Тематическое планирование курса чтения для 1 класса

Календарно-тематический план ориентирован на использование учебника «Капельки солнца» 1 класс, Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева
Автор: Родионова Е.А.

Пояснительная записка

Календарно-тематический   план  разработан на основе образовательной программы «Школа 2000» авторов Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева. Ориентирован     на     использование учебника «Капельки солнца» 1 класс, Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева,  а также дополнительных пособий: для учителя «Уроки чтения в 1 классе по книге «Капельки солнца», методические рекомендации, Р.Н. Бунеева,Е. В. Бунеевой и О. В.Прониной, 2004 год.  Для учащихся «Тетрадь по чтению для 1 класса», Р. Н. Бунеева, Е. В. Бунеевой,  2004 год, «Уроки поэзии в начальных классах 1-4» З.В. Климентковская, 2005 г., «Литература для первоклассника» Л.А. Ефросинина, 2005 г., «Русские народные загадки, пословицы, поговорки» Ю.Т. Круглова, 2002 года издания.
Лицейское образование в современных условиях призвано обеспечить функциональную грамотность и социальную адаптацию обучающихсяна основе приобретения ими компетентностного опыта в сфере учения, познания, профессионально-трудового выбора, личностного развития, ценностных ориентаций и смыслотворчества. Это предопределяет направленность целей обучения на формирование компетентной личности, способной к жизнедеятельности и самоопределению в информационном обществе, ясно представляющей свои потенциальные возможности, ресурсы и способы реализации выбранного жизненного пути.
Главной целью лицейского образования является развитие ребенка как компетентной личности путем включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности: учеба, познание, коммуникация, профессионально-трудовой выбор, личностное саморазвитие, ценностные ориентации, поиск смыслов жизнедеятельности. С этих позиций обучение рассматривается как процесс овладения не только определенной суммой знаний и системой соответствующих умений и навыков, но и как процесс овладения компетенциями. Это определило цели обучения литературному чтению по стандарту приобретения знаний:
развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического отношения к искусству слова; совершенствование всех видов речевой деятельности, умений вестидиалог, выразительно читать ирассказывать, импровизировать;
овладениеосознаннным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым умением в системе образования младших школьников; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности;
воспитаниеэстетического отношения к искусству слова, интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы; обогащение нравственного опыта младших  школьников, формирование представлений о добре и зле, справедливости и честности; развитие нравственных чувств, уважение к культуре народов многонациональной России.

  • На основании требований  Государственного образовательного стандарта  2004 г. в содержании календарно-тематического планирования предполагается  реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный  подходы. Достижение этой цели предполагает решение следующих задач :
  • формирование техники чтения и приемов понимания текста – правильного типа читательской деятельности и самостоятельности; развитие интереса к самому процессу чтения, потребности читать;
  • введение через литературу в мир человеческих отношений, нравственных ценностей; воспитание личности со свободным и независимым мышлением;
  • приобщение к литературе как искусству слова;
  • развитие устной и письменной речи, обогащение словаря; развитие творческих способностей детей.

Компетентностный подход определяет следующие  особенности предъявления содер­жания образования: оно представлено в виде пяти основных содержательных линий. Круг чтения и опыт читательской деятельности дает перечень авторов, произведения которых рекомендуются для детского чтения в начальной школе. Вторая содержательная линия  - техника чтения – опредаляет основное содержание формирования процесса чтения (способ, скорость, правильность). Первоначальное литерное образование – третья содержательная линия. Она раскрывает основные литературоведческие термины и понятия. Формирование умений читательской деятельности обеспечивает формирование читательской деятельности: умение работать с книгой, осуществлять ее выбор. Виды речевой деятельности обеспечивает развитие аудирования, говорения, чтения и письма в их единстве и взаимодействии.  Принципы отбора содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.  
Принципы отбора содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.
Личностная ориентацияобразовательного процесса выявляет приоритет воспитательных и развивающих целей обучения. В младшем школьном возрасте продолжается социально-личностное развитие ребенка. Этот возрастной период характеризуется  появлением достаточно осознанной системы представлений об окружающих  людях, о себе, о нравственно-этических  нормах, на основе которых строятся взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, близкими и чужими людьми. Самооценка ребенка, оставаясь достаточно оптимистической и высокой, становится все более объективной и самокритичной. Уровень сформированности всех этих личностных  проявлений в полной мере зависит от направленности учебного процесса на организацию опыта разнообразной практической деятельности школьников (познавательной, трудовой, художественной и пр.). Это определило необходимость выделить в календарно-тематическом планировании не только содержание знаний, которые должны быть предъявлены ученику (обязательный минимум) и сформированы у него (требования), но и содержание практической деятельности, которое включает конкретные умения школьников по организации разнообразной деятельности, по творческому применению знаний, элементарные умения самообразования. Именно этот аспект  дает основание для утверждения гуманистической, личностно ориентированной направленности процесса образования младших  школьников.
Система учебных занятий призвана способствовать развитию личностной самоидентификации, гуманитарной культуры школьников, их приобщению к ценностям национальной и мировойкультуры, усилению мотивации к социальному познанию и творчеству, воспитанию  личностно и общественно востребованных качеств, в том числе гражданственности, толерантности.
Деятельностный подход отражает стратегию современной образовательной политики: необходимость воспитания человека и гражда­нина, интегрированного в современное ему общество, нацеленного на совершенствова­ние этого общества. Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на форми­рование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбо­ру, анализу и использованию информации. Это поможет ученику адаптироваться в мире, где объем информации растет в геометрической прогрессии, где социальная и профессиональная успешность напрямую зависят от позитивного отношения к новациям, самостоятельности мышле­ния и инициативности, от готовности проявлять творческий подход к делу, искать нес­тандартные способы решения проблем, от готовности к конструктивному взаимодей­ствию с людьми.
Особенностью содержания современного начального образования является не только ответ на вопрос: что ученик должен знать (запомнить, воспроизвести), но и набор конкретных  способов деятельности – ответ на вопрос: что ученик должен делать, чтобы применять (добывать, оценивать) приобретенные знания. Таким образом, наряду со «знаниевым» компонентом (функциональной грамотностью младшего школьника – умением читать, писать, считать) в программном содержании обучения представлен деятельностный компонент, что позволяет соблюсти «баланс» теоретической и практической составляющих содержания обучения.