Таблично-графическая схема рабочей программы (108ч)
Раздел 1
География в современном мире (12 часов)
Цели: Образовательные:
Воспитательные, развивающие:
|
|||||||
№ п/п |
Система уроков Тип урока |
Вид деятельности учащихся |
Педагогические средства |
Задачи. |
Информационно метод. обеспечение |
||
Компетенции |
|||||||
Учебно-познавательная |
Информационная |
||||||
Базовая программа |
Планируемый результат |
||||||
1 |
Место географии в системе наук. География как наука. Практикум Объяснительно-иллюстративная Д/з §1 сентябрь |
* - |
проблемное изложение дискуссия, |
Накопление человеком знаний о своем окружении, путешествия и исследование неизвестных ранее территорий способствовали выделению географии в особую отрасль знаний. Эратосфен – древнегреческий ученый, первым употребил термин «география». География - самостоятельная наука. И. Кант и его классификация наук (география как хорологическая наука). |
Называют задачи ее роль в науке, накопление географических знаний. Объясняют: исторические особенности формирования главных географических законов, |
Боксы про ученых-классиков географии, их высказывания об особенностях географического мышления. |
Компьютер, Учебник |
2 |
Возможности, которые дает география для жизни и работы. Географическое образование. Практикум Проблемное изложение Д/з§2 сентябрь |
* -¦ |
проблемная беседа |
Законы географии. Главное, что отличает географию от других наук – это ее предмет исследования - пространство. Пространство в географии активный фактор, влияющий на характер объектов - хозяйственных, экономических, природных, общественных.Направления географической науки и сферы ее применимости. |
Называют: законы географии. Объясняют, что отличает географию от других наук – ее предмет исследования – пространство. |
Работа с сайтом геогаф. факультета МГУ им. Ломоносова. |
Учебник, атлас, рабочая тетрадь. |
3 |
Пространство – объект изучения географии. Практикум Объяснительно-иллюстративная Д/з: §2 сентябрь |
* - |
объяснение учителя, работа с текстом учебника и картами атласа,. |
Географическое положение - важнейший пространственный ресурс развития экономики, его влияние не только на выбор места для строительства экономических объектов (предприятий), городов, но и активно воздействует на их функционирование. Законы размещения. |
Называют: признаки понятий «географическое положение». Определяют: по источникам ГП объекта, доказывают его влияние не только на выбор места для строительства экономических объектов, городов, но и активное воздействие на их функционирование. |
Обсуждение решения задач географических олимпиад.
|
Учебник, атлас, рабочая тетрадь. |
4 |
Практическая
|
* - работа парами |
создание проблемной ситуации. |
Работа существует в двух вариантах: компьютерном (мультимедиа-задание) и бумажном. |
Задание 1. |
Учебник, атлас, рабочая тетрадь. |
|
|
Д/з: сентябрь |
индивидуальная |
объяснение, комментарии |
Краткое описание содержания задания и методов, используемых для достижения цели. Приводится 4 рисунка местности с возможными вариантами размещения городов. Выборы оптимального места для размещения города и обоснование своего выбора. |
Составление таблицы и приведение примеров противоречий географического положения и местоположения городов. |
Оборудованное рабочее место учителя: компьютер с выходом в Интернет и мультимедиа-проектор. |
|
5 |
Проект Практикум Проектная сентябрь |
* - ¦ |
беседа, комментарии |
В ходе урока учитель комментирует доклады, их сильные и слабые стороны. В конце конференции можно совместными усилиями выбрать лучший доклад и разработать рекомендации по использованию имеющихся ресурсов территории. |
Представление результатов работы над проектом, самостоятельная работа учащихся с источниками информации, выступление с сообщениями. |
Учебник, атлас, рабочая тетрадь. |
|
6 |
Методы географических исследований (экспедиционный, описательный, картографический) Практикум Репродуктивная Д/з: §1 стр. 14 сентябрь |
* - |
объяснение учителя, работа с текстом учебника, рекомендации по выполнению задания №2 |
Методика географических исследований ее связи с решением географией ее задач:
Карта - «альфа и омега» географии, является главной моделью в географии. |
Называют: различные типы географических карт. Объясняют: зачем они нужны географические карты на практике. |
Рабочая тетрадь. |
Учебник, атлас, рабочая тетрадь. |
|
|
|
|
|
современные – моделирование, территориальная матрица статистических данных, районирование, геоинформационные системы, космические снимки, системы подспутникового позиционирования. |
«Какую информацию можно получить из карты» (диск, Интернет). |
|
7 |
Модели в географии. Модель Тюнена Практикум Объяснительно-иллюстративная Д/з §2 стр. 15 сентябрь |
* - |
объяснение учителя, дискуссия, работа с текстом учебника и картами |
Географические законы и модели. Эпоха территориальных географических открытий. Эпоха теоретических открытий в географии - первые глобальные законы - закон широтной зональности (В. Докучаев) и высотной поясности (А. Гумбольдт) Принципы создания и функционирования идеальных моделей, модель Тюнена. Принцип создания идеальных моделей и идеальных условий их выполнения (причины использования подобных абстракций в экономико-географических исследованиях). Зонирование в идеальном государстве. Кольца Тюнена.Модель Тюнена, парадигма экономической географии.Описательные, нормативные, классификационные модели. |
Называют: географические законы и модели. Эпоха территориальных географических открытий. Эпоха теоретических открытий в географии. Объясняют: принципы создания и функционирования идеальных моделей. |
Рабочая тетрадь Выполнение задания рабочей тетради Задание 3 и 4. |
Учебник, атлас, рабочая тетрадь. |
8 |
Практическая |
* - ¦ |
проблемные задания |
Выполнение практической работы: модификация идеальной модели при введении дополнительных реальных факторов: 1) реки с известным направлением течения, 2) города с меньшей рыночной зоной. |
Задание выполнить в интерактивном режиме Интерактив «Модель Тюнена» |
Оборудованное рабочее место учителя: компьютер с выходом в Интернет и мультимедиа-проектор. |
|
|
(на примере модели Тюнена). Лекция |
|
|
и в направлении с юго-востока на северо-запад (для 2-го варианта).То есть в модели Тюнена появляется один реальный фактор. |
|
|
|
9-10 |
Новейшие методы географических исследований (ГИС, космический мониторинг Земли) Практикум Исследовательская Д/з §3 Изучить сайт Google.Earth и подготовить сообщения по его использованию на практике. сентябрь |
* - ¦ |
объяснение учителя, дискуссия, работа с текстом учебника и картами. |
Геоинформационные системы – один из новейших инструментов в географических исследованиях.
|
Называют достоинствах геоинформационной системы. Находят на сайте интересные сюжеты в различных областях человеческой деятельности на Земле и комментируют их. Применение теоретических знаний на практике, умение дешифровать космические снимки. |
Интерактив «Создаем свою геоинформационную систему». |
Учебник, атлас, рабочая тетрадь.
|
11 |
Компьютерное тестирование.
|
- |
|
|
|
|
Диск |
12 |
Резервный урок |
|
|
|
|
|
|