Пояснительная записка (5)
Требования к уровню подготовки учащихся 10 «А» класса (базового уровня и продвинутого уровня по уровню владения информацией):
должны знать:
ВВП стран мира – главный критерий экономического развития страны, ПК как предмет изучения политической географии. Периоды формирования политической карты мира, количественные и качественные сдвиги.
Причины изменения ПК. Что такое политическая география. ПГП стран и регионов как историческая категория. Роль и место России в современном мире.
Население как предмет изучения социально-экономической географии. Основные объекты изучения. Демографические проблемы, без которых не обходится, практически, ни одна страна мира. Причины неравномерного расселения людей на планете. Миграции и иммиграции. «Утечка умов». Проблемы, связанные с урбанизацией. Крупнейшие мегалополисы мира и России. Особенности сельского расселения. Население и окружающая среда. Экологические проблемы больших городов.
Географическое ресурсоведение и геоэкология. Географическая среда – необходимое условие жизни общества.
Степень воздействия человека на природу. Пути решения экологических проблем. Экологическая политика стран мира.
Современный этап и перспективы НТР. Возрастающую роль управления на современном этапе развития стран мира. Географическую модель мирового хозяйства. Основные центры развития; возрастание роли АТР. Воздействие НТР на МХ, темпы роста и уровни развития, главные пропорции МХ, структуру материального производства. Региональная политика в экономически развитых странах, развивающихся странах. Экономическое районирование, территориальную структуру непроизводственной сферы, пространственные формы организации науки, культуры, образования.
Мировые информационные сети Роль России в мировой экономике.
Особенности миграций национального и религиозного состава стран Азии.
должны уметь:
Объяснять: причины изменения ПКМ, изменение ПК мира под влиянием международных отношений; прогнозировать: изменение ПКМ в XXI веке, дать оценку геополитическому положению государства, уметь давать оценку политической ситуации в настоящий период, прогнозировать последствия религиозных, территориальных и этнических конфликтов.
Оценивать темпы роста народонаселения Земли, отдельных регионов и стран мира; тенденции изменения возрастного состава населения; темпы урбанизации и её влияние на окружающую среду. Называть причины наибольшего распространения китайского, английского, испанского, русского, арабского языков и языка хинди; причины демографического взрыва; распространение мировых религий на Земле; прогнозировать темпы роста (снижения) народонаселения Земли в целом и отдельных ее регионов.
Определять ресурсообеспеченность мира различными видами минеральных ресурсов, производить расчёты ресурсообеспеченности стран.
Прогнозировать последствия опустынивания, обезлесения и пр.
Оценивать последствия антропогенного загрязнения окружающей среды в целом.
Анализировать карты, тексты, решать проблемные вопросы.
Использовать мировые информационные сети.
Прогнозировать тенденции создания единых энергетических транспортных и информационных систем в мировом хозяйстве, изменения в территориальной структуре хозяйства крупных регионов и отдельных стран;
владеть компетенциями:
-
(*) коммуникативной,
-
(?) учебно-познавательной,
-
(-) рефлексивной,
-
(^) личностного саморазвития,
-
(·) ценностно-ориентационной,
-
(¦) смыслопоисковой,
-
(>) профессионально-трудовой.
Планируемые результаты обучения (предметные, интеллектуальные)
В результате изучения данного курса учащийся будет уметь решать следующие жизненно-практические задачи:
- позиционировать себя, свой регион и страну в контексте общемирового развития;
- понимать взаимосвязи и взаимозависимости в социально-экономическом развитии стран, регионов, территорий, пространственную логику их развития;
- осознавать взаимозависимость макроэкономических показателей, уровня и качества жизни;
- оценивать степень взаимовлияния экономики, политики, культуры;
- пользоваться (искать и анализировать) статистической информацией;
- пользоваться современными методами пространственного анализа;
- представлять результаты собственных исследований в виде мультимедиа-презентации и защищать свою точку зрения;
- критически осмысливать публикации в СМИ и Интернете;
- выполнение в практической деятельности и повседневной жизни экологических требований, оценивание и корректировка своей деятельности в окружающей среде;
- осуществление осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности;
- конструктивное восприятие определенных явлений современной жизни, объемное определение своих возможностей и своего вклада в общий результат;
- владение навыками организации и проведения индивидуальной и коллективной деятельности.
Условные обозначения в разделе «Уровень освоения»:
Базовый уровень;
Профильная программа (продвинутый уровень)
Условные обозначения в разделе «Планируемый результат»:
репродуктивный,
продуктивный,
творческий
В рабочей программе отражены различные виды контроля, в том числе:
вид контроля |
количество часов |
оцениваются |
не |
Практические работы |
30 |
7 |
23 |
Обобщающие уроки |
8 |
8 |
|
Тестовый контроль |
4 |
4 |
|
Контурные карты |
12 |
12 |
|
Защита презентаций |
10 |
10 |
10 |