Пояснительная записка (2)
Согласно действующему в лицее учебному плану календарно-тематическое планирование предусматривает обучение программному материалу в 6 «Б» и «Ф» классах в объёме 204 часов (6 часов в неделю), из них 34 часа отводится развитию речи (повторение изученного в 5-м классе – 7 часов; морфология (вводные уроки) – 3 часа; глагол – 52 ч.; имя прилагательное – 40 ч.; имя числительное – 16 ч.; наречие – 24 ч.; местоимение – 22 ч.; повторение – 6 ч.).
Основой целеполагания является обновление требований к уровню подготовки выпускников в системе гуманитарногообразования, отражающее важнейшую особенность педагогической концепции государственного стандарта — переход от суммы «предметных результатов» (то есть образовательных результатов, достигаемых в рамках отдельных учебных предметов) к межпредметным и интегративным результатам. Такие результаты представляют собой обобщенные способы деятельности, которые отражают специфику не отдельных предметов, а ступеней общего образования. В государственном стандарте они зафиксированы как общие учебные умения, навыки и способы человеческой деятельности, что предполагает повышенное внимание к развитию межпредметных связей курса русский язык.
Дидактическая модель обучения и педагогические средства отражают модернизацию основ учебного процесса, их переориентацию на достижение конкретных результатов в виде сформированных умений и навыков учащихся, обобщенных способов деятельности. Формирование целостных представлений о русском языкебудет осуществляться в ходе творческой деятельности учащихся на основе личностного осмысления языковыхфактов и явлений. Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. Это предполагает все более широкое использование нетрадиционных форм уроков, в том числе методики ролевыхигр, проблемных дискуссий, межпредметных интегрированных уроков и т. д.
На ступени основной школы задачиучебных занятий (в схеме —планируемый результат) определены как закрепление умений разделять процессы на этапы, звенья, выделять характерные причинно-следственные связи, определять структуру объекта познания, значимые функциональные связи и отношения между частями целого, сравнивать, сопоставлять, классифицировать, ранжировать объекты по одному или нескольким предложенным основаниям, критериям. Принципиальное значение в рамках курса приобретает умение различать факты, мнения, доказательства, гипотезы, аксиомы.
При выполнении творческих работ (особенно в рамках предпрофильной подготовки) формируется умение определять адекватные способы решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов, комбинировать известные алгоритмы деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартного применения одного из них, мотивированно отказываться от образца деятельности, искать оригинальные решения.
Учащиеся должны приобрести умения по формированию собственного алгоритма решения познавательных задач, формулировать проблему и цели своей работы, определять адекватные способы и методы решения задачи, прогнозировать ожидаемый результат и сопоставлять его с собственными лингвистическимизнаниями. Учащиеся должны научиться представлять результаты индивидуальной и групповой познавательной деятельности в формах конспекта, реферата, отзыва.
Реализация календарно-тематического плана обеспечивает освоение общеучебных умений и компетенций в рамках информационно-коммуникативной деятельности, в том числе, способностейпередавать содержание текста в сжатом или развернутом виде в соответствии с целью учебного задания, проводить информационно-смысловый анализ текста, использовать различные виды чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.), создавать письменные высказывания, адекватно передающие прослушанную и прочитанную информацию с заданной степенью свернутости (кратко, выборочно, полно), составлять план, тезисы, конспект. На уроках учащиеся могут более уверенно овладеть монологической и диалогической речью, умением вступать в речевое общение, участвовать в диалоге (понимать точку зрения собеседника, признавать право на иное мнение), приводить примеры, подбирать аргументы, перефразировать мысль (объяснять «иными словами»), формулировать выводы. Для решения познавательных и коммуникативных задач учащимся предлагается использовать различные источники информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и другие базы данных, в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения осознанно выбирать выразительные средства языка и знаковые системы (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.).
С точки зрения развития умений и навыков рефлексивной деятельности, особое внимание уделено способности учащихся самостоятельно организовывать свою учебную деятельность (постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств и др.), оценивать ее результаты, определять причины возникших трудностей и пути их устранения, осознавать сферы своих интересов и соотносить их со своими учебными достижениями, чертами своей личности.
Стандарт ориентирован на воспитание школьника — гражданина и патриота России, развитие духовно-нравственного мира школьника, его национального самосознания. Эти положения нашли отражение в содержании уроков. В процессе обучения должно быть сформировано умение формулировать свои мировоззренческие взглядыи на этой основе – воспитание гражданственности и патриотизма.
Календарно-тематический план предусматривает разные варианты дидактико-технологического обеспечения учебного процесса, в частности: разрезные карточки для индивидуальной работы, таблицы, схемы, тесты, учебные видеофильмы по русскому языку.
Для информационной компьютерной поддержки учебного процесса предполагается использование следующих программно-педагогических средств, реализуемых с помощью компьютера: «Домашний репетитор», орфотренажёр «Грамотей».
Требования к уровню подготовки учащихся 6 «Д» класса (базовый уровень):
должны знать: роль и функции языка как основного средства общения между людьми; понятие нормы русского литературного языка; стили и типы речи; текст и его составляющие; стилистические ресурсы и изобразительно-выразительные средства языка; грамматический строй и система частей речи русского языка; лексико-грамматические категории: глагол, имя прилагательное, числительное, наречие, местоимение; основные синтаксические единицы;
должны уметь: грамотно и последовательно излагать свои мысли в устной и письменной форме;разрешать возникающие на письме орфографические и пунктуационные задачи; выполнять фонетический, морфемный, морфологический и другие виды анализа слов и словоформ, а также частичный лингвистический анализ текста; осуществлять информационный поиск, извлекать необходимую информацию по теме и делать сообщения; пользоваться справочной литературой и различными лингвистическими словарями;
владеть компетенциями: коммуникативной, языковедческой, рефлексивной и личностным саморазвитием.
способны решать следующие жизненно-практические задачи: применять полученные знания и умения в собственной речевой практике.
Условные сокращения:
коммуникативная компетенция (К)
языковедческая компетенция (Я)
рефлексивная компетенция (Р)
личностное саморазвитие (ЛС)