Тематическое планирование курса русского языка для 7 класса (базовый уровень)

Рабочая программа разработана применительно к учебной программе по русскому языку для общеобразовательных учреждений под редакцией В.В. Бабайцевой. Программно-методические материалы: Русский язык. 5-9 классы / под ред. В. В. Бабайцевой.
Автор: Лалаева Д.И.

Таблично-графическая схема рабочей программы (140ч) (5)

34
35

Краткие причастия

Цель знакомство с понятием краткие причастия, их синтаксической ролью в предложении; формирование умения различать полные и краткие причастия.

Объясни-тельно-иллюстра-тивная, репродук­тивная

Работа с опорным конспек­том, тре-нировоч-ные уп­ражнения

Коллек­тивная, групповая, индивиду­альная

Знать  понятие  краткое причастие, их синтаксическую роль в предложении. Уметь различать полные и краткие причастия, находить краткие страдательные причастия в тексте. (Я) Продуктивный

Уметь различать крат­кие прилагательные и причастия. (Я) Продуктивный

Подобрать текст для цифрового диктанта по изу­чаемой теме, ис­пользуя произве­дения художест­венной литературы

Богданова, Г. А. Опрос на уроках русского язы­ка.-М. Про­свещение, 1993

36

Развитие речи: выборочное изложение
Цель повторение типов и стилей речи, совершенствование навыка сжатого изложения текста

Объясни-тельно-иллюстра-тивная, репродук­тивная

Работа с текстом (опреде­ление те­мы, идеи, составле­ние пла­на),

Коллек­тивная, индивиду­альная

 Знать типы и стили речи. Уметь составлять план, определять тип и стиль речи текста, сжато его излагать. (Я) (К) Продуктивный, творческий

Уметь адекватно пе­редавать содержание прослушанного текста с заданной степенью свернутости. (Я)(К)(ЛС) Продуктивный, твор­ческий

Уметь использо­вать приобретен­ные знания для развития творче­ских способностей, навыков самостоя­тельной деятель­ности, самореали­зации. (ЦО)

Никитина, Е. А. Уроки развития речи: к учебному пособию «Рус­ская речь». - М.: Дрофа, 2000

37

Морфологический разбор при­частия
Цель повторение грамматических признаков причастия, знакомство с порядком морфологического разбора  данной части речи

Репродук­тивная

Трениро­вочные упражне­ния, циф­ровой диктант, тест

Коллек­тивная, индивиду­альная

Знать грамматические при­знаки причастий, порядок морфологического разбора причастий. Уметь делать морфологи­ческий разбор причастий. (Я) Продуктивный

 

Уметь находить и использовать информацию

Дидактический материал по рус­скому языку:
7 класс

38

Слитное и раздельное написа­ние не с причастиями
Цель знакомство с правилом написания не с причастиями; формирование навыка написания частицы и приставки не в причастии

Объясни-тельно-иллюстра-тивная, репродук­тивная

Работа по алгоритму, распреде­лительный диктант, работа по карточкам, тест

Группо­вая, инди­видуаль­ная

Знать правило правописа­ния не с причастиями. Уметь обозначать эту ор­фограмму, знать условия ее выбора. (Я) Продуктивный

Связь раздельного написания с полнотой и краткостью причастия. Зависимые слова меры и степени. . (Я) Продуктивный

Приведение примеров, подбор аргументов, формулирова-
ние выводов.

 

39

Слитное и раздельное написа­ние не с причастиями
Цель Отработка алгоритма применения правила на основе оппозиции «полное одиночное причастие – причастный оборот», совершенствование пунктуационных навыков учащихся.

Репродук­тивная

Практи­кум

Парная, индивиду­альная

Знать алгоритм правописания не с причастиями  на основе оппозиции «полное одиночное причастие – причастный оборот». Уметь правильно писать не с причастиями., правильно ставить знаки препинания при причастном обороте (Я) Продуктивный

Отрицание как средство авторской характеристики. (Я) Продуктивный

Составить обоб­щенную таблицу «Одна и две бук­вы n в суффиксах причастий и при­лагательных»

Костяева, Т. А. Проверочные материалы по русскому языку для 5-8 классов

40

Одна и две буквы н  в суффик­сах страдательных причастий прошедшего времени и прила­гательных, образованных от глагола
Цель повторение способов разграничения страдательных причастий прошедшего времени и прилагательных, образованных от глагола; формирование навыка написания н, нн в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и отглагольных прилагательных

Репродук­тивная, частично-поисковая

Работа по образцу, трениро­вочные упражне­ния, рас­предели­тельный диктант

Коллек­тивная, парная, индивиду­альная

Знать способы разграниче­ния страдательных причас­тий прошедшего времени и прилагательных, образо­ванных от глагола. Уметь отличать причастия и прилагательные, применять изученные орфографические правила.  (Я) Продуктивный

Знать
Причастия, образованные от глаголов совершенного и несовершенного вида, причастия с двумя приставками, первая из которых – не.. (Я) Продуктивный

Составить тест по изучаемой те­ме

Блинов, Г. И., Антохина, В. А. Сборник диктан­тов по орфогра­фии и пунктуа­ции. 5-9 клас­сы. - М.: Про­свещение, 1992

41

Одна и две буквы н в суффик­сах страдательных причастий прошедшего времени и прила­гательных, образованных от глагола
Цель формирование умения отличать краткие страдательные   причастия от кратких  прилагательных, навыка написания н, нн в них.

Репродук­тивная,

Практи­кум, тес­тирование

Парная, индивиду­альная

Знать правило правописа­ния н и нн в причастиях и прилагательных, образо­ванных от глагола.  Уметь отличать краткие страдательные причастия от кратких прилагательных. Я) Продуктивный

Уметь различать при­лагательные и причас­тия, избирательно применять орфографи­ческие правила. (Я) Продуктивный

Составить обобщенную таблицу  н  и нн  в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных».

Селезнёва Л. Б. Русская орфография. СПб., 1997

42

Правописание гласных перед н и нн
Цель знакомство с условиями выбора гласной перед н и нн; формирование навыка написания гласной перед н и нн.

Репродук­тивная

Практи­кум, тес­тирование

Парная, индивиду­альная

Знать правило правописа­ния гласных перед н и нн в причастиях.  Уметь выбрать необходи­мую орфограмму. (Я) Продуктивный

Уметь различать при­лагательные и причас­тия, избирательно применять орфографи­ческие правила. (Я) Продуктивный

Используя спра­вочную литерату­ру, подготовить сообщение о рус­ских народных промыслах

Костяева, Т. А. Проверочные материалы по русскому языку для 5-8 классов

43

Развитие речи. Описание трудовых процессов.
Цель углубление и обобщение знаний как типа речи; формирование навыка построения текста описания трудовых процессов, умения использовать в тексте художественно-изобразительные средства языка.

Репродуктивная, частично-поисковая

Работа с те6кстом, учебником

Индивидуальная

Знать структуру описания как типа речи, композиционные признаки текста-описания трудовых процессов. Уметь составлять текст-описание  трудовых процессов, использовать художественно-изобразительные средства языка. Продуктивный, творческий  ЛС), (К).

Уметь: самостоятельно редактировать и творчески перерабатывать собственный текст  Продуктивный, творческий (ЛС), (К),

Анализ текста с точки зрения функциональ-
ной разновидности языка, создание текстов разных стилей и жанров