Цели:
Образовательные:
- Определение понятий «развитие», «классификация» и «типология стран». Выбор показателей, определяющих уровень и тип развития страны.
- Создать условия учащимся для знакомства с географическим положением стран с высокими и низкими показателями ВВП; с региональным распределением «богатства» и «бедности», с делением стран на развитые, развивающиеся и страны с переходной экономикой; сформировать представление о роли развитых, развивающихся и стран с переходной экономикой в мировом хозяйстве, рассмотрения наименее развитых стран мира, их географического положения, особенности хозяйства и причины, способствовавшие низкому уровню социально-экономического развития.
- Создать условия для закрепления знания по географическому положению стран мира, для знакомства с основами факторного анализа (выбор наиболее значимых факторов).
Воспитательные, развивающие:
- Развитие умения логически мыслить и искать недостающую информацию для подтверждения своей точки зрения.
- способствовать освоению системы географических знаний об одной из ветвей экономической и социальной географии мира – населении, для понимания предмета и задач современной демографической науки. ЕЕ роли в системе, жизни общества, решения демографических проблем современного общества. Воспитание толерантности к другим народам, культурам, и религиям. Освоение навыков слушать лекцию с опорой на простой план.
- Развитие умений работать с источниками информации, сравнивать, выбирать и анализировать показатели, развитие навыков конспектирования, анализа содержания картографических материалов.
- Практическое применение теоретических знаний по теме «Показатели уровня социально-экономического развития стран».
- Создать условия для отработки навыков работы в составе творческого коллектива, развития коммуникативных компетенций (умения высказывать свою точку зрения и отстаивать ее), отработка навыков поиска нужной информации в статистической базе данных и в Интернете.
- Создать условия для овладения методами графического представления статистической информации, для развития навыков составления тематических диаграмм, навыков составления аналитических записок по научной тематике, реферирования и поиска нужной информации в тексте учебника, навыков создания творческих картосхем и их анализа, выбора нужной информации для подтверждения своей точки зрения,развития навыков сопоставления картографической информации по географическим объектам, формировать межпредметные связи: география – история.
|
№ п/п |
Система уроков
Тип урока
Дидактическая модель обучения
Домашнее задание
Сроки |
Вид деятельности учащихся |
Педагогические средства |
Задачи.
Планируемый результат и уровень освоения |
Информационно метод. обеспечение |
Компетенции |
Учебно-познавательная |
Информационная |
Базовая программа
Профильная программа (продвинутый уровень) |
Планируемый результат
(репродуктивный,
продуктивный, творческий) |
1-3 |
Как оценить уровень развития страны?
ВВП и ВНП как главные индикаторы уровня развития страны. Отраслевая структура ВВП
Комбинированный
Проблемное изложение
Комбинированный
Д/з §1,2,3 тема 1 раздел 3
декабрь |
* - ¦
самостоятельная деятельность |
объяснение
учителя, дискуссия, эвристическая беседа. |
Методы оценки уровня развития страны:
качественной - более развитая страна, менее развитая страна; вероятность разных мнений и относительность оценки;
количественной - показатели – это факты, с которыми трудно спорить.
Типология и (или) классификация, основанная на показателях уровня развития и качества жизни. Три группы показателей — экономические, демографические и показатели качества жизни.
Валовой внутренний продукт (ВВП) - объем всех благ, произведенных на территории страны за год;
валовой национальный доход (ВНД).
Паритет покупательной способности валют (ППС).
Отраслевая структура экономики. Соотношение «первичного», «вторичного» и «третичного» секторов экономики. Доля сельского хозяйства в ВВП в более развитых странах и в менее развитых.
Демографические показатели. Показатели качества жизни. Индекс развития человеческого потенциала. |
Называют методы оценки уровня развития страны. Применяют в процессе учебного познания понятия: валовой внутренний продукт (ВВП); валовой национальный доход (ВНД).
Объясняют: методы оценки уровня развития страны: и количественной.
Классифицируют страны по показателям уровня развития и качества жизни.
Сравнивают два главных показателя уровня развития страны: ВВП и ВНД. Методы подсчета ВНД.
Характеризуют: демографические показатели. Показатели качества жизни. Индекс развития человеческого потенциала.
Прогнозируют изменения в соотношении ВВП стран мира, в том числе и России. |
Работа с текстом учебника и интерактивной таблицей на диске «Объемы и подушевые показали ВВП по странам мира, по покупательной способности валют».
Интерактив «Взаимосвязь между показателями ВВП».
Таблица «Структура ВВП по странам мира». |
ПКМ
Учебник, атлас, рабочая тетрадь.
Компьютер с выходом в Интернет и мультимедиа-проектор.
Компьютерный класс с выходом в Интернет. Диск.
«Все о лауреатах Нобелевской премии – http://nobelprize.org/
Страны мира сегодня — электронная версия справочника ИТАР-ТАСС http://sms-tass.ru/client/demo/sc106 |
4-5 |
Где и почему расположены богатые и бедные регионы мира? Чем различаются страны с высоким, средним и низким уровнем дохода? Страны с критическим уровнем внешней задолженности, низким уровнем дохода и нестабильной политической обстановкой.
Комбинированный
Поисковая
Д/з §2 тема 1 раздел 3
декабрь |
* - ¦
совместная |
лекция, беседа практикум |
Классифиция стран и территорий мира Всемирным банком по уровню ВНД на душу населения. Три основные группы стран:
с низким доходом;
со средним доходом (в том числе с доходом ниже среднего и выше среднего);
с высоким доходом.
ВНД на душу населения - объективный показатель, который отражает состояние экономики страны.
Группа развивающихся стран с критическим уровнем внешней задолженности. |
Называют методы классификации стран мира.Группы по СЭР.
Сравнивают карту-анаморфозу ВВП (другой вариант – населения) с политической картой мира из атласа. Приводят примеры, когда размеры государств:
а) больше их реальной площади,
б) меньше их реальной площади.
Дают характеристику причин найденных несоответствий. |
Картосхемы в атласе и на диске (анаморфозы «Объемы ВВП стран мира»).
Задание 1 Рабочая тетрадь «Где и почему расположены богатые и бедные регионы мира?»
Задание 2 Рабочей тетради «Чем различаются страны с высоким, средним и низким уровнем доходов»? |
ПКМ
Учебник, атлас, рабочая тетрадь.
К,П,И,Д.
Сайт Государственного секретаря США http://www.state.gov/
Статистические данные, история и карты по всем странам и территориям мира http://www.intourion.ru/ |
6-7 |
Как самому составить многопризнаковую классификацию стран?
Комбинированный
Практическая
Д/з §4 тема 1 раздел 3
декабрь |
* - ¦
групповая работа, |
беседа практикум |
Этапы работы по методике многопризнаковой классификации:
1. Выбор наиболее существенных признаков (показателей) для классификации.
2. Выбор логической основы классификации (ранги «хороших», «средних» и «плохих» показателей).
3. Расчет доверительного интервала по формуле.
4. Ранжирование показателей (т. е. замена матрицы данных матрицей рангов).
5. Суммирование рангов по каждой стране и выявление разницы в сумме рангов.
6. Анализ полученных результатов. |
Интерактивная презентация «Методика многопризнаковой классификации»
Задание 3 рабочей тетради «Как самому составить многопризнаковую классификпацию стран»? |
ПКМ
Учебник, атлас, рабочая тетрадь. К,П,И,Д
Статистические данные, история и карты по всем странам и территориям мира http://www.intourion.ru/ |
8-9 |
Многообразие стран современного мира
Объяснительно-иллюстративная
Д/з §1
зад. 1,2.
декабрь |
* -
совместная |
Слайд-лекция + пр,
демонстрация |
Различные подходы к типологии стран.
Экономически развитые страны и их подгруппы.
Развивающиеся страны и их подгруппы.
Страны с переходной экономикой.
ВВП стран мира – главный критерий экономического развития страны. |
Умеют показывать по карте страны, относящиеся к различным группам по типологии и их столицы.
Объясняют: исторические особенности формирования ПК мира (По Максаковскому).
|
Составление ЛОК
«Многообразие стран современного мира» |
Карта ПКМ
Настенные таблицы «Страны современного мира»
Яковлева Н.В. «Уроки с использованием информационных технологий» Волгоград, изд. «Учитель» 2008г |
10 |
Многопризнаковая классификация стран (Европы, Азии, Африки, Америки)
Работа над
проектом
Проектная
Д/з §1 тема 2 раздел 3
декабрь |
* - ¦
самостоятельная работа двумя группами с источниками информации |
проблемная лекция – беседа |
Многообразие стран мира. Более развитые страны в Европе, Англо Саксонской Америке (развитые регионы), Япония в Азии, Австралия и Новая Зеландия. Россия и страны члены СНГ. Менее развитые страны. Географическое положение более развитых и менее развитых регионов мира: богатый Север - бедный Юг. |
Умеют показывать по карте страны, относящиеся к различным группам по типологии и их столицы.
Объясняют: исторические особенности формирования ПК мира (богатый Север - бедный Юг). |
Начало работы над проектом «Многопризнаковая классификация стран региона по выбору».
Доклады учащихся - на завершающих уроках раздела |
ПКМ
Учебник, атлас, рабочая тетрадь. К,П,И,Д
Сайт Государственного секретаря США http://www.state.gov/
www.wikimapia.org – Космические снимки и карты;
www.flickr.org – Альбом фотографий по странам мира |