Тематическое планирование курса географии для 10 класса (профильный уровень)

Настоящая рабочая программа разработана применительно к авторской программе В.Н. Холиной География (профильный уровень) 10-11 классы
Автор: Яковлева Н.В.

Таблично-графическая схема рабочей программы (108ч) (7)

class="tblplan">

10-11

Природные, политические и техногенные катастрофы, и их влияние на размещение населения.

Конференция

март

* - ¦
индивидуальная работа

комментарии к докладам, их сильные и слабые стороны.

Доклады:
Природные качества территории на начальных этапах экономического развития. Их влияние на размещение населения и специализацию его хозяйственной деятельности.

Влияние природы на человеческую популяцию в настоящее время.

Природные катастрофы - извержения вулканов, землетрясения, медленные понижения и поднятия суши, колебания климата и т. п. - изменение ландшафтов Земли. Изменение хозяйственной деятельности человека и приспособляемость к новым условиям.

Влияние хозяйственной деятельности человека на изменения природы не только на локальном, но и на планетарном уровне. Глобальные экологические проблемы, вызванные хозяйственной деятельностью человека: распашка девственных ландшафтов, подсечно-огневое земледелие, сведение лесов, антропогенное (т. е. вызванное деятельностью человека) опустынивание, засоление земель, усыхание внутренних морей.

Выступления учащихся с докладами, обсуждение. Представление результатов работы над проектом, самостоятельная работа учащихся с источниками информации и последующее выступление с сообщениями.

Учебник, атлас, рабочая тетрадь. К,П,И,Д
Сайт организации ООН по народонаселению
http://www.prb.org/

12

Почему люди переезжают из одной страны в другую?

Комбинированный

Практикум

 

Д/з §4 темы 1 раздела 4 завершить выполнение задания 2 рабочей тетради.

март

* - ¦
групповая работа, самостоятельная работа учащихся

объяснение учителя

Миграции. Миграции населения в настоящее время (связаны в основном с экономическими и политическими причинами). Великие географические открытия. Формирование национального состава стран Нового Света, их политическая ориентация, хозяйственная специализация районов.
Иммиграции в США (рисунки «Национальный состав иммигрантов с США», «Численность иммигрантов», «Доля иммигрантов в численности населения по графствам США»).
Беженцы. Проблема политических беженцев. Экологические беженцы.

Называют и показывают по карте главные миграционные потоки. «Межконтинентальные миграции». Значение миграций.

Объясняют, почему и куда направлялись потоки мигрантов?. Основные направления миграций с Эпохи Великих географических открытий до начала ХХI в.
С какими факторами общественно-политической жизни связаны колебания числа иммигрантов в США? Как и почему изменился региональный состав мигрантов?

Выполнение заданий рабочей тетради (или) интерактивного задания на диске. Задание 2 рабочей тетради «Почему и куда направлялись потоки мигрантов?»

Интерактив «Международные миграции».

Учебник, атлас, рабочая тетрадь. К,П,И,Д

http://www.migrationinformation.org
/DataTools/pyramids.cfm
,

http://www.migrationinformation.org с информацией о миграциях и сайт
Организации ООН по беженцам

13-15

Какие показатели используются для оценки количества и качества населения?
Какие существуют различия по демографическим показателям между регионами мира?

Комбинированный

Частично-поисковая

Д/з §4 темы 1 раздела 4

март

* - ¦
индивидуально-групповая

объяснение учителя, дискуссия,

Абсолютные демографические показатели.
Численность населения. Факторы, влияющие на численность населения: естественный прирост - разница между количеством рождений и смертей, механический прирост - разница между количеством иммигрантов (людей, въезжающих в страну) и эмигрантов (людей, выезжающих из страны).
Относительные демографические показатели.
Взаимозависимость демографических показателей с уровнем социально экономического развития стран и регионов.
Оценки качества и динамики численности населения: относительные показатели - общие коэффициенты, коэффициент, коэффициент смертности, коэффициент естественного прироста, время удвоения населения - время, за которое численность населения возрастает в 2 раза.
Динамика роста населения ее показатели: коэффициент роста населения, коэффициент прироста населения, темп роста населения, темп прироста населения. Доля экономически активного населения.

Называют: факторы, влияющие на численность населения, абсолютные и относительные демографические показатели.

Объясняют: как узнать главные демографические показатели и понять, как по ним можно определить уровень и тип экономического развития страны.

Анализируют таблицы, делают вывод о том, как знания о демографических показателях можно использовать в профессиональной деятельности. В процессе работы  обязательно возникнут сложности; это заставит учеников поискать методы расчета показателей.

 

Задание 3 рабочей тетради «Как по демографическим показателям определить уровень социально-экономи-ческого развития страны?»
Работа с текстом учебника и картами Интерактивная таблица «Демографические показатели стран и территорий мира, 2006г.» (или по картодиаграммам на диске).
Результат работы оформляется в виде таблицы, либо контурной карты.

Карта «Население мира»
Учебник, атлас, рабочая тетрадь.
К,П,И,Д

http://www.china-profile.com/data/ani_ceu_pop.htm
стат. данные о населении в Китае

http://www.prb.org/
Сайт организации ООН по народонаселению

http://www.xist.org/default1.aspx
глобальная статистика по населению

16-17

Демографические пирамиды

Комбинированный

Проблемное изложение

* - ¦
совместная деятельность

объяснение учителя, дискуссия,
проблемные задания

Возрастные демографические пирамиды - графическое изображение распределения населения (отдельных социальных групп, всей страны, региона, мира) по полу и возрасту.
Формы половозрастной пирамиды по разным типам структуры населения.

Называют демографическую (половозрастную) структуру населения в странах разных типов, причины изменения демографической структуры населения.

Интерактив «Демографические пирамиды». Задание 4 р/т «Как найти соответствие между названием страны

Учебник, атлас, рабочая тетрадь. К,П,И,Д

 

 

Д/з §5 темы 1 раздела 4

март

 

 

Использование возрастных пирамид для демографических и экономических прогнозов, для изучения воспроизводства населения.
Демографическая структура населения, ее зависимость от факторов:
особенностей развития (исторического, политического, этнического);
специализации страны в международном разделении труда;
стадии демографического перехода соотношения коэффициентов рождаемости, смертности;
от темпов естественного и механического прироста населения.

Объясняют графическое представление демографических показателей (кривые дожития, половозрастные пирамиды) и как по форме демографической пирамиды судить о перспективах демографической ситуации в стране и об уровне ее социально-экономического развития.

 

и половозрастной структурой ее населения?»

Задание 5 р/т  «Какие исторические события отразились на форме демографической пирамиды Российской Федерации?»

Выход в Интернет (демографические пирамиды).

www.census.gov/ipc/www/idbpyr.html
демографические пирамиды

адреса в Интернете
«Ссылки на Интернет - сайты к разделу 4 (Население и культура)»
Электронный учебник

18-19

Динамика численности населения

Комбинированный

Проблемное изложение

Д/з §6 темы 1 раздела 4
Завершить выполнение задания 6 и 7 в р/т, подготовить аналитическую записку
«Прав ли был Мальтус».

март

* - ¦
групповая работа, работа над проектом, самостоятельная работа с источниками информации и последующее выступление с сообщениями.

проблемные задания, дискуссия

Динамика численности населения мира. Как изменялась численность населения регионов мира. Экономические, политические и природные факторы, влияющие на численность населения мира в целом. Модели Мальтуса и модели демографического перехода.
Что грозит нашей планете: перенаселение и истощение ресурсов, или снижение численности населения.
Демографический взрыв. Демографический кризис.

Называют причины, влияющие на рост численности населения в странах мира и в мире в целом в геометрической прогрессии. Показывают на карте страны, с минимальными и максимальными коэффициентами рождаемости и смертности.

Объясняют: где и почему расположены страны с минимальными и максимальными коэффициентами рождаемости и смертности.
Анализируют таблицу «Демографические показатели».
Объясняют: какие страны находятся на 1, 2, 3 и 4 этапах

Диаграмма «Рост численности населения и динамика темпов прироста 1950-2050».
Интерактив «Демографический переход», Интерактивная
таблица «Демографические показатели».
Интерактив «Прогнозируем численность населения»

Задание 6 р/т «Где и почему расположены

Учебник, атлас, рабочая тетрадь.
К,П,И,Д

адреса в Интернете
«Ссылки на Интернет - сайты к разделу 4 (Население и культура)»
Электронный учебник

 

 

 

 

 

демографического перехода? Где они расположены? К каким социально-экономическим типам относятся?

Прогнозируют: угрожает ли Земле перенаселение и сможет ли Земля прокормить всех живущих на ней
людей? Высказывают свою точку зрения о темпах роста населения.

страны с min и max коэффициентами рождаемости и смертности?»
Интерактив «Демографические показатели стран и территорий мира».

 

Презентация
«Население мира»