Тематическое планирование курса географии для 10 класса (профильный уровень)

Настоящая рабочая программа разработана применительно к авторской программе В.Н. Холиной География (профильный уровень) 10-11 классы
Автор: Яковлева Н.В.

Таблично-графическая схема рабочей программы (108ч) (6)

Тема: География населения (32 часа)

 

Цели
Образовательные:

  1. Создание условий для ознакомления с научными и ненаучными гипотезами происхождения человека, основными положениями французской школы «географии человека» (Видаль де ла Бланш); с переписями населения как основным источником информации о его численности первые переписи и первые демографы (У.Петти). Узнать страны и территории с наибольшей и наименьшей численностью населения; о динамике численности населения мира.
  1. Создание условий для получения знаний о демографической (половозрастной) структуре населения в странах разных типов, об изменении демографической структуры населения и экономической ситуации в стране.

 

  1. Формирование у учащихся понимания взаимосвязи природных и общественных факторов в размещении районов с высокой и низкой плотностью населения; об абсолютных и относительных демографических показателях, о взаимосвязи демографических показателей и уровня социально-экономического развития страны.
  1. Создание условий для ознакомления с главными направлениями межконтинентальных миграций (ХV – XX вв.) и их причинах и следствиях; формирования представления об основных элементах культуры и этносах как носителях культуры.

 

  1. Знакомство с аргументами за и против гипотезы Мальтуса о перенаселении Земли и современные методы демографической политики.
  1. Создание условий для знакомства с историей развития этносов (русского и (или) другого по выбору); с процессами формирования территориальных различий в языках и о распространении языков по территории Земли, о роли языков в формировании культурных различий. Для знакомства спонятиями государственного языка и двуязычия; основными религиями и особенностями их размещения; знакомства с религиозными догмами, влияющими на хозяйственную жизнь людей и использование природных ресурсов.

 

Воспитательные, развивающие:

  1. Создание условий для развития умения работать с источниками информации; сопоставления картографических материалов, навыков чтения карты. Изучение информационных ресурсов Интернета.
  2. Развитие навыков конспектирования и анализа содержания картографических материалов,
  3. Развитие географического аналитического мышления; навыков публичных выступлений;
  4. Развитие навыков комплексного аналитического мышления с привлечением материалов смежных дисциплин (истории). Выявление взаимосвязи между миграциями и распространением культуры (языков, религий).
  5. Создание условий для развития навыков создания творческих картосхем и их анализа для оценки стадий демографического перехода по странам и регионам мира, развития навыков выбора нужной информации для подтверждения своей точки зрения.

 

№ п/п

Система уроков

Дидактическая модель обучения
Домашнее задание
Сроки

Вид деятельности учащихся

Педагогические средства

Задачи.
Планируемый результат и уровень освоения

Информационно метод. обеспечение

Компетенции

Учебно-познавательная

Информационная

Базовая программа
Профильная программа (продвинутый уровень)

Планируемый результат
(репродуктивный,
продуктивный,  творческий)

1

Где и когда появились люди на Земле?

Объяснение, дискуссия

Репродуктивная
Д/з §1 темы 1 раздела 4

февраль

* -
индивидуальная  работа с текстом учебника и картами атласа, групповая работа

объяснение
учителя, дискуссия

Когда и где появились первые люди на Земле. Восточная Африка - самое вероятное место происхождения человека. Расселение человека на другие континенты - в Европу и Азию. Из Азии через Берингов пролив в Америку, из Юго-Восточной Азии - Австралию и Океанию.
Рост численности населения за последние 2 тысячи лет.

Показывают по карте пути миграций древнего человека и заселения планеты.

Анализируют диаграмму роста численности населения с начала нашей эры.

Прогнозируют рост численности населения в ближайшие годы.

Видеоряд на диске
Работа в Интернете.
Презентация «Население мира»

Учебник, атлас, рабочая тетрадь. К,П,И,Д

Ссылки на Интернет-сайты к разделу 4 (Население и культура) электронный учебник

2-3

Как узнать точное число жителей страны?

Комбинированный

Проблемное изложение

Д/з § 2 темы 1 раздела 4

февраль

* - ¦
групповая работа, совместная деятельность

объяснение учителя, дискуссия

Первая попытка оценки численности населения мира, 1682 г.
Уильям Петти - изобретатель «политической арифметики».
Переписи населения. Первые переписи населения в современном понимании (XVIII в.).
Переписи в Российской империи - СССР - Российской Федерации.
Проблема учета населения в развивающихся странах: нехватка финансовых ресурсов, труднодоступность внутренних районов, неграмотность населения.

Называют признаки понятия «перепись».

Анализируют таблицы переписи населения стран мира (Нигерии, России).

 

Работа с таблицами «Численность населения крупнейших стран мира», «Демографические показатели стран и территорий мира».
Работа с цифровыми рисунками диска (абсолютные демографические показатели).

Карта «Население мира»
Учебник, атлас, рабочая тетрадь. К,П,И,Д

Сайт организации ООН по народонаселению
http://www.prb.org/

Результаты последней переписи населения

 

 

 

 

 

 

Карта - анамор-фоза «Население мира».

на сайте Госкомстата РФ www.gks.ru

4-5

Численность и воспроизводство населения. Типы воспроизводства.

Лекция

Объяснительно-иллюстративная

Д/з § 1, 3. задание 1, 2 (письменно).

Сентябрь

(Максаковский В.П.)

февраль

* -совместная

Слайд-лекция
демонстрация

Население как предмет изучения социально-экономической географии. Основные объекты изучения.
Численность населения. Два типа воспроизводства. Демографические проблемы, без которых не обходится практически ни одна страна мира и демографическая политика в этих странах.

Называют: признаки понятий «естественный прирост», «демографический взрыв», «урбанизация», «трудовые ресурсы».
Объяснять различия в естественном приросте населения.

Дают оценку темпов роста народонаселения Земли, отдельных регионов и стран мира.
Называют причины демографического взрыва.

Прогнозируют темпы роста (снижения) народонаселения Земли в целом и отдельных ее регионов.

Использованию методов электронной обработки при поиске и систематизации информации

Население мира

CD-«ПКМ»
www.lyceum-8.ruДистан-
ционное образование География 10 кл.
Яковлева Н.В. «Уроки с использованием информационных технологий 10-11 кл.» Волгоград, изд. «Учитель» 2008г

6-7

Размещение населения и миграции

Комбинированный

Репродуктивная

Д/з § 3. задание 9, 10
(Максаковский В.П.)

февраль

* -
работа
парами

самостоятельное изучение

Размещение населения на планете: большие контрасты.
Плотность населения. Причины неравномерного расселения людей на планете.
Миграции и иммиграции. «Утечка умов».

Называют и показывают: различия в степени заселённости отдельных территорий, основные регионы повышенной плотности населения на Земле.

Характеризуют миграционные процессы на примере отдельных стран и регионов; направление миграций, влияние их на состав и структуру трудовых ресурсов отдельных стран и регионов.

Работа с дополнительной литературой, анализ, составление диаграммы по данным атласа.

ПКМ

CD-«ПКМ»

Презентация «Население мира»

8-9

Какие факторы определяют расселение людей?

Комбинированный

Поисковая

Д/з § 3 темы 1 раздела 4

Завершить выполнение задания 1 Рабочая тетрадь
Найти в Интернете информацию о последних природных и техногенных катастрофах и их влиянии на размещение населения.

февраль

* - ¦
групповая работа, совместная деятельность

объяснение учителя, проблемные вопросы

Природные качества территории. Природные катастрофы. Хозяйственная деятельность человека. Закономерности размещения населения. Ареалы с высокой плотностью населения: в плодородных долинах «великих исторических рек», на территориях с богатыми агроклиматическими ресурсами, сосредоточение населения в приморских и приокеанических районах. Относительно высокая плотность населения на океанических побережьях Америки и Африки связанная с историей европейской колонизации этих территорий.
Низкая плотность населения характерна для районов с экстремальными природными условиями.
Новое хозяйственное освоение.
«Выталкивание» населения в другие природные зоны. Негативные последствия как экологического, так и политического характера.
Конкуренция за ограниченные ресурсы (сток Нила).
Крупнейшие резервные ареалы расселения человека: пустынные районы, зона Севера (тайги, тундры и лесотундры), горные районы с разнообразными природными ресурсами, речные бассейны в зоне постоянно влажных тропических лесов.

Называют и показывают: различия в степени заселённости отдельных территорий, основные регионы повышенной плотности населения на Земле, ареалы с низкой плотностью населения.

Характеризуют появление районов нового освоения. Районы связанные с конкуренцией за ограниченные ресурсы (сток Нила).

Прогнозируют скорость заселения крупнейших резервных ареалов расселения человека: пустынные районы, зона Севера (тайги, тундры и лесотундры), горные районы с разнообразными природными ресурсами, речные бассейны в зоне постоянно влажных тропических лесов.

 

Задание 1 рабочей тетради «Где и почему расположены районы с высокой и низкой плотностью населения?»
Интерактив «Районы с высокой и низкой плотностью населения»
Карты (вспомогательные – плотности населения, природных зон, рельефа, доли городского населения, месторождений полезных ископаемых)

Карта «Плотность населения мира»

Учебник, атлас, рабочая тетрадь. К,П,И,Д

Сайт организации ООН по народонаселению
http://www.prb.org/

Конфликты природопользования в Африке электронный учебник

Межгосударственные конфликты водопользования электронный учебник

 

найди работу
http://mega.km.ru/