Пояснительная записка
Пояснительная записка к рабочей программе по географии (профильный уровень)10 класс
Настоящая рабочая программа разработана применительно к учебной программе ГЕОГРАФИЯ 10-11 классы Москва, Издательский дом «Дрофа», В.П Максаковского., 2002 год и авторской программе В.Н. Холиной География (профильный уровень) 10-11 классы, Москва, Издательский дом «Дрофа», 2008 год (http://drofaweb.drofa.ru).
Рабочая программа ориентирована на использование учебников:
- «Экономическая и социальная география мира» (учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений, под редакцией В.П. Максаковского, Москва, «Просвещение» 2008),
- География. (Профильный уровень. 10 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: В 2-х кн. Кн. I/ В.Н. Холина. – М.: Дрофа, 2008).
а также дополнительных пособий: для учителя
- Гладкий Ю.Н., Лавров С.Б., «Глобальная география XI класс», М., «Дрофа», 2001
- Кузнецов А.П. «География населения и мирового хозяйства», М., «Дрофа», 1998
- Левицкий Ю.И. Решение задач по географическим картам. М., «Просвещение», 2000
- Лисенкова Г.Я. Лекции и семинары по географии в 10 классе, М., «Просвещение», 1992
- Максаковский В.П. Методическое пособие «Экономическая и социальная география мира», М., «Просвещение», 1994
- Максаковский В.П. Новое в мире. Цифры и факты, М., «Дрофа», 1999
- Плисецкий Е.Л., «Коммерческая география» Методические рекомендации для учителя, 10-11 классы, Москва, «АСТ-ПРЕСС ШКОЛА» 2006,
- Плисецкий Е.Л., «Коммерческая география». Учебник для 10-11 классов общеобразовательных учреждений, под редакцией Е.Л. Плисецкого, Москва, «АСТ-ПРЕСС ШКОЛА» 2006,
- Пятунин В.Б. Контрольные и проверочные работы по географии 10-11 к, М., «Дрофа», 2002,
- Яковлева Н.В. «Уроки с использованием информационных технологий» Волгоград, изд. «Учитель» 2008г
- Яковлева Н.В. «Уроки учительского мастерства» 6-11 классы Волгоград, изд. «Учитель» 2008г
для учащихся:
- Наумова А.С. От урока к экзаменам Сборник задач, Москва, «Просвещение», 1999
- Петрова Н.Н. Тесты. География 6-10 классы Москва, «Дрофа», 1998.
Лицейское образование в современных условиях призвано обеспечить функциональную грамотность и социальную адаптацию обучающихсяна основе приобретения ими компетентностного опыта в сфере учения, познания, профессионально-трудового выбора, личностного развития, ценностных ориентаций и смыслотворчества. Это предопределяет направленность целей обучения на формирование компетентной личности, способной к жизнедеятельности и самоопределению в информационном обществе, ясно представляющей свои потенциальные возможности, ресурсы и способы реализации выбранного жизненного пути.
Изменение концепций школьного образования, предполагающее возможность выбора учащимися (учителями и родителями) профильных предметов, требует новых подходов к формированию учебных программ и курсов.
Одним из блоков федерального компонента стандарта для изучения географии на профильном уровне является блок «Введение в социально-экономическую географию». Этот блок, без сомнения, главный в классах социально-экономического профиля. Объем учебного времени, а также специализированная подготовка учащихся старших классов в соответствии с их профессиональным выбором - стали главными факторами, учитывавшимися при построении концепции курса. Данный курс представляет инновационный учебно-методический комплекс «География» (профильный уровень).
Главной целью лицейского образования является развитие ребенка как компетентной личности путем включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности: учеба, познания, коммуникация, профессионально-трудовой выбор, личностное саморазвитие, ценностные ориентации, поиск смыслов жизнедеятельности. С этих позиций обучение рассматривается как процесс овладения не только определенной суммой знаний и системой соответствующих умений и навыков, но и как процесс овладения компетенциями. Это определило цель обучения географии. Главной целью обучения является формирование у учащихся систематизированного целостного представления о закономерностях развития мирового хозяйства, формирования политической карты мира, размещения хозяйства и общества, о пространственном функционировании экономических законов на неоднородных в природном и хозяйственно-культурном отношении территориях современного мира, о роли географии в их познании.
На основании требований Государственного образовательного стандарта 2004 г. в содержании рабочей программы предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют задачи обучения:
- Приобретение знаний практико-ориентированных, экономических, экологического направления.
- Овладение способами деятельностей: познавательной, информационно-коммуникативной, рефлексивной.
- Освоение компетенций: ключевых, общепредметных и предметных (коммуникативной, учебно-познавательной и рефлексивной).
Роль географии в формировании всесторонне развитой личности незаменима. Географические знания становятся повседневно необходимыми людям в их профессиональной и бытовой деятельности - от выбора места жительства (в городе, в стране, в мире), продуктов питания (произведенных в разных районах земного шара) до выборов руководителей страны. В значительной степени ответы на эти вопросы пытается дать предлагаемый курс, лежащий на стыке географии и региональной экономики. Актуальность его изучения диктуется логикой развития общества и потребностями современного образования.
В данном курсе география выходит за рамки только хозяйственной сферы в более глобальную - экономическую сферу, отвечая в большей степени на вопрос «почему?», а не «где?» (все предшествующие географические курсы акцентировали внимание именно на выяснении вопроса «где?»). Курс интегрирует знания о природе, человеке, хозяйстве, способствуя формированию целостной картины мира, становлению творческой и инициативной личности, воспитывает умение видеть проблемы и принимать решения. В основу курса положен деятельностный подход к формированию аналитического взгляда учащихся на окружающий мир. Учитель выступает в большей степени как организатор процесса познания и консультант, нежели передатчик информации, изложенной в тексте учебника. Продолжая закреплять ранее приобретенные навыки, учащиеся развивают новые.
Размещение и развитие отраслей экономики и общества в современном мире показывается как результат человеческой деятельности, преобразующей неоднородное в природном отношении пространство в соответствии с объективными экономическими законами. Такой подход можно считать гуманизационным, в котором главное внимание уделено человеку; он помогает выстроить знания о современном мире в стройную схему, понять пространственную логику развития экономики, прогнозировать реальные экономические результаты политических решений.