. Транскрипция.

¦ * Объяснять роль фермента РНК-полимеразы в процессе транскрипции.

0 Составлять схему реализации наследственной информации процессе биосинтеза белка.

Выполнение упр. №92 в рабочей тетради с печатной основой.

Закрепление знаний.

Рабочая тетрадь с печатной основой.

24

Синтез белка.
Трансляция
Д.з. §2.13. До конца.
Упр. №93 в рабочей тетради с печатной основой.

Основные понятия
Антикодон
Полисома.
Трансляция
Факты
Роль ферментов.
Значение триплета – «стоп-сигнала» в биосинтезе белка.
Объекты
Строение молекулы т-РНК.
Процессы
Механизм присоединения аминокислот к т-РНК.
Механизм трансляции.
Закономерности
Принцип комплементарности.

Воспроизведение и описание
Называть состав белков, виды РНК, органоиды биосинтеза.

Участие во вводной, фронтальной беседе.

Актуализация знаний.

Учебное электронное издание
Лабораторный практикум

Вводное тестирование

Воспроизводить определения основных понятий.

Выполнение упр. №89 и №91 в рабочей тетради.

Закрепление знаний.

Рабочая тетрадь с печатной основой.

¦ Описывать по рисунку строение молекулы т-РНК.

Описание рис.35 на с.74 по плану.

Изучение нового материала.

Рис.35 нас.74
Схема строения молекул т-РНК.
План описания на доске.

¦ Описывать структуру и роль в биосинтезе белка полисомы.

Описание рис.37 на с.75

Рис.37 на с.75
Схема синтеза на полисоме

Интеллектуальный уровень
0 Анализировать содержание определений терминов.

Анализ текста учебника на с.73 и с.74 §2.13.

Изучение нового материала.

Текст учебника §2.13.

¦ * Объяснять проявление принципа комплементарности.

Участие в беседе.

Таблица
Трансляция

¦* Характеризовать механизм трансляции.

Участие в беседе по рис.36 учебника и демонстрационной табл.

Изучение нового материала.

Рис.36 на с.74
Схема синтеза белка в рибосоме
Таблица
Трансляция

Выполнение упр. и №93 в рабочей тетради.

Домашнее задание.

Рабочая тетрадь с печатной основой

 0 Извлекать учебную информацию из учебного электронного издания.

Выполнение лабораторной работы Биосинтез белка

Закрепление знаний.

Учебное электронное издание
Лабораторный практикум

Творческий уровень
Прогнозировать вероятность существования клетки, не способной к у синтезу веществ.

Обсуждение вопроса 6 после на с.76 §2.13

Закрепление знаний.

 

25

Деление клетки. Митоз.
Д.з. §2.14

Основные понятия
Жизненный цикл клетки
Интерфаза
Митоз
Редупликация
Хроматиды.
Факты
Фазы митоза: профаза, метафаза, анафаза, телофаза.
Процессы
Механизм редупликации: расхождение нитей ДНК; синтез новых цепей.
Процессы, происходящие в интерфазе: редупликация, увеличение числа митохондрий, удвоение центриолей.
Закономерности
Принцип комплементарности.

Воспроизведение и описание
¦ * Приводить примеры деления клетки у различных организмов.

Обсуждение вопросов 1 и 2 на с.77 перед. §2.14.

Актуализация знаний.

 

¦ * Называть процессы, составляющие жизненный цикл клетки

Составление опорной схемы по ходу объяснения нового материала.

Изучение нового материала.

Транспаранты с названиями процессов: жизненный цикл, митоз, интерфаза

¦ 0 Описывать процессы, происходящие в различных фазах митоза.

Описание рис.39 на с.80.

Изучение нового материала.

Рис.39 на с.80
Схема митотического цикла
Демонстрационный материал
Фазы митоза.

Выполнение упр. и №95 в рабочей тетради.

Закрепление знаний.

Рабочая тетрадь с печатной основой

Интеллектуальный уровень
0 Анализировать содержание определений терминов.

Анализ текста учебника на с.77 и с.78 §2.14.

Изучение нового материала.

Текст учебника §2.14.

¦ * Объяснять механизм спирализации хромосом.

Участие в эвристической беседе.

 

¦ * 0 Характеризовать механизм редупликации, митоза

Участие в беседе по рис. 38 на с.79

Изучение нового материала.

Рис.38 на с.79
Схема удвоения ДНК (редупликация)

Поиск информации в учебном электронном пособии.

Закрепление знаний

Лаборатория Клетка
Митоз

¦ * Объяснять биологическое значение митоза.

Обсуждение вопроса 1 на с.81 после §2.14.

 

26

Зачет №1.

Разноуровневое тестирование по темам
Молекулярный и клеточный уровни.