Тематическое планирование курса природоведения для 5 класса (базовый уровень с элементами продвинутого.) авторов В.М. Пакуловой и Н.В. Ивановой

Настоящий календарно-тематический план разработан применительно к учебной программе «Природа. Неживая и живая» (5 класс), авторов В.М. Пакуловой и Н.В. Ивановой, 2003 год издания. Курс «Природа. Неживая и живая» как интегрированный естественнонаучный курс для младших подростков сочетает в себе элементы биологии, географии, физики, астрономии, химии и экологии.
Автор: Старикова Н.И

Таблично-графическая схема рабочей программы (68ч)

align="left" width="1040">


п/п

Система уроков (лабораторные, практические работы), домашнее задание.

Информационно-методическое обеспечение.

Опорные понятия.

Учебно-познавательная
компетенция

Уровень освоения

 

 

ВВЕДЕНИЕ (2 часа).

Цель: сформировать у детей общие представления об учебном предмете; установить связи между имеющимися у школьников знаниями об окружающей природе, полученными в курсе природоведения, и новыми знаниями, развить интерес к изучению природы; познакомить с основными методами познания природы; обобщить знания о телах природы, их свойствах, явлениях природы, находить взаимосвязи между живой и неживой природой, проверить умение учащихся ориентироваться в природе с помощью компаса, определять линию горизонта.


1(1).

Человек и природа.
Домашнее задание: стр. 3-6.

Демонстрация тел неживой и живой природы, картин, таблиц с изображением различных тел природы.

Природа живая и неживая, тела природы, явления природы.

Базисный уровень: знать: о многообразии тел, веществ и явлений природы и их простейших классификациях; отдельных методах изучения природы; сравнивать природные объекты не менее чем по 3-4 признакам.
Продвинутый уровень: характеризовать взаимодействие человека и природы.

Репродуктивный: давать определение терминам; перечислять тела природы, явления природы.
Продуктивный: описывать многообразие тел, веществ и явлений природы; осуществлять их простейшую классификацию; сравнивать природные объекты не менее чем по 3-4 признакам; характеризовать воздействие человека на природу, приводить примеры взаимодействия человека и природы.

2(2).

Природа неживая и живая (экскурсия).
Домашнее задание: вычертить план маршрута к месту экскурсии (составить отзыв-отчёт об экскурсии).

Наблюдения тел живой и неживой природы, явлений природы по сезонам года.
Оборудование: компасы, термометры, белый диск, подвешенный на размеченной бечёвке, листы бумаги, планшетки.

Горизонт, стороны света.

Базисный уровень: знать: о многообразии тел, веществ и явлений природы и их простейших классификациях; отдельных методах изучения природы; основные характеристики погоды;
уметь: узнавать наиболее распространённые растения и животных своей местности;
приводить примеры приспособлений растений и животных к условиям среды обитания; изменений в окружающей среде под воздействием человека; описывать личные наблюдения;
использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни: для определения сторон горизонта с помощью компаса.
Продвинутый уровень: доказывать взаимозависимость живой и неживой природы.

Репродуктивный: перечислять тела, вещества и явления природы; методы изучения природы; основные характеристики погоды; наиболее распространённые растения и животных своей местности.
Продуктивный: характеризовать тела, вещества и явления природы; методы изучения природы; взаимосвязь живой и неживой природы; воздействие человека на окружающую среду; уметь описывать личные наблюдения; определять стороны горизонта с помощью компаса; вычерчивать план маршрута к месту экскурсии; доказыватьвзаимозависимость живой и неживой природы.
Творческий: составить отзыв-отчёт об экскурсии.

Дидактическая модель обучения

Педагогические средства

Вид деятельности учащихся

1. Объяснительно-иллюстративная, с элементами проблемного изложения.

Беседа, проблемные задания (задачи) по сравнению признаков живого и неживого.

Индивидуальная работа, работа по решению проблемных задач в малых группах ^, -, ¦, *.

2. Частично поисковая.

Организация работы в малых группах по выполнению заданий учителя (экскурсия).

Работа в малых группах, выполняют задания учителя, делают выводы *, ^, -, •.