Пояснительная записка (3)
Реализация рабочей программы обеспечивает освоение общеучебных умений и компетенций в рамках учебной, познавательной, информационно-коммуникативной, творческой, практической, рефлексивной деятельности.
В рамках формирования навыков учебно-познавательной деятельности учащиеся учатся:
использовать для познания окружающего мира разных методов (наблюдение, измерение, описание, моделирование);
определять структуру объекта и выявлять связи его частей;
выделять причинно-следственные связи в явлениях и процессах;
самостоятельно определять способы решения учебной задачи (в том числе на основании комбинирования алгоритмов в нестандартной ситуации);
сравнивать, классифицировать объекты, обосновывать суждения, давать определения, приводить примеры, аргументы, доказательства (в том числе от противного), формулировать выводы, объяснять изученные положения на самостоятельно подобранных конкретных примерах.
С точки зрения освоения информационно-коммуникативной деятельности предполагается, что учащиеся должны уметь:
воспринимать устную речь и письменный текст и передавать его содержание в сжатом или развернутом виде в соответствии с целью учебного задания,
создавать письменные высказывания, адекватно передающие прослушанную и прочитанную информацию с заданной степенью свернутости (кратко, выборочно, полно),
составлять план, конспект,
владеть монологической и диалогической речью, умением вступать в речевое общение,
участвовать в диалоге (понимать точку зрения собеседника, признавать право на иное мнение),
приводить примеры, подбирать аргументы, перефразировать мысль (объяснять «иными словами»), формулировать выводы.
владеть основными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия),
следовать этическим нормам и правилам ведения диалога.
Для решения познавательных и коммуникативных задач учащимся предлагается использовать различные источники информации, включая энциклопедии, справочники, тематические карты, наблюдения в природе, средства массовой информации, научные публикации, Интернет-ресурсы и другие базы данных, в соответствии с задачей, осознанно выбирать знаковые системы для извлечения, анализа и передачи информации (текст, таблица, схема, картосхема, диаграмма и др.).
С точки зрения развития умений и навыков рефлексивной деятельности, особое внимание уделено способности учащихся оценивать свои мысли и действия «со стороны», соотносить результат деятельности с поставленной целью, определять свое знание и незнание и др. Способность к рефлексии – важнейшее качество, определяющее социальную роль ребенка как ученика, школьника Обучающиеся должны:
формировать навыки контроля и оценки своей деятельности,
участвовать в совместной деятельности и объективно оценивать свое участие в ней.
При освоении навыков творческой и практической деятельности формируется умение определять адекватные способы решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов, комбинировать известные алгоритмы деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартного применения одного из них, мотивированно отказываться от образца деятельности, искать оригинальные решения. Обучающиеся также учатся использовать полученные знания и умения в повседневной жизни - самостоятельного поиска информации в случае затруднения, чтение разных карт, наблюдение за явлениями в природе и их объяснение, прогноз изменений в природе, оценка экологического состояния какого-либо объекта, применение правил поведения в природе, принятия мер в случае стихийного природного бедствия.
Стандарт ориентирован также на воспитание школьника - гражданина и патриота России, развитие духовно-нравственного мира школьника, его национального самосознания. Эти положения нашли отражение в содержании уроков. В процессе обучения должно быть сформировано умение формулировать свои мировоззренческие взглядыи на этой основе - воспитание гражданственности и патриотизма, толерантности к другим народам, социально-ответственное отношение к окружающей среде.