Пояснительная записка
Настоящий календарно-тематический план разработан на основе системы развивающего обучения Занкова Л. В. применительно к учебной программе «Окружающий мир», авторы Дмитриева Н. Я., Казаков А. Н., 2003г. Календарно-тематический план ориентирован на использование учебника «Мы и окружающий мир» 1 класс в 2-х частях и рабочей тетради (Дмитриева Н. Я., Казаков А. Н.), издательство «Учебная литература», Самара, 2007 г., а также дополнительных пособий для учителя: «Секреты и диковинки окружающего мира» Трофимова Г. В.; «Методические пояснения к курсу «Мы и окружающий мир» 1-2 класс, Москва, 2001 г.
Главной целью лицейского образования является развитие ребенка как компетентной личности путем включения его в различные виды деятельности.
- С этих позиций обучение рассматривается как процесс овладения не только определенной суммой знаний и системой соответствующих умений и навыков, но и как процесс овладения компетенциями. Это определило цели обучения окружающему миру:
- развитие умений наблюдать, анализировать, обобщать, характеризовать объекты окружающего мира, рассуждать;
- освоение знаний об окружающем мире, о человеке и его месте в природе и обществе;
воспитание позитивного отношения к окружающему миру, экологической культуры.
Принципы отбора содержания связаны с возрастными особенностями развития учащихся.
План предусматривает развитие конкретных умений школьников по организации разнообразной деятельности, по творческому применению знаний, элементарные умения самообразования..
Настоящий календарно-тематический план учитывает систему обучения класса, в котором будет осуществляться учебный процесс, направленный на общееразвитие учащихся. В соответствии с этим реализуется:
типовая программа «Окружающий мир», Дмитриева Н. Я., Казаков А. Н., 2004 г. в объеме 66 ч. Предполагается обучение в объеме 2 часа в неделю. Материал спланирован на 33 учебные недели.
На основании примерных программ Минобрнауки РФ, содержащих требования к минимальному объему содержания образования по окружающему миру и с учетом системы обучения класса реализуется программа базисного уровня.
С учетом системы и модели обучения класса выстроена система учебных занятий (уроков), что представлено в схематической форме ниже.
Основой целеполагания является переход от суммы «предметных результатов» к межпредметным и интегративным результатам.
Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. Это предполагает все более широкое использование активных форм познания: наблюдение, опыты, обсуждениеразных мнений, предположений, учебный диалог, нетрадиционных форм уроков.
На ступени начальной школы задачиучебных занятий (в схеме —планируемый результат) определены как формирование умений анализировать, сравнивать, обобщать, различать, приводить примеры, определять признаки, понимать причинно- следственные связи . т. д.
Реализация календарно-тематического плана обеспечивает освоение общеучебных умений и компетенций в рамках информационно-коммуникативной деятельности. На уроках учащиеся должны научиться слушать и слышать, более уверенно овладеть монологической и диалогической речью, умением вступать в речевое общение (понимать точку зрения собеседника, признавать право на иное мнение), приводить примеры, доказывать. Для решения познавательных и коммуникативных задач учащимся предлагается использовать различные источники информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы, тексты, таблицы, видео, иллюстрации.
При развивающемобучении стимулируются активные формы познания: наблюдение, опыты, обсуждение разных мнений, предположений, учебный диалог.
С точки зрения развития умений и навыков рефлексивной деятельности, особое внимание уделено способности учащихся оценивать свои мысли и действия «со стороны», определять свое знание и незнание.
Воспитание гражданственности и патриотизма- основная задача уроков.