Тематическое планирование курса природоведения для 5 класса (базовый уровень с элементами продвинутого.) авторов В.М. Пакуловой и Н.В. Ивановой

Настоящий календарно-тематический план разработан применительно к учебной программе «Природа. Неживая и живая» (5 класс), авторов В.М. Пакуловой и Н.В. Ивановой, 2003 год издания. Курс «Природа. Неживая и живая» как интегрированный естественнонаучный курс для младших подростков сочетает в себе элементы биологии, географии, физики, астрономии, химии и экологии.
Автор: Старикова Н.И

Таблично-графическая схема рабочей программы (68ч) (2)

РАЗДЕЛ I. ВСЕЛЕННАЯ (6 часов).

Цель: сформировать у учащихся знания о Солнечной системе, её составе, со спутником Земли – Луной. Научить детей проводить наблюдения за звёздным небом, находить созвездия Большой и Малой Медведицы, ориентироваться по Полярной звезде, определять фазы Луны; наблюдать за изменениями высоты полуденного Солнца. Формировать умения работать с глобусом и картой.

1(3).

Звёзды на небе.
Домашнее задание: пар. 1; сообщения о гипотезах возникновения Земли (Жорж Бюффон); о вращении небесных сфер (Н. Коперник).

Демонстрация рисунков, фотографий, карт, атласов звёздного неба.

Тела природы (Природа, 5 кл.).

Базисный уровень: уметь находить несколько созвездий Северного полушария при помощи звёздной карты; использовать дополнительные источники для выполнения учебной задачи;
использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни: для определения сторон горизонта с помощью Полярной звезды и местных признаков.
Продвинутый уровень: иметь представление о шкале яркости звёзд.

Репродуктивный: перечислять известные созвездия; давать определения терминам.
Продуктивный: давать характеристику звёздам (размеры, цвет, шкала яркости); созвездиям. Определять стороны горизонта с помощью Полярной звезды; находить на карте звёздного неба Большую и Малую Медведицу.
Творческий: готовить сообщения о гипотезах возникновения Земли (Жорж Бюффон); о вращении небесных сфер (Н. Коперник).

2(4).

Земля – наш дом.
Домашнее задание: пар.2.

Демонстрация глобуса, компаса, фотографий Земли из космоса, табл. «Планеты Солнечной системы». Работа с картами, атласами, глобусом: определение экватора, полюсов, Северного и Южного полушарий.

Форма и размеры Земли, глобус, Северный и Южный полюсы; смена дня и ночи, смена времён года; компас, стороны света (Природоведение, 3 кл.).

Базисный уровень: знать о многообразии тел, веществ и явлений природы и их простейших классификациях;
уметь указывать на модели положение Солнца и Земли в Солнечной системе; кратко пересказывать учебный текст естественнонаучного характера; отвечать на вопросы по его содержанию; выделять его главную мысль;
Продвинутый уровень: иметь представление об оси Земли, Северном и Южном полушариях, экваторе, орбите Земли, суточном и годовом движении Земли, о високосном годе.

Репродуктивный: давать определение терминам; называть полюса и полушария Земли, размеры нашей планеты.
Продуктивный: характеризовать положение Земли в Солнечной системе; объяснять значение вращения Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца (суточное и годовое движение Земли).
Творческий: прогнозировать изменения на планете Земля в случае изменения положения её оси или орбиты.

3(5).

Оболочки Земли.
Домашнее задание: пар.3, дополнительный материал о Луне.

Демонстрация глобуса, физ. Карты полушарий, фотографий Земли.

 

Базисный уровень: уметь кратко пересказывать учебный текст естественнонаучного характера; отвечать на вопросы по его содержанию; выделять его главную мысль;
Продвинутый уровень: иметь представление об оболочках Земли (литосфере, гидросфере, атмосфере, биосфере).

Репродуктивный: перечислять внешние оболочки Земли; давать определение терминам.
Продуктивный: характеризовать литосферу, гидросферу, атмосферу, биосферу (состав, строение, процессы).
Творческий: прогнозировать влияние деятельности человека на внешние оболочки Земли.

4(6).

Луна – естественный спутник Земли.
Домашнее задание: пар.4

Демонстрация рисунков, фотографий Луны, лунохода.

Причины смены дня и ночи на Земле (Природа, 5 кл.).

Базисный уровень: уметь сравнивать природные объекты не менее чем по 3-4 признакам;
описывать по предложенному плану внешний вид изученных тел и веществ; использовать дополнительные источники для выполнения учебной задачи; кратко пересказывать учебный текст естественнонаучного характера; отвечать на вопросы по его содержанию; выделять его главную мысль; использовать естественнонаучную лексику в самостоятельно подготовленных устных сообщениях (на 2-3 минуты);
Продвинутый уровень: иметь представление об особенностях строения поверхности Луны, о причинах изменения внешнего вида Луны, о причинах образования фаз Луны.

Репродуктивный: давать определение терминам; перечислять лунные фазы.
Продуктивный: объяснять, что собой представляет поверхность Луны; объяснять причины образования фаз Луны, как происходит смена дня и ночи; характеризовать Луну как спутник Земли; сравнивать планету Земля с её спутником. Уметь вести наблюдения.

Солнце. Солнечная система.
Домашнее задание: пар.5, повторить к обобщающему уроку §1-4.

Табл. «Планеты Солнечной системы», картины с изображением Солнца. Наблюдения за изменением высоты полуденного Солнца в 20-х числах каждого мес.

Солнце, его значение для жизни на Земле (Природоведение, 3 кл.).Звёзды, орбита (Природа, 5 кл.).

Базисный уровень: знать о многообразии тел, веществ и явлений природы и их простейших классификациях;
уметь указывать на модели положение Солнца и Земли в Солнечной системе; описывать по предложенному плану внешний вид изученных тел;
Продвинутый уровень: знать положение планет в Солнечной системе; знать планеты земной группы.

Репродуктивный: давать определение терминам; перечислять планеты и тела Солнечной системы.
Продуктивный: характеризовать Солнце как звезду, ближайшую к Земле; описывать строение Солнечной системы, давать характеристику планетам, кометам, метеорам,  метеоритам; вести наблюдения за изменением высоты полуденного Солнца в 20-х числах каждого  мес.

Вселенная (обобщающий урок).
Домашнее задание повторить «Введение».

Табл., рисунки, слайды с изображением небесных тел, глобус, компас, физическая карта полушарий.

 

Базисный уровень: знать особенности строения Солнечной системы, её состав; ближайшую к Земле звезду; положение Земли в Солнечной системе; естественные спутники планет;
Продвинутый уровень: иметь представление о том, почему Луна светит слабее Солнца; почему на Луне нет ни лесов, ни лугов.

Репродуктивный: перечисляют небесные тела; называют расстояние, на котором находится Земля от Солнца; называют лунные фазы; два главных движения Земли; перечисляют внешние оболочки Земли.
Продуктивный: характеризуют Солнечную систему, её строение и состав;
ближайшую к Земле звезду; положение Земли в Солнечной системе; естественные спутники планет; объясняют
смену дня и ночи, времён года на Земле.

Дидактическая модель обучения

Педагогические средства

Вид деятельности учащихся

1-4. Объяснительно-иллюстративная.

Беседа, демонстрация, работа с книгой.

Диалогическое общение -, ^, •, *. Индивидуальная работа с текстом учебника ¦, -, ^.

5. Объяснительно-иллюстративная с элементами проблемного изложения.

Демонстрация, проблемная беседа, работа с книгой.

Диалогическое общение -, ^, •, *. Индивидуальная работа с текстом учебника ¦, -, ^.

6. Репродуктивная с элементами проблемного изложения.

Проблемная беседа. Организация и проведение тестирования.

Диалогическое общение -, ^, •, *. Индивидуальная работа -, ¦, ^.