Пояснительная записка (2)
В рабочей программе по биологии выделены отдельно лабораторные и практические работы. При выполнении лабораторной работы изучаются живые биологические объекты, микропрепараты, гербарии, коллекции и т .д. Выполнение практической работы направлено на формирование общеучебных умений, а также умений учебно-познавательной деятельности. Нумерация этих работ представлена в следующей таблице.
Таблица №2
Перечень лабораторных и практических работ
Клетка |
|||
№. |
Название лабораторной работы |
№ |
Название практической работы |
1. |
Наблюдение клеток растений, животных, бактерий под микроскопом, их изучение и описание. |
1. |
Сравнение строения клеток растений, животных, грибов и бактерий. |
2. |
Приготовление и описание микропрепаратов клеток растений. |
2. |
Сравнение процессов брожения и дыхания. |
3. |
Опыты по определению каталитической активности ферментов. |
3. |
Сравнение процессов фотосинтеза и хемосинтеза |
4. |
Изучение хромосом на готовых микропрепаратах. |
4. |
Сравнение процессов митоза и мейоза. |
5. |
Изучение клеток дрожжей под микроскопом. |
5. |
Сравнение процессов развития половых клеток у растений и животных. |
6. |
Опыты по изучению плазмолиза и деплазмолиза в растительной клетки. |
6. |
Решение задач по молекулярной биологии |
7. |
Изучение фаз митоза в клетках корешка лука. |
||
Организм |
|||
8. |
Построение вариационного ряда и вариационной кривой |
7. |
Составление схем скрещивания. |
|
|
8. |
Решение генетических задач на моно и дигибридное скрещивание |
9. |
Решение генетических задач на неполное доминирование |
||
10. |
Решение генетических задач на сцепленное наследование |
||
11. |
Решение генетических задач на наследование сцепленное с полом. |
||
12. |
Решение генетических задач на взаимодействие генов |
||
13 |
Выявление источников мутагенов в окружающей среде. |
||
14. |
Сравнение процессов бесполого и полового размножения |
||
15. |
Сравнение процессов оплодотворения у цветковых растений и позвоночных животных |
||
16 |
Сравнительная характеристика пород (сортов). |
||
17. |
Анализ оценка этических аспектов развития некоторых исследований в биотехнологии. |
||
Вид |
|||
9 |
Наблюдение и описание особей вида по морфологическому критерию. |
18 |
Сравнительная характеристика особей разных видов одного рода по морфологическому критерию. |
10 |
Выявление изменчивости у особей одного вида. |
19 |
Сравнительная характеристика естественного и искусственного отбора |
11 |
Выявление приспособлений у организмов к среде обитания. |
20 |
Сравнение процессов движущего и стабилизирующего отбора. |
12 |
Выявление идиоадаптаций у растений. |
21 |
Сравнение процессов экологического и географического видообразования. |
13 |
Выявление идиоадаптаций у животных. |
22 |
Сравнительная характеристика микро-и макроэволюции. |
23 |
Сравнительная характеристика путей и эволюции и направлений эволюции. |
||
24 |
Выявление ароморфозов у растений. |
||
25 |
Выявление ароморфозов у животных |
||
26 |
Анализ и оценка различных гипотез возникновения жизни на Земле. |
||
27 |
Анализ и оценка различных гипотез возникновения происхождения человека |
||
28 |
Анализ и оценка различных гипотез возникновения формирования человеческих рас. |
||
Экосистемы |
|||
14 |
Наблюдение и выявление приспособлений у организмов к влиянию различных экологических факторов. |
29 |
Составление схем переноса веществ и энергии в экосистемах (пищевых цепей и сетей). |
15 |
Выявление абиотических и биотических компонентов экосистем. |
30 |
Сравнительная характеристика экосистем и агроэкосистем. |
16 |
Выявление антропогенных изменений в экосистемах своей местности. |
31 |
Решение экологических задач |
17 |
Описание экосистем своей местности (видовая и пространственна структура, сезонные изменения, наличие антропогенных изменений) |
32 |
Составление схем круговорота углерода, кислорода, азота. |
18 |
Исследование изменений в экосистемах на биологических моделях. |
33 |
Анализ и оценка глобальных антропогенных изменений в биосфере. |
Итого 18 лабораторных работ |
Итого: 33 практические работы |
Примечание жирным курсивом выделена практическая работа, которая не представлена в примерной программе по биологии, но задачи этого типа встречаются очень в заданиях уровня С ЕГЭ по биологии и может выполняться по усмотрению учителя.
В графе «Планируемый результат» внесены требования к уровню подготовки. Но ряд требований реализуются за счет формирования более конкретных умений