Тематическое планирование курса географии для 7 классов (базовый уровень)

Рабочая программа ориентирована на использование учебника В.А. Коринской, И.В. Душиной, В.А. Щенева «География материков и океанов»
Автор: Яковлева Н.В.

Таблично-графическая схема рабочей программы (68ч) (8)

Северные материки
Цель: создать условия для изучения основных черт природы материка, крупных природных, природно-хозяйственных и историко-культурных регионов материка и стран, для развития навыков сравнения географических особенностей разных материков и регионов; стихийных явлений в геосферах и правил обеспечения безопасности людей, характера использования природных ресурсов, изменения природы под влиянием хозяйственной деятельности человека, его взаимодействия с окружающей средой, освоения разных видов познавательной, информационно-коммуникативной, ценностно-смысловой, рефлексивной деятельности

Северная Америка

№ п/п

Система уроков

Дидактическая модель обучения
Домашнее задание
Сроки

Вид деятельности учащихся

 

Педагогические средства

Задачи.
Планируемый результат и уровень освоения

Информационно метод. обеспечение

Компетенции

Учебно-познавательная

Информационная

Базовая программа
(продвинутый уровень)

Планируемый результат
(репродуктивный,
продуктивный,  творческий)

54

Общие особенности природы северных материков

Объяснительно-иллюстративная

Д/з §50

март

* - ?
учебно-познавательная деятельность

рассказ

Общие черты ФГП, рельефа. Раскол Лавразии, древнее оледенение, климат, природные зоны.

Номенклатура:
Великие равнины, Миссисипская низменность, г.Аппалачи, влк. Орисаба, Мак-Кинли, Большой Бассейн, Мексиканская низм., Канадский Арктический арх., о-ва Большие Антильские, п-ов Аляска, Калифорния, Флорида, Гудзонов залив, Карибское море.

Называют и показывают северные материки, их положение на карте.

Определяют отличия южных материков от северных материков.
Объясняют теорию происхождения северных материков.

Анализ дополнительной литературы
Составление схемы «Северные материки».

Физическая и др. тематические карты мира


55-56

Северная Америка: географическое положение, история исследования,
рельеф.

Объяснительно-иллюстративная

Д/з §51,52

 

 - ?¦
индивидуальная

мини- лекция

ФГП и рельеф. Океаны и моря у берегов Северной Америки, их влияние на природу материка. Строение поверхности материка и его сравнение с Южной Америкой. Роль древнего оледенения в формировании рельефа. Вулканы и землетрясения. Полезные ископаемые Кордильер и восточной части материка.

Называют исследователей Северной Америки и результаты их работы, показывают элементы береговой линии, формы рельефа.

Составляют характеристику ФГП материка, координаты крайних точек, протяженность с севера на юг и с запада на восток в градусной мере и в километрах. Сравнивают ФГП Северной и Южной Америки.

Составляют ЛОК с использованием карты атласа и плана.

Физическая карта Северной Америки. Геогр. картины

Фотографии, карты
Поисковая программа «Google

 

Практическая работа №16 (к/к)

 

апрель

 

 

 

Прогнозируют (оценивают) влияние ФГП на природу материка.
Находят в тематических картах информацию для объяснения происхождение материка и образование крупнейших форм рельефа, полезных ископаемых.

 

CD «6-10 классы: 7 класс»

57

Климат Северной Америки

 

Объяснительно-иллюстративная

Д/з §53

Практическая работа №17

 

апрель

* - ?¦
индивидуально-групповая

рассказ постановка учебных задач

Климатообразующие факторы. Климатические пояса и типы погод.

Называют и показывают связь между географическим положением и климатом материка.

Определяют по климатической карте температуру, кол-во осадков, направление ветров. Описывают существенные признаки типов климата.

Характеризуют перемещение поясов атмосферного давления в течение года, причины влияния других климатообразующих факторов для формирования типов климата на континенте.

Работы с климатограммами.
Составление столбчатой диаграммы по количеству осадков, выпадающих на материке. Использование карт атласа.

Климатические карты

Фотографии, карты
Поисковая программа «Google

CD «6-10 классы: 7 класс»

58

Внутренние воды

Поисковая

Д/з §54

апрель

 - ?
индивидуальная

беседа, творческое задание

Внутренние воды. Основные озерные и речные системы: р. Миссисипи, Миссури, Маккензи, Юкон, Колорадо, Ниагара, Ниагарский вдп., оз. Виннипег Большое Соленое озеро, Великие Североамериканское озер.

Называют и показывают крупные реки и озера.

Составляют краткую географическую характеристику одной из рек по картам и тексту учебника.
Выделяют и объясняют наиболее существенные признаки водных объектов, особенности питания, режима, характера течения рек.

Работа с картографическим материалом.
Поиск и анализ информации для выполнения карты.

Физическая карта Северной Америки

Фотографии, карты
Поисковая программа «Google

CD «6-10 классы: 7 класс»

59

Природные зоны

Проектная

Д/з §55

апрель

* - ?¦
работа парами

творческое задание, отбор средств для описания,
защита стендовых проектов

Природные зоны. Особенности проявления зональности. Характеристика тундры, тайги, степи. Изменение природы под влиянием деятельности человека в разных частях материка. Охрана природы.

Называют и показывают природные зоны Северной Америки и представителей животного и растительного мира.

Составляют краткую географическую характеристикуприродной зоны по картам и другим источникам информации.

Работа с картографическим материалом.

 

 

 

 

 

 

Выделяют, описывают и объясняют существенные признаки природных зон Северной Америки.

Характеризуютширотную зональность и азональность в размещении ПЗ, объясняют их.
Прогнозируют изменение природы под влиянием хозяйственной деятельности человека.

Поиск и анализ информации для выполнения схемы «Природные зоны С. Америки».

Карта природных зон. Географические картины.

60

Население.
Канада, США, Мексика, Куба

Проектная

Д/з §56,57,58

Практическая работа №18 (к/к)

апрель

* - ?¦
групповая

творческие задания
защита компьютерных проектов

Население и политическая карта. Народы материка.
Основные черты природы, населения и хозяйства в Канаде, США, Мексике, Кубе.
Канада - Оттава,
США - Нью-Йорк
Мексика - Мехико,
Куба – Гавана.
Основные объекты природного и культурного наследия человечества.

Называют основные народы Северной Америки и расы, к которым они принадлежат. Исторические причины их формирования.

Определяют по карте районы повышенной плотности населения, крупнейшие народы материка, районы их расселения, наиболее крупные по площади страны.

Устанавливаютсвязь между географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйственной деятельностью и бытом населения отдельных регионов и стран Северной Америки.

Анализ таблицей, статистических данных, исторических данных по освоению материка.

Политическая карта Северной Америки
Географ. Картины.

CD «6-10 классы: 7 класс»

DVD «США, Мексика, Канада» из серии «Золотой глобус»

Евразия

61

Евразия: географическое положение, исследования

Объяснительно-иллюстративная

Д/з §59

Практическая работа №19

 

апрель

* - ?¦
индивидуально-групповой

беседа-сравнение

Евразия - величайший массив суши. ФГП, размеры материка. Океаны и моря у берегов Евразии, их влияние на природу. История исследования Центральной Азии (Пржевальский, Козлов, Семенов-Тян-Шанский)

Номенклатура:
П-ова: Таймыр, Чукотский Индостан, Малая Азия, Пиренейский,
Корейский, Индокитай,
Аппенинский, Балканский, Малакка.

Называют исследователей Евразии и результаты их работы, показывают элементы береговой линии, формы рельефа.

Составляют характеристику ФГП материка, координаты крайних точек, протяженность с севера на юг и с запада на восток в градусной мере и в километрах. Сравнивают ФГП Северной Америки и Евразии.

Прогнозируют (оценивают) влияние ФГП на природу материка.

Составляют ЛОК с использованием карты атласа и плана
Анализ дополнительной литературы.

Физические карты мира, Евразии.

 

 

 

 

Моря: Баренцево, Северное
Японское.
Заливы: Финский, Персидский.
Проливы: Карские Ворота, Босфор, Дарданеллы.
Острова: Новая Земля, Японские, Шри-Ланка, Филиппинские,
Большие Зондские, Сахалин.

Находят в тематических картах информацию для объяснения происхождение материка и образование крупнейших форм рельефа, полезных ископаемых.

 

 

62

Рельеф и полезные ископаемые Евразии

Объяснительно-иллюстративная

Д/з §60, 61

апрель

* - ?
коллективный

 

учебная задача

Рельеф Евразии и его отличие от рельефа других материков. Древнее оледенение. Сейсмические области, равнины, горы, нагорья. Размещение месторождений полезных ископаемых.

Номенклатура:
равнины: Великая Китайская,
Туранская, пл. Декан, Тибет
Иранское нагорье;
горы: Пиренеи, Альпы, Карпаты,
Тянь-Шань, Алтай, Эльбрус
влк Кракатау, Фудзияма.

Называют и показывают по карте крупные географические объекты.

Находить в тематических картах информацию для объяснения происхождение материка и образование крупнейших форм рельефа, полезных ископаемых.

Использованию методов электронной обработки при поиске и систематизации информации для составления схемы «Рельеф – полезные ископаемые».

Физическая карта Евразии

Фотографии, карты
Поисковая программа «Google

Фотографии, карты
CD «6-10 классы: 7 класс»

63

Климат Евразии

Объяснительно-иллюстративная

Д/з §62

Практическая работа №20

 

май

* - ?¦
групповой

постановка учебных задач

Климатообразующие факторы их воздействие на распределение температуры воздуха, атмосферного давления, осадков. Климатические пояса и типы погод.

Называют и показывают связь между географическим положением и климатом материка.

Определяют по климатической карте температуру, кол-во осадков, направление ветров. Описывают существенные признаки типов климата.

Характеризуют перемещение поясов атмосферного давления в течение года, причины влияния других климатообразующих факторов для формирования типов климата на континенте.

Работы с климатограммами.
Составление столбчатой диаграммы по количеству осадков, выпадающих на материке. Использование карт атласа.

Карта климатических поясов

64

Внутренние воды Евразии

Поисковая

Д/з §63

Контурная карта

май

 - ?
индивидуальный

повторение приемов описания, отбора источников информации,
Беседа, творческое задание

Распределение внутренних вод. Территории внутреннего стока. Крупнейшие речные и озерные системы. Основные типы питания и режима рек. Изменение состояния водоемов под влиянием  деятельности человека. Современное оледенение, многолетняя мерзлота.

Реки: Обь с Иртышом, Лена, Амур, Енисей, Сырдарья, Амударья, Печора, Дунай, Рейн, Эльба, Висла, Сена, Хуанхэ, Янцзы, Инд, Ганг, Меконг.

Озера: Аральское
Женевское, Севан, Иссык-Куль, Балхаш, Лобнор.

Называют и показывают крупные реки и озера.

Составляют краткую географическую характеристику одной из рек по картам и тексту учебника.
Выделяют и объясняют наиболее существенные признаки водных объектов, особенности питания, режима, характера течения рек.

Работа с картографическим материалом.
Поиск и анализ информации для выполнения карты.

Физическая карта Евразии

Фотографии, карты
Поисковая программа «Google

Фотографии, карты
CD «6-10 классы: 7 класс»

65

Природные зоны Евразии

Проектная

Д/з §64,65

Практическая работа №21

 

май

* - ?¦
индивидуально-групповой

беседа, рассказ,

Природные зоны Евразии (в сравнении с зонами Северной Америки). Высотная зональность в Альпах и Гималаях. Антропогенные  изменения. Современные ландшафты, опасные природные явления.

Называют и показывают природные зоны Евразии и представителей животного и растительного мира.

Составляют краткую географическую характеристикуприродной зоны по картам и другим источникам информации. Выделяют, описывают и объясняют существенные признаки природных зон Евразии.

Характеризуютширотную зональность и азональность в размещении ПЗ, объясняют их.
Прогнозируют изменение природы под влиянием хозяйственной деятельности человека.

Работа с картографическим материалом.
Поиск и анализ информации для выполнения схемы «Природные зоны Евразии».

Карта природных зон мира, географические картины, схема ПК

Фотографии, карты
Поисковая программа «Google

Фотографии, карты
CD «6-10 классы: 7 класс»

66

Население

Объяснительно-иллюстративная
Практическая работа №22,23 (к/к)

Народы и страны

Проектная

Д/з §66-78

Практическая работа №24

 

май

* - ?¦
совместная деятельность

рассказ, беседа творческие задания

Население и политическая карта. Народы материка. Неравномерность размещения населения: исторические и природные причины, ее обусловливающие.
Главные особенности природы, населения и его хозяйственной деятельности в отдельных странах крупных регионов.
Основные объекты природного и культурного наследия человечества.

Называют основные народы Евразии и расы, к которым они принадлежат. Исторические причины их формирования.

Определяют по карте районы повышенной плотности населения, крупнейшие народы материка, районы их расселения, наиболее крупные по площади страны.

Устанавливаютсвязь между географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйственной деятельностью и бытом населения отдельных регионов и стран Евразии.

Анализ таблицей, статистических данных, исторических данных по освоению материка.
Использованию методов электронной обработки при поиске и систематизации информации.

ПКМ, карта плотности населения.
Тематические карты, картины

Фотографии, карты
Поисковая программа «Google

CD «6-10 классы: 7 класс»

DVD «Страны Европы и Азии» из серии «Золотой глобус»

67

Тестовый итоговый контроль

 

 

 

 

 

 

68

Контрольная работа

май

 -
индивидуальная

творческое задание

 

составлять описание в разных знаковых системах (текстовое, графическое, картографическое)