Тематическое планирование курса русского языка для 7 класса (базовый уровень)

Рабочая программа разработана применительно к учебной программе по русскому языку для общеобразовательных учреждений под редакцией В.В. Бабайцевой. Программно-методические материалы: Русский язык. 5-9 классы / под ред. В. В. Бабайцевой.
Автор: Лалаева Д.И.

Таблично-графическая схема рабочей программы (140ч) (10)

 

СОЮЗ (15 часов)

 

 

 

 

 

 

 

82

Союз как часть речи. Простые и составные союзы
Цель знакомство с понятием простые и составные союзы; формирование умения определять роль союзов в предложении, постановки знаков препинания при  них

Объясни-тельно-иллюстра-тивная, репродук­тивная, частично-поисковая

Работа с учебни­ком, со­ставление таблиц, выбороч­ный дик­тант

Коллек­тивная, парная, индивиду­альная

Знать о признаках союза как служебной части речи, его роли в предложении. Уметь находить союзы сре­ди других частей речи, правильно ставить знаки препинания при них.  (Я)(К)(ЛС) Продуктивный, творческий

Знать разряды (груп­пы) сочинительных и подчинительных сою­зов, правила употреб­ления в предложениях. Уметь конструировать сложноподчиненные и сложноподчиненные предложения; состав­лять предложения по заданным схемам. (Я) (К) Продуктивный, творческий

Уметь работать с учебной и науч­ной литературой

Учебно-научная и справочно-информационная литература

83
84

Сочинительные союзы
Цель знакомство с разрядами сочинительных союзов и их назначением; формирование навыка различения сочинительных союзов, употреблённых для связи частей целого текста, совершенствование пунктуационных навыков

Объясни-тельно-иллюстра-тивная, репродук­тивная

Работа с учебни­ком, упражнения, анализ

Коллек­тивная, парная, индивиду­альная

Знать разряды сочинительных союзов по их значению. Уметь определять разряд  сочинительных союзов, правильно ставить знаки препинания. (Я) (К) Продуктивный, творческий

Уметь строить рассу­ждение на заданную тему, используя пред­ложения с различными видами союзов. (Я) (К) Продуктивный, твор­ческий

Сочинить грамма­тическую сказку «Союз - служеб­ная часть речи»

Богданова Г. А. Уроки русского языка в 7 классе. -  М., Мнемозина,1999г.

85
86

Подчинительные союзы
Цель знакомство с группами подчинительных союзов, их назначением; формирование навыка различения сочинительных и подчинительных союзов, постановки запятой в сложном предложении

Репродук­тивная, частично-поисковая

Работа с учебни­ком, твор­ческий диктант, тест

Коллек­тивная, парная, индивиду­альная

Знать  группы подчинительных союзов   их назначение в речи Уметь различать сочини­тельные и подчинительные союзы, правильно ставить знаки препинания в сложном предложении. (Я) (К) Продуктивный

Знать наиболее употребительные подчинительные союзы и союзные слова. Сложноподчинённые предложения типа «матрёшка».  (Я) (К) Продуктивный

Используя спра­вочную литерату­ру, подготовить сообщение о функциональных синонимах (сою­зах и союзных словах)

Богданова  Г.А. Уроки русского языка в 7 классе. -  М., Мнемозина,1999г.

87

Развитие речи. Культура  речи пользователя Интернет.
Цель: познакомить с понятием норма; актуализировать ранее приобретенные знания об основных нормах русского языка

Объясни-тельно-иллюстра-тивная, частично-поисковая

Наблюде­ние, работа с текстом

Коллек­тивная, парная, индивиду­альная

Знать: основные речевые и языковые нормы;
Уметь применять их в письменной и устной речевой практике
(Я) (К) Продуктивный

 

Уметь осуществ­лять выбор и ор­ганизацию языко­вых средств в со­ответствии с те­мой, целями, сти­лем и жанром текста.

Горбачевич К.С. Нормы русского языка; Интернет-ресурсы

88

Морфологический разбор сою­за
Цель знакомство с порядком морфологического разбора союза.

Репродук­тивная

Трениро­вочные упражне­ния, со­ставление предло­жений по схемам

Группо­вая, пар­ная, инди­видуаль­ная

Уметь обобщать и система­тизировать знания о союзе как части речи; выполнять морфологический разбор союза. (Я) (К) Продуктивный

Уметь конструировать предложения по схемам. . (Я) (К) Продуктивный

Подготовить со­общение на тему «Высказывания известных людей о книге»

 

89

Развитие речи. Сочинение-рассуждение о книге по данно­му началу
Цель обобщить и расширить представление о таком типе речи, как рассуждение; формирование навыков построения рассуждения  о книге по данному началу.

Творче­ская

Сочине­ние

Коллек­тивная, индивиду­альная

Знать особенности текста-рассуждения. Уметь строить рассуждение по заданному началу. (Я) (К) Продуктивный, творческий

Уметь строить рассу­ждение по заданному началу с использова­нием литературного материала. (К) (ЛС) Продуктивный, твор­ческий

Выбор и использование средств языка в соответствии с коммуникативной задачей

Никитина, Е. А. Уроки развития речи: к учебному пособию «Рус­ская речь». - М.: Дрофа, 2000

90
91
92

Правописание союзов

Цель знакомство с условиями различения на письме союзов тоже, также, зато, чтобы; формирование навыка написания союзов также, тоже, зато, чтобы, умения различать эти союзы от сходных местоимений и наречий с частицами..

Репродук­тивная, частично-поисковая

Работа с учебни­ком, со­ставление таблицы, упражне­ния

Коллек­тивная, групповая, индивиду­альная

Знать правила правописа­ния союзов тоже, также, чтобы, зато. Уметь правильно писать союзы также, тоже, зато, чтобы, отличать их от местоимений и наречий с частицей.  (Я) (К) Продуктивный

Знать выражения: одно и то же, то же самое, во что бы то ни стало, что бы то ни стало. (Я) Продуктивный

Выбор и использование средств языка в соответствии с коммуникативной задачей
Составить набор карточек с зада­ниями, позво­ляющими выявить уровень знаний по теме «Союз»

¦ Богданова Г. А. Уроки русского языка в 7 классе. -  М., Мнемозина,1999г.

93

Резервный урок

Репродук­тивная

Практи­кум

Комбини­рованная

Повторение изученного; подготовка к диктанту

 

 

 

94

Контрольный диктант

Цель: выявить уровень усвоения учащимися изученных орфограмм

 

Контроль

Индивидуальная

Овладеть орфограф. и пунктуац. навыками на уровне ОС.
Продуктивный (Я).

Анализировать языковые единицы языка, расставлять знаки препинания

Отражение в письменной речи результатов своей деятельности

Блинов, Г. И., Антохина, В. А. Сборник диктан­тов по орфогра­фии и пунктуа­ции. 5-9 клас­сы. - М.: Про­свещение, 1992

95

Анализ диктанта. Работа над ошибками.

 

 

 

 

Репродуктивная

Диалог

Парная

Уметь  находить в словах орфограмму.
Продуктивный (Я), (Р),

Анализировать языковые средства, расставлять знаки препинания Продуктивный (Я), (К)..

Работа со словарями

 

96

Развитие речи. Морфологиче­ские средства связи частей и предложений в тексте
Цель углубить знания учащихся о смысловой и грамматической цельности текста, его строении, знакомство с понятием морфологические  средства связи частей и предложений в тексте у; формирование умения использовать союзы в качестве скрепы в тексте.

Репродук­тивная, частично-поисковая

Беседа, сочине-ния-миниатюры

Коллек­тивная, групповая, индивиду­альная

Знать о смысловой и грамматической цельности текста, его строении, морфологические средства связи частей и предложений в тексте. Уметь использовать союзы в качестве скрепы в тексте. Продуктивный, творческий

Знать и владеть всеми изученными средства­ми связи (лексический повтор, местоимение, синонимы и др.). (Я) (К) Продуктивный, творческий

Выбор и использование средств языка в соответствии с коммуникативной задачей

Никитина, Е. А. Уроки развития речи: к учебному пособию «Рус­ская речь». - М.: Дрофа, 2000