Тематическое планирование курса географии для 10 класса (профильный уровень)

Настоящая рабочая программа разработана применительно к авторской программе В.Н. Холиной География (профильный уровень) 10-11 классы
Автор: Яковлева Н.В.

Таблично-графическая схема рабочей программы (108ч) (2)

Раздел II
Тема: Политическая карта мира Государства и границы (25 часов)


Цели
Образовательные:
Способствовать освоению системы географических знаний о целостном, многообразном и динамично изменяющемся мире, изучение и первичное осознание работы с политической картой.
Освоение навыков работы с периодической печатью, телеинформацией, пользоваться материалами Интернет-ресурсами по теме, анализа изменений, происходящих в мире, о новой типологии стран мира и отражать их на ПКМ.
Способствовать формированию блока фактологических знаний по избранным странам и территориям мира, о составе территории государства, правилах проведения государственных границ, причинах территориальных споров между государствами.

Воспитательные, развивающие:
Развитие навыков логического мышления, анализа и поиска информации, умение выражать и отстаивать свою точку зрения, анализировать содержание картографических материалов.
Формирование межпредметных связей (география – история).
Способствовать развитию навыков создания презентаций, работы в команде, умения участвовать в дискуссии и отстаивать свою точку зрения, работы в составе творческого коллектива, развитие коммуникативной компетенции (умения высказывать свою точку зрения и отстаивать ее); навыков конспектирования, анализа содержания картографических материалов.
Развитие навыков текстового оформления выполненной исследовательской работы (составление аналитических записок по научной теме), разбиения массива информации по выбранным основаниям (показателям).
Создать условия для знакомства с основными направлениями политической географии и основными геополитическими теориями и школы геополитики.

№ п/п

Система уроков

Тип урока

Дидактическая модель обучения
Домашнее задание
Сроки

Вид деятельности учащихся

 

Педагогические средства

Задачи.
Планируемый результат и уровень освоения

Информационно метод. обеспечение

Компетенции

Учебно-познавательная

Информационная

Базовая программа
Профильная программа (продвинутый уровень)

Планируемый результат
(репродуктивный,
продуктивный,  творческий)

1

Каковы основные черты независимых государств?

Комбинированный

Объяснительно-иллюстративная

Д/з §1 тема 1 раздел 2

сентябрь

* -
групповая работа, работа в Интернете

дискуссия объяснение учителя, работа с текстом учебника и картами атласа.

Что такое политическая карта мира?   События, влияющие на изменения политической карты мира. Объекты политической карты мира. Независимые государства, их отличия от всех остальных объектов политической карты мира.

Называют что такое политическая карта мира.

Определяют: по источникам (таблицам, картам, статистическим данным) особенности независимых государств.

«Экскурсия» по теме 2 на диске.
Интерактив. «Флаг как образ культуры и хозяйства страны».
Видеоряд Европейские монархи.
Бокс Ватикан
Работа в сети Интернет. Знакомство с сайтами.

Учебник, атлас, рабочая тетрадь; компьютер с выходом в Интернет и мультимедиа-проектор. Диск.

Сайт Всемирной книги фактов ЦРУ
www.cia.gov

World Fact Book и Содружества

2

Какие формы правления имеют независимые государства?

Комбинированный

Репродуктивная

Д/з §2 тема 1 раздел 2
(Холина В.Н.)
§3 темы 1 стр. 17
(Максаковский В.П.)

сентябрь

* -
самостоятельная работа

дискуссия объяснение учителя,

Государственный строй, формы правления: абсолютные монархии, конституционные монархии, теократические (от греч. theos - бог, kratos - власть) монархии.
Республики. Государства в составе Содружества.

Показывают по карте страны разных форм правления. Называют, что такое независимое государство, государства Содружества.

Определяют: по источникам (таблицам, картам, статистическим данным) особенности стран (формы правления).
Дают характеристику государств по форме правления.

Применение теоретических знаний на практике, заполнение карты «Страны по форме правления» (работа на компьютере).

Интерактив. Формы государственного правления
Задание 1. В каких регионах мира расположены монархии?
Схема Объекты политической карты мира. Материалы Атласа, с. 4

Учебник, атлас, рабочая тетрадь; компьютер с выходом в Интернет и мультимедиа-проектор. Диск.

www.thecommonwealth.org - сайт Содружества Британского

3

Какие формы государственного устройства имеют независимые государства?

Комбинированный

Репродуктивная

Д/з §2 тема 1 раздел 2 (Холина В.Н.)
§3 темы 1 стр. 17
(Максаковский В.П.)

октябрь

* -
самостоятельная работа

объяснение
учителя,
беседа

Унитарные государства и федерации. Что такое унитарное и федеративное государство. Конфедерация.
Федеративные государства созданные с учетом этнических или национальных различий (Российская Федерация, Швейцария, Индия, Пакистан, Мьянма, Эфиопия, Нигерия). Федеративные государства созданные с учетом исторических особенностей становления государственности (США, Канада, Мексика, Бразилия и др.).

Показывают по карте страны с разным АТУ. Называют, что такое федерация и унитарное государство

Определяют: по источникам (таблицам, картам, статистическим данным) особенности стран (формы АТУ).
Дают характеристику конфедераций.

Применение теоретических знаний на практике, заполнение карты «Страны по форме АТУ» (работа на компьютере), делают собственные выводы на основании проделанной работы.

Интерактив. «Формы государственного устройства». Задание 2 рабочей тетради.
Схема «Объекты политической карты мира» (диск, проецируем на доску).
Картосхема «Формы государственного устройства стран мира» (диск, проецируем на доску или в Атласе, с. 4-5).

Учебник, атлас, рабочая тетрадь; компьютер с выходом в Интернет и мультимедиа-проектор. Диск.

http://www.state.gov/

4

Почему на политической карте мира появляются непризнанные и самопровозглашенные государства?
Комбинированный
Проблемное изложение

Д/з §3 тема 1 раздел 2
Подготовка докладов для участия в круглом столе.

октябрь

* - ¦
групповая работа (рабочие группы по регионам) работа в Интернете

объяснение
учителя
проблемные задания,

Появление на политической карте мира самопровозглашенных и непризнанных государств. Почему подобные государства возникают на политической карте мира, и как они влияют на международную обстановку. 120 непризнанных государств, которые провозглашены на территории почти 60 стран. Их примеры.
Де-факто и де-юре этих стран.

Показывают на политической карте мира самопровозглашенные и непризнанные государства.

Характеризуют причины появления на политической карте мира самопровозглашенных и непризнанных государств.

Прогнозируют будущее непризнанных и самопровозглашенных государств. Появление новых стран, последствия их появления.

Работа в Интернете - поиск материалов по самопровозглашенным
государствам. Работа с материалами диска, с текстом учебника и картами атласа, работа с Интернетом.

Учебник, атлас, рабочая тетрадь; компьютер с выходом в Интернет и мультимедиа-проектор. Диск.

http://www.karty.narod.ru.

 

5-6

Имеют ли право на самоопределение самопровозглашенные государства?

Круглый стол

Проектная

Д/з §3 тема1 раздел 2

октябрь

* - ¦
групповая работа
работа над проектом.

объяснение учителя, дискуссия,

Самостоятельная работа над проектом
учащихся с источниками информации и последующее выступление с сообщениями.
При подготовке круглого стола.

  1. Создать рабочие группы (не более 5).
  2. Формирование Совета безопасности ООН и представителей Международного суда (независимые эксперты).
  3. Выступление групп с докладом по одной из стран «заинтересованных представителей» территории, доказывающей право на самоопределение.
  4. При этом слушателей тоже следует разбить на два лагеря: одни - за предоставление независимости, другие - против.
  5. После доклада выступают «представители ООН», а потом и все желающие.
  6. Обсуждение и голосование о (не)предоставлении независимости.

Работа в Интернете - поиск материалов по самопровозглашенным
государствам.
Работа с материалами диска, работа с текстом учебника и картами

Ссылки на Интернет-сайты к разделу 2 (Политическая карта мира) - электронный учебник

7

Что такое международные территории и каков их статус?

Комбинированный

Объяснительно-иллюстративная

Д/з §4 тема 1 раздел 2

октябрь

* -
групповая работа за компьютером

объяснение учителя, дискуссия.

Международные территории и акватории. Территории и акватории, имеющие статус международных: Антарктика, открытое море, воздушное пространство над открытым морем, дно морей и океанов за пределами исключительной экономической зоны, международные реки, проливы, каналы, космическое пространство.

Показывают на политической карте мира территории и акватории, имеющие статус международных.

Дают характеристику территории и акватории, имеющие статус международных.
Объясняют причины возникновения территориальных притязаний в зонах Арктики и Антарктики, других территориях мира.

Прогнозируют проблемы, связанные с нарастанием нефтеперевозок, других социально значимых грузов (использование каналов, проливов).

Интерактив. Старые и новые названия государств.
Рабочая тетрадь. Задание 3. В каких регионах мира расположены несамоуправляющиеся территории?
работа с текстом учебника и картами атласа, Интернетом.

Географический энциклопедический словарь: Понятия и термины. - М.: Советская энциклопедия, 1988.

 

8-9

Где и почему расположены территории с неопределенным статусом? Когда и почему появились на политической карте мира несамоуправляющиеся территории?

Комбинированный

Поисковая

Д/з §5, 6 тема 1 раздел 2

октябрь

* - ¦
групповая работа за компьютером

объяснение учителя, дискуссия

Нейтральные территории. Нейтральные международные территории - Антарктика, космическое пространство, международные каналы и проливы - Панамский и Суэцкий каналы, Магелланов пролив и др., архипелаг Шпицберген, город Фамагуста на Кипре.
Арендованные территории, имеют чрезвычайно выгодное географическое и геостратегическое положение. Оккупированные территории. Колонии, протектораты, доминионы, кондоминиумы, подмандатные и подопечные территорий, ассоциированные государства. Деколонизация - освобождение от колониальной зависимости.

Показывают на политической карте мира самопровозглашенные и непризнанные государства.

Характеризуют причины появления на политической карте мира самопровозглашенных и непризнанных государств.

Прогнозируют будущее непризнанных и самопровозглашенных государств. Появление новых стран, последствия их появления.

Интерактив. Подопечные территории ООН.
работа с текстом учебника и картами атласа, Интернетом.

Социально-экономическая география зарубежного мира / Под ред. В. В. Вольского. - М.: Дрофа, 2005.

http://www.intourion.ru/
Статистические данные, история и карты по всем странам и территориям мира

10

Какие функции выполняют межгосударственные политические организации?
Миротворческие миссии ООН

Комбинированный

Проектная

§ 7 тема 1 раздел 2, подготовить сообщение и презентацию по теме «Миссии ООН по поддержанию мира».

октябрь

* - ¦
работа парами за компьютером

объяснение учителя, дискуссия

Международные организации созданные для решения конкретных политических проблем в соответствии с положениями международного права и на основе договора между участниками. Важнейшие задачи организаций: обеспечение коллективной безопасности стран-членов, недопущение развития конфликтных ситуаций, влияние на комплексное решение политических, экономических и социальных вопросов.
Особое место Организации Объединенных Наций среди международных организаций. Структурные подразделения ООН. Штаб-квартиры ООН.

Называют время создания ООН, ее цели и задачи, структурные подразделения ООН.

Объясняют причины появления ООН.
Характеризуют ее функции и задачи. Роль ООН для международного сообщества.

Прогнозируют будущее развитие ООН. Расширение статуса ООН. Появление новых структурных подразделений.

Работа с сайтом ООН
(причины направления миротворческих миссий).
Межпредметные связи (география – история)
Ресурсы на диске: Миссии ООН, карты «линий прекращения огня», «Вакансии в ООН»

Учебник, атлас, рабочая тетрадь; компьютер с выходом в Интернет и мультимедиа-проектор. Диск.

Сайт ООН http://www.un.org/,

Сайт Содружества (Британского) http://www.thecommonwealth.org/