Тематическое планирование курса географии для 10 класса (профильный уровень)

Настоящая рабочая программа разработана применительно к авторской программе В.Н. Холиной География (профильный уровень) 10-11 классы
Автор: Яковлева Н.В.

Таблично-графическая схема рабочей программы (108ч)

Раздел 1
География в современном мире (12 часов)


Цели:
Образовательные:
  • Освоения материала для определения места географии в системе наук и практике хозяйственного и социально-экономического развития.
  • Овладения представлениями о методе как способе познания окружающей действительности; с предметом, методами и объектом изучения географии.
  • расширения представлений о практическом значении географии для жизни и бизнеса.

Воспитательные, развивающие:

        • Формирование у учащихся познавательных мотивов при изучении географии. Развитие навыков аналитического мышления.
        • Развитие умения работать с различными источниками информации, сопоставление картографических материалов, навыки чтения карты.
        • Развитие навыков получения и анализа информации из картографических источников и Интернета, комплексного аналитического мышления с привлечением материалов смежных дисциплин (истории, математики).
        • Применение теоретических знаний на практике, умение использовать ГИС.

№ п/п

Система уроков

Тип урока
Дидактическая модель обучения
Домашнее задание
Сроки

Вид деятельности учащихся

 

Педагогические средства

Задачи.
Планируемый результат и уровень освоения

Информационно метод. обеспечение

Компетенции

Учебно-познавательная

Информационная

Базовая программа
Профильная программа (продвинутый уровень)

Планируемый результат
(репродуктивный,
продуктивный,  творческий,
)

1

Место географии в системе наук. География как наука.

Практикум

Объяснительно-иллюстративная

Д/з §1

сентябрь

* -
индивидуальная работа с текстом учебника и диском

проблемное изложение дискуссия,

Накопление человеком знаний о своем окружении, путешествия и исследование неизвестных ранее территорий способствовали выделению географии в особую отрасль знаний. Эратосфен – древнегреческий ученый, первым употребил термин «география». География - самостоятельная наука. И. Кант и его классификация наук (география как хорологическая наука).

Называют задачи ее роль в науке, накопление географических знаний.

Объясняют: исторические особенности формирования главных географических законов,

Боксы про ученых-классиков географии, их высказывания об особенностях географического мышления.

Компьютер,
CD
«Общественная география современного мира» Холина В.Н.

Учебник
География
В.Н. Холина

2

Возможности, которые дает география для жизни и работы. Географическое образование.

Практикум

Проблемное изложение

Д/з§2
решение задач географической олимпиады.

сентябрь

* -¦
совместная

проблемная беседа

Законы географии. Главное, что отличает географию от других наук – это ее предмет исследования - пространство. Пространство в географии активный фактор, влияющий на характер объектов - хозяйственных, экономических, природных, общественных.Направления географической науки и сферы ее применимости.
Роль ресурсных факторов в экономическом развитии.

Называют: законы географии.

Объясняют, что отличает географию от других наук – ее предмет исследования – пространство.
Характеризуют роль ресурсных факторов в экономическом развитии.

Работа с сайтом геогаф. факультета МГУ им. Ломоносова.
Работа с боксом «Географические олимпиады» (диск) - мотивация для успешного поступления в географические вузы - участие в олимпиадах.

Учебник, атлас, рабочая тетрадь.
Оборудованное рабочее место учителя: компьютер с выходом в Интернет и мультимедиа-проектор.
Диск.

3

Пространство – объект изучения географии.
Концепция географического положения.

Практикум

Объяснительно-иллюстративная

Д/з: §2

сентябрь

* -
групповая работа

объяснение учителя, работа с текстом учебника и картами атласа,.

Географическое положение - важнейший пространственный ресурс развития экономики, его влияние не только на выбор места для строительства экономических объектов (предприятий), городов, но и активно воздействует на их функционирование. Законы размещения.

Называют: признаки понятий «географическое положение».

Определяют: по источникам ГП объекта, доказывают его влияние не только на выбор места для строительства экономических объектов, городов, но и активное воздействие на их функционирование.

Обсуждение решения задач географических олимпиад.
Рабочая тетрадь.
Задание 1 (в тетради).

 

Учебник, атлас, рабочая тетрадь.
Оборудованное рабочее место учителя: компьютер с выходом в Интернет и мультимедиа-проектор.
Диск.

4

Практическая
работа
Влияние ГП на возникновение и рост городов в разные исторические периоды.

 

 * -

работа парами

создание проблемной ситуации.

Работа существует в двух вариантах: компьютерном (мультимедиа-задание) и бумажном.
Выполнение мультимедиа-задания. Мультимедиа-задание носит обучающий характер.
Цели работы: 1) формирование представления о влиянии фактора географического положения на возникновении городов и об изменении этого фактора во времени;
2) развитие аналитических способностей учащихся.

Задание 1.
(Интерактив) «Выбор места для строительства города»

Учебник, атлас, рабочая тетрадь.

 

Д/з:
Завершить выполнение задания в  рабочей тетради и интерактива.
Подготовить сообщение по проекту «Географическое положение и местоположение моего города».

сентябрь

индивидуальная

объяснение, комментарии

Краткое описание содержания задания и методов, используемых для достижения цели. Приводится 4 рисунка местности с возможными вариантами размещения городов. Выборы оптимального места для размещения города и обоснование своего выбора.
Главная особенность работы заключается в наличии «обратной связи» с учеником при обосновании выбора места для размещения города. Сравнив выбранное место с правильным списком факторов, которые повлияли на размещение города в данном случае, ученик видит свои ошибки и может попробовать исправить их. В каждом случае, в разные исторические периоды, территория и список факторов разные, поэтому можно проследить динамику фактора географического положения во времени.

Составление таблицы и приведение примеров противоречий географического положения и местоположения городов.

Оборудованное рабочее место учителя: компьютер с выходом в Интернет и мультимедиа-проектор.
Диск.

5

Проект
«Географическое положение и местоположение моего города

Практикум

Проектная

сентябрь

* - ¦
совместная

беседа, комментарии

В ходе урока учитель комментирует доклады, их сильные и слабые стороны. В конце конференции можно совместными усилиями выбрать лучший доклад и разработать рекомендации по использованию имеющихся ресурсов территории.

Представление результатов работы над проектом, самостоятельная работа учащихся с источниками информации, выступление с сообщениями.

Учебник, атлас, рабочая тетрадь.
Оборудованное рабочее место учителя: компьютер с выходом в Интернет и мультимедиа-проектор.
Диск.

6

Методы географических исследований (экспедиционный, описательный, картографический)

Практикум

Репродуктивная

Д/з: §1 стр. 14

сентябрь

* -
групповая работа, самостоятельная работа с источниками информации.

объяснение учителя, работа с текстом учебника, рекомендации по выполнению задания №2

Методика географических исследований ее связи с решением географией ее задач:

  • исследованием размещения предметов и явлений в пространстве,
  • установлением их точного местоположения,
  • выявлением их взаимосвязей.

Карта - «альфа и омега» географии, является главной моделью в географии.
Картографические методы в современной географии.

Называют: различные типы географических карт.

Объясняют: зачем они нужны географические карты на практике.
Характеризуют географические исследования: традиционные – экспедиционный, картографический, описательный методы;

Рабочая тетрадь.
Задание 2.
Видеоряд «Типы географических карт» (диск)
Составить сводную аналитическую таблицу по теме:

Учебник, атлас, рабочая тетрадь.
Оборудованное рабочее место учителя: компьютер с выходом в Интернет и мультимедиа-проектор.
Диск.

 

 

 

 

 

современные – моделирование, территориальная матрица статистических данных, районирование, геоинформационные системы, космические снимки, системы подспутникового позиционирования.

«Какую информацию можно получить из карты» (диск, Интернет).

 

7

Модели в географии. Модель Тюнена

Практикум

Объяснительно-иллюстративная

Д/з §2 стр. 15
Завершить выполнение начатых в классе заданий (аналитические записки).

сентябрь

* -
совместная работа

объяснение учителя, дискуссия, работа с текстом учебника и картами

Географические законы и модели. Эпоха территориальных географических открытий. Эпоха теоретических открытий в географии - первые глобальные законы - закон широтной зональности (В. Докучаев) и высотной поясности (А. Гумбольдт) Принципы создания и функционирования идеальных моделей, модель Тюнена. Принцип создания идеальных моделей и идеальных условий их выполнения (причины использования подобных абстракций в экономико-географических исследованиях). Зонирование в идеальном государстве. Кольца Тюнена.Модель Тюнена, парадигма экономической географии.Описательные, нормативные, классификационные модели.

Называют: географические законы и модели. Эпоха территориальных географических открытий. Эпоха теоретических открытий в географии.

Объясняют: принципы создания и функционирования идеальных моделей.
Характеризуют модель Тюнена. Принцип создания идеальных моделей и идеальных условий их выполнения Зонирование в идеальном государстве. Кольца Тюнена.

Рабочая тетрадь Выполнение задания рабочей тетради Задание 3 и 4.

Учебник, атлас, рабочая тетрадь.
Оборудованное рабочее место учителя: компьютер с выходом в Интернет и мультимедиа-проектор.
Диск.

8

Практическая
работа
Влияния удаленности хозяйственных объектов от рыночного центра на эффективность производства

* - ¦
групповая

проблемные задания

Выполнение практической работы: модификация идеальной модели при введении дополнительных реальных факторов: 1) реки с известным направлением течения, 2) города с меньшей рыночной зоной.
Задание 1. Главный вопрос, на который мы должны ответить: как изменится размещение зон с сельским хозяйством различной специализации и разной интенсивности и, соответственно, прибыльности, если через наш город протекает судоходная река в направлении с северо-запада на юго-восток (для 1-го варианта)

Задание выполнить в интерактивном режиме Интерактив «Модель Тюнена»

Оборудованное рабочее место учителя: компьютер с выходом в Интернет и мультимедиа-проектор.
Диск.

 

(на примере модели Тюнена).

Лекция
практикум
сентябрь

 

 

и в направлении с юго-востока на северо-запад (для 2-го варианта).То есть в модели Тюнена появляется один реальный фактор.
Задание 2. Как изменится размещение зон с сельским хозяйством различной специализации и разной интенсивности и, соответственно, прибыльности, если неподалеку от главного города  расположен меньший по размеру город со своей рыночной зоной.

 

 

9-10

Новейшие методы географических исследований (ГИС, космический мониторинг Земли)

Практикум

Исследовательская

Д/з §3

Изучить сайт Google.Earth и подготовить сообщения по его использованию на практике.
повторение материалов раздела, выполнение тестов

сентябрь

* - ¦
Работа впо группам.

объяснение учителя, дискуссия, работа с текстом учебника и картами.

Геоинформационные системы – один из новейших инструментов в географических исследованиях.
Системы подспутникового позиционирования. Космический мониторинг Земли.
Знакомство с космическими снимками - как способом мониторинга Земли. Программа «Ураган», космические снимки на диске и по ссылкам в Интернете.

 

Называют достоинствах геоинформационной системы.

Находят на сайте интересные сюжеты в различных областях человеческой деятельности на Земле и комментируют их.

Применение теоретических знаний на практике, умение дешифровать космические снимки.

Интерактив «Создаем свою геоинформационную систему».
Видеоролик «Путешествуем с GPC»
Видеоряд Космические снимки Земли.
Интерактив «Дешифруем космические снимки» анализ снимков, результаты обсудить публично.

Учебник, атлас, рабочая тетрадь.
Оборудованное рабочее место учителя: компьютер с выходом в Интернет и мультимедиа-проектор.
Диск.

 

11

Компьютерное тестирование.

 

 -

 

 

 

 

Диск

12

Резервный урок
Вводный контроль