Тематическое планирование курса природоведения для 5 класса (базовый уровень с элементами продвинутого.) авторов В.М. Пакуловой и Н.В. Ивановой

Настоящий календарно-тематический план разработан применительно к учебной программе «Природа. Неживая и живая» (5 класс), авторов В.М. Пакуловой и Н.В. Ивановой, 2003 год издания. Курс «Природа. Неживая и живая» как интегрированный естественнонаучный курс для младших подростков сочетает в себе элементы биологии, географии, физики, астрономии, химии и экологии.
Автор: Старикова Н.И

Таблично-графическая схема рабочей программы (68ч) (3)

РАЗДЕЛ II. СТРОЕНИЕ И СВОЙСТВА ВЕЩЕСТВА (11 ЧАСОВ).

Цель: актуализировать знания учащихся о телах природы, их состоянии и свойствах. Раскрыть особенности их строения; ввести понятия «молекулы», «атомы», «элементы». Познакомить школьников с диффузией в газах, жидкостях и твёрдых телах. Сформировать знания о физических и химических явлениях в природе, познакомить с разнообразием веществ в природе.


1(9).

Тела и вещества.
Домашнее задание: пар. 6

Базисный уровень: знать о многообразии тел, веществ и явлений природы и их простейших классификациях;

Репродуктивный: перечислять состояние веществ.

2(10).

Свойства твёрдых тел, жидкостей и газов
Домашнее задание: пар.7.

Вода в природе, круговорот воды в природе (Природоведение, 3 кл.).

Базисный уровень: знать о многообразии тел, веществ и явлений природы и их простейших классификациях; отдельных методах изучения природы;
уметь сравнивать природные объекты не менее чем по 3-4 признакам описывать по предложенному плану внешний вид изученных тел и веществ.

Репродуктивный: перечислять свойства твёрдых тел, жидкостей и газов; давать определение терминам.
Продуктивный: характеризовать свойства твёрдых тел, жидкостей и газов; приводить примеры и демонстрировать, упругость, пластичность.

3(11).

Вещества и смеси.
Домашнее задание: пар.8.

Вещества, свойства веществ (Природа, 5 кл.).

Базисный уровень: знать о многообразии веществ;
уметь сравнивать природные объекты не менее чем по 3-4 признакам описывать по предложенному плану внешний вид изученных веществ; описывать личные наблюдения или опыты, различать в них цель (гипотезу), условия проведения и полученные результаты;
Продвинутый уровень: уметь приводить примеры применения свойств веществ человеком.

Репродуктивный: перечисляют вещества и смеси.
Продуктивный: характеризуют свойства веществ и смесей, делают выводы. Приводят примеры применения свойств веществ человеком.

4(12).

Молекулы, атомы, элементы.
Домашнее задание: пар.9.

Свойства твёрдых тел, жидкостей и газов (Природа, 5 кл.).

Базисный уровень: знать о многообразии веществ и явлений природы;
уметь приводить примеры физических явлений, превращения веществ; кратко пересказывать учебный текст естественнонаучного характера; отвечать на вопросы по его содержанию; выделять его главную мысль;
Продвинутый уровень: иметь представление о

Репродуктивный: дают определение терминам; называют частицы, из которых состоят вещества.
Продуктивный: дают характеристику молекул, их свойств; атомов; химических элементов; показывают на доске запись некоторых химических элементов с помощью химических знаков.
Творческий: изготавливают модели простейших молекул.

5(13).

Движение частиц вещества.
Домашнее задание: пар.10.

Молекулы, свойства молекул (Природа, 5 кл.).

Базисный уровень: знать о многообразии веществ и явлений природы;
уметь приводить примеры физических явлений, превращения веществ; кратко пересказывать учебный текст естественнонаучного характера; отвечать на вопросы по его содержанию; выделять его главную мысль;
Продвинутый уровень: иметь представление о скорости диффузии.

Репродуктивный: дают определение терминам; называют частицы, из которых состоят вещества.
Продуктивный: характеризуют движение как естественное состояние молекул; диффузию в газах, жидкостях, твёрдых телах; скорость движения молекул разных веществ.

6(14).

Взаимодействие частиц.
Домашнее задание: пар.11.

Движение частиц вещества (Природа, 5 кл.).

Базисный уровень: знать о многообразии веществ и явлений природы;
уметь приводить примеры физических явлений, превращения веществ; кратко пересказывать учебный текст естественнонаучного характера; отвечать на вопросы по его содержанию; выделять его главную мысль; описывать личные наблюдения или опыты, различать в них цель (гипотезу), условия проведения и полученные результаты; пользоваться приборами для измерения изученных физических величин.

Репродуктивный: называют частицы, из которых состоят тела; дают определение терминам.
Продуктивный: дают характеристику силе притяжения, объясняют условия притяжения. Сравнивают силу притяжения твёрдых тел и жидкостей.

7(15).

Разнообразие веществ.
Домашнее задание: пар.12.

Молекулы, атомы, элементы (Природа, 5 кл.). Природа неживая и живая. Тела природы (Природоведение, 2 )

Базисный уровень: знать о многообразии тел, веществ и явлений природы и их простейших классификациях;
уметь приводить примеры физических явлений, превращения веществ; описывать личные наблюдения или опыты, различать в них цель (гипотезу), условия проведения и полученные результаты;
Продвинутый уровень: иметь представление о химических знаках; о химических элементах, образующих сложные вещества.

Репродуктивный: называют тела неживой и живой природы; неорганические и органические вещества; перечисляют простые вещества.
Продуктивный: дают характеристику простым вещества. Характеризуют сложные вещества, вещества неорганические и органические. Сравнивают тела неживой и живой природы, находят отличия и сходство, делают выводы. Дают характеристику состава  клеток человеческого тела.

8(16).

Физические и химические явления.
Домашнее задание::пар.13.

Демонстрация опытов: «Физические и химические явления в природе».

Явления природы (Природа, 5 кл.).

Базисный уровень: знать о многообразии тел, веществ и явлений природы;
уметь приводить примеры физических явлений, превращения веществ; описывать личные наблюдения или опыты;
Продвинутый уровень: уметь различать химическое явление от физического.

Репродуктивный: дают определение терминам.
Продуктивный: дают характеристику физическим и химическим явлениям; приводят примеры . физических и химических явлений, примеры, показывающие превращения веществ; сравнивают химическое и физическое явление.

9(17).

Горение.
Домашнее задание: пар.14.

Демонстрация опыта с горением трёх свечей. Демонстрация жидкого и твёрдого топлива.

Физические и химические явления (Природа, 5 кл.).

Базисный уровень: знать о многообразии явлений природы;
уметь приводить примеры физических явлений, превращения веществ; описывать личные наблюдения или опыты, различать в них цель (гипотезу), условия проведения и полученные результаты;
Продвинутый уровень: иметь представление о правилах разжигания костра; о правилах гашения древесины, нефти, бензина.

Репродуктивный: дают определение терминам;
Продуктивный: дают характеристику процессу горения; объясняют его значение. Характеризуют различного рода топливо; приводят примеры  жидкого, твёрдого и газообразного топлива. Объясняют способы тушения горящих веществ.

10(18).

Окисление.
Домашнее задание: пар.15, повт. пар.9.

Демонстрация тел, подверженных медленному окислению (образование ржавчины).

Горение, химические явления (Природа, 5 кл. ). Дыхание (Природоведение, 3 кл.).

Базисный уровень: знать о многообразии явлений природы;
уметь приводить примеры физических явлений, превращения веществ; описывать личные наблюдения или опыты, различать в них цель (гипотезу), условия проведения и полученные результаты;
Продвинутый уровень: иметь представление о роли кислорода в процессе дыхания живых организмов.

Репродуктивный: дают определение терминам;
Продуктивный: дают характеристику окислительным процессам. Приводят примеры медленного окисления; объясняют роль кислорода в процессе дыхания живых организмов.

11(19).

Строение и свойства вещества. Обобщающий урок. Лабораторная работа: «Определение физических свойств твердых тел, жидкостей и газов».
Домашнее задание:повт. пар.6-15.

Демонстрация моделей строения молекул  простых и сложных веществ; неорганических и органических веществ.
Оборудование: кубики льда, химические стаканчики с водой, колбы, пипетки, стеклянные пластинки, воздушные шарики, нитки, кусочки пластилина, ластики.

 

Базисный уровень: знать о многообразии тел, веществ и явлений природы и их простейших классификациях;
уметь приводить примеры физических явлений, превращения веществ; описывать личные наблюдения или опыты, различать в них цель (гипотезу), условия проведения и полученные результаты; описывать по предложенному плану внешний вид изученных тел и веществ.

Репродуктивный: называют тела неживой и живой природы; перечисляют простые и сложные вещества; неорганические и органические вещества; называют частицы, из которых состоят тела и вещества; дают определение терминам.
Продуктивный:. а) дают характеристику строению веществ: молекулы, атомы, элементы;
б) характеризуют разнообразие веществ: простые, сложные, неорганические, органические.
в) объясняют явления природы: физические, химические; приводят примеры.

Дидактическая модель обучения

Педагогические средства

Вид деятельности учащихся

1-3. Объяснительно-иллюстративная, с элементами проблемного изложения.

Беседа, демонстрация, проблемные задания (задачи) по сравнению признаков различных тел и веществ.

Индивидуальная работа, работа по решению проблемных задач в малых группах ^, -, ¦, *.

4-6. Объяснительно-иллюстративная, частично поисковая, с элементами проблемного изложения.

Эвристическая беседа, демонстрация, работа с книгой.

Индивидуальная работа ^, ¦, -; работа в малых группах ^, -, ¦, *.

7. Проблемное изложение.

Беседа на основе демонстрации, работа с книгой.

Индивидуальная работа ^, ¦, -; работа парами -, ^, ¦, •, *.

8-10. Объяснительно-иллюстративная, с элементами проблемного изложения.

Эвристическая беседа на основе демонстрации, работа с книгой.

Индивидуальная работа ^, -, ¦, *.

11. Поисковая.

Организация и проведение лабораторной работы.

Работа в малых группах (учащиеся самостоятельно делают необходимые опыты и выводы к ним в установленное время) -, ^, ¦, •, *.