Тематическое планирование курса русского языка для 6 класса (базовый уровень)

Календарно-тематический план разработан применительно к учебной программе по русскому языку для общеобразовательных учреждений под редакцией В. В. Бабайцевойю. Программно-методические материалы: Русский язык. 5-9 классы / под ред. В. В. Бабайцевой
Автор: Лалаева Д.И.

Пояснительная записка

Настоящий календарно-тематический план разработан применительно к учебной программе по русскому языку для общеобразовательных учреждений под редакцией В. В. Бабайцевой (Программно-методические материалы: Русский язык. 5-9 классы / под ред. В. В. Бабайцевой. –  М.: Дрофа, 2001 г.). Календарно-тематический     план     ориентирован     на     использование учебного комплекса:
1. Бабайцева В.В., Чеснокова Л.Д., Русский язык: Теория. Учебник для 5-9 классов общеобразовательных учебных заведений – М.: Дрофа, 2001 г.
2. Русский язык: Практика. 6 кл.: Пособие для общеобразовательных учреждений / Г. К. Лидман-Орлова, А.Ю.Купалова и др.; Под ред. Г. К. Лидман-Орловой.  – М.: Дрофа, 2001 г.
3. Никитина Е.И. Русская речь: Развитие речи. 6 кл.: Учеб. для общеобразовательных учреждений. – 10-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2001 г.
А также дополнительных пособий: для учителя:

  • Гольдин З. Д. Русский язык в таблицах. – М., 1998 г.
  • Дидактический материал к учебнику русского языка: 6 кл.: Пособие для учителя / Л. Г. Григорян, М. Т. Баранов и др.; Сост. Л. Г. Григорян – М.: Просвещение, 1989 г.
  • Диктанты и изложения для уч-ся 5-8 кл. / Сост. Л. Н. Ситникова. – В.: Учитель, 2002 г.
  • Крамаренко Н. О. Уроки русского языка в 6-ом классе. Поурочные планы. Часть I, II. – Волгоград, 2001 г.
  • Леденёва В. В., Халикова Н. В. Русский язык: Тесты. 5–7 классы. – М.: Дрофа, 2001 г.
  • Методические рекомендации к учебному комплексу под ред. В. В. Бабайцевой. 6 кл. / Под ред. С. Н. Пименовой. – М.: Дрофа, 2001 г.
  • Поурочное планирование: К учебному комплексу под ред. В. В. Бабайцевой. 5-9 кл. – М.: Дрофа, 2000 г.

Дополнительных пособий для учащихся:

  • Ахременкова Л. А. К пятёрке шаг за шагом, или 50 занятий с репетитором: Рус. яз.: 6 кл.: Пособие для учащихся / Л. А. Ахременкова. – М.: Просвещение, 2001.
  • Еремина Е. А. Виды разбора на уроках русского языка. 5-11 классы: Учеб. пособие. – СПб.: Паритет, 2005.
  • Зельманова Л. М., Колокольцев Е. Н. Развитие речи: Русский язык и литература. 5-7 классы. Репродукции картин: Учебно-наглядное пособие для учащихся общеобразовательных учеб. заведений. – 2-е изд. – М.: Дрофа, 1997 г.
  • Дидактический материал по русскому языку. 6 класс: Разрезные карточки для индивидуальной работы с уч-ся/ Сост. Н. О. Крамаренко. – Волгоград: Учитель, 2006 г.

Лицейское образование в современных условиях призвано обеспечить функциональную грамотность и социальную адаптацию обучающихсяна основе приобретения ими компетентностного опыта в сфере учения, познания, профессионально-трудового выбора, личностного развития, ценностных ориентаций и смыслотворчества. Это предопределяет направленность целей обучения на формирование компетентной личности, способной к жизнедеятельности и самоопределению в информационном обществе, ясно представляющей свои потенциальные возможности, ресурсы и способы реализации выбранного жизненного пути.
Главной целью лицейского образования является развитие ребенка как компетентной личности путем включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности: учеба, познания, коммуникация, профессионально-трудовой выбор, личностное саморазвитие, ценностные ориентации, поиск смыслов жизнедеятельности. С этих позиций обучение рассматривается как процесс овладения не только определенной суммой знаний и системой соответствующих умений и навыков, но и как процесс овладения компетенциями. Это определило цели обучения русскому языку:

  • воспитание гражданственности и патриотизма, интереса и любви к русскому языку; сознательного отношения к русскому языку как духовной ценности, средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности;
  • совершенствование речевой и мыслительной деятельности; коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях общения; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому совершенствованию;
  • освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка и речевого этикета;
  • формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;
  • применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике.

На основании требований  Государственного образовательного стандарта  2004 г. в содержании календарно-тематического планирования предполагается  реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный  подходы, которые определяют задачи обучения:

  • Приобретение знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании;
  • Овладение основными нормами русского литературного языка; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов; умение пользоваться различными лингвистическими словарями;
  • Освоение коммуникативной, языковедческой и культуроведческой компетенций.

Компетентностный подход определяет следующие  особенности предъявления содер­жания образования: оно представлено в виде трех тематических блоков, обеспечивающих формирование компетенций. В первом блоке представлены дидактические единицы, обеспечивающие совершенствование  навыков речевого общения, овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи. Это содержание обучения является базой для развития коммуникативной компетенции учащихся. Во втором блоке — дидактические единицы, которые содержат сведения по теории языка, его устройстве, развитии и функционировании; нормах русского литературного языка; словарном составе и грамматической системе языка; сведения о лингвистике как науке и ученых-русистах. Такое содержание обучения является базой для развития языковедческой компетенции учащихся.В третьем блоке представлены дидактические единицы, отражающие знания  о языке как форме выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка и тем самым обеспечивающие  развитие культуроведческой компетенции. Таким образом, календарно-тематическое планирование обеспечивает взаимосвязанное развитие и совершенствование ключевых, общепредметных и предметных компетенций.
Принципы отбора содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.  
Личностная ориентацияобразовательного процесса выявляет приоритет воспитательных и развивающих целей обучения. Способность учащихся  понимать причины и логику развитияязыковыхпроцессов открывает возможность для ос­мысленного восприятия всего разнообразия мировоззренческих, социокультурных систем, существующих в современном мире.  Система учебных занятий призвана способствовать развитию личностной самоидентификации, гуманитарной культуры школьников, их приобщению к ценностям национальной и мировой культуры, усилению мотивации к социальному познанию и творчеству, воспитанию  личностно и общественно востребованных качеств, в том числе гражданственности, толерантности.
Деятельностный подход отражает стратегию современной образовательной политики: необходимость воспитания человека и гражда­нина, интегрированного в современное ему общество, нацеленного на совершенствова­ние этого общества. Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на форми­рование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбо­ру, анализу и использованию информации. Это поможет выпускнику адаптироваться в мире, где объем информации растет в геометрической прогрессии, где социальная и профессиональная успешность напрямую зависят от позитивного отношения к новациям, самостоятельности мышле­ния и инициативности, от готовности проявлять творческий подход к делу, искать нес­тандартные способы решения проблем, от готовности к конструктивному взаимодей­ствию с людьми.