Тематическое планирование практических работ краеведческого характера по темам курса 6 класса

Построение и содержание курса определяется наличием опорных знаний и умений, полученных учащимися в процессе изучения курса «География Землеведение». Учебник для 6 классов общеобразовательных учреждений, под редакцией В.П. Дронова, Л.Е. Савельевой
Автор: Яковлева Н.В.

Содержание учебных тем

ЗЕМЛЕВЕДЕНИЕ

ПРАКТИКУМ

Введение 1 час

1

Что изучает география.

1

Предварительное задание для учеников на весь учебный год

 

Раздел I  Земля во вселенной
(3 часа)

 

Земля — планета Солнечной системы (1 час)

2

Земля и Космос. Земля – часть Солнечной системы

 

 

 

 

3

Земля – планета Солнечной системы. Составление адреса школы

4

Движения Земли

 

 

5

Форма и размеры Земли

 

 

 

Раздел II.    Географические модели Земли  (5 часов)

 

Раздел. Источники географической информации(12 часов)

 

 

6

Развитие географических знаний о Земле

7

Глобус. Градусная сеть. Географические координаты

 

 

8

Изображение земной поверхности на плоскости. Аэрофотоснимки и космические снимки. Географические карты

 

 

 

 

9

Чтение, дешифрирование аэрофотоснимков, статистических материалов (таблиц, графиков, диаграмм), работа с геоинформационными системами.

10

План местности. Условные знаки, масштаб.

 

 

 

 

11

Условные знаки. Чтение топографического плана местности

 

 

12

План местности. Определение направления на местности по компасу, местным признакам, звездам, Солнцу.

 

 

13

Определение расстояния на местности и плане в масштабе.
Масштаб карты Волгоградской области

14

Ориентирование на местности. Компас, азимут.

 

 

 

 

15

Движение по азимуту на местности, осуществление его привязки к местным объектам

 

 

16

Измерение относительной высоты точек местности. Изображение рельефа местности горизонталями

 

 

17

Описание маршрута на местности

 

 

18

Географическая карта. Определение элементов градусной сетки на карте Волгоградской области

19

Работа с картой. Определение расстояний, направлений, географических координат точек по карте

 

 

 

 

20

Определение направлений и расстояний, географических  координат на карте России и Волгоградской области

 

 

21

Чтение карты Волгоградской области

 

 

22

План и карта.  (Урок обобщающего повторения)

 

Раздел II. Природа Земли и человек (24 часа)

 

Раздел. Природа Земли и человек (23 часа)

 

ТЕМА 1.  Земная кора 7 часов

 

Литосфера и рельеф Земли (5 часов)

23

Внутреннее строение Земли. Состав земной коры. Земная кора и литосфера – каменные оболочки Земли

 

 

 

 

24

Изучение свойств минералов, горных пород и полезных ископаемых слагающих земную кору своей местности, причины их своеобразия

25

Разнообразие форм рельефа

 

 

 

 

26

Описание по карте географического положения и высот равнин Волгоградской области, их максимальных высот. Обозначение их на контурной карте.

 

 

27

Составление и объяснение схемы «Различие равнин по высоте»

28

Движения земной коры

 

 

29

Главные формы рельефа

 

 

30

Рельеф дна океанов

 

 

31

Человек и земная кора

 

 

 

 

32

Воздействие хозяйственной деятельности человека на рельеф Волгоградской области, меры по сохранению и восстановлению отдельных форм рельефа.

33

Итоговый урок по разделу «Земная кора»

33

Обобщающий по теме: "Литосфера"

 

ТЕМА 2. Атмосфера и климаты Земли (5 часов)

 

Атмосфера. Погода и климат (8 часов)

 

 

34

Организация наблюдений за погодой: измерение элементов погоды с помощью приборов

35

Из чего состоит атмосфера и как она устроена. Человек и атмосфера

 

 

36

Нагревание воздуха и его температура. Зависимость температуры от географической широты

 

 

 

 

37

Построение  графика хода температуры и атмосферного давления при
обработке собранных материалов

38

Влага в атмосфере. Атмосферные осадки

 

 

 

 

39

Обработка собранных материалов: составление розы ветров и диаграммы среднемесячного количества осадков

40

Давление атмосферы. Ветры

 

 

41

Погода. Климат

 

 

 

 

42

Обработка данных и составление диаграммы облачности

 

 

43

Обработка данных и выделение преобладающих типов погоды за период наблюдения

 

 

44

Решение практических задач на определение изменений температуры и  давления воздуха с высотой, влажности

 

 

45

Описание погоды за день, месяц по своему пункту наблюдения

 

 

46

Климат Волгоградской области

 

Тема  3. Гидросфера (5 часов)

 

Гидросфера (4 часа)

47

Вода на Земле. Круговорот воды в природе. Человек и гидросфера

 

 

48

Мировой океан – основная часть гидросферы. Движения воды в океане. Волны

 

 

49

Реки. Жизнь рек

 

 

 

 

50

Описание на местности ближайшего водного объекта. Составление схемы «Части реки».

 

 

51

Определение по карте направлений течений четырёх рек
Волгоградской области, их связь с рельефом

52

Озера и болота. Подземные воды

 

 

 

 

53

Определение по физической карте Волгоградской области крупных озер и измерение до них расстояний

 

 

54

Описание мер воздействия хозяйственной деятельности человека на водные объекты Волгоградской области. Меры по их сохранению и восстановлению

55

Итоговый урок по разделам «Атмосфера» и «Гидросфера»

 

 

 

ТЕМА  Биосфера (5 часов)

 

Биосфера Земли (5 часов

56

Что такое биосфера и как она устроена. Роль биосферы в природе

 

 

57

Особенности жизни в океане. Распространение жизни в океане

 

 

58

Жизнь на поверхности суши. Леса

 

 

59

Жизнь в безлесных пространствах

 

 

 

 

60

Природные комплексы Волгоградской области

 

 

61

Взаимосвязь земных оболочек

 

 

62

Описание по физической карте, карте природных зон Волгоградской области природной зоны (описание степной зоны).

63

Почва. Человек и почвы

 

 

 

Раздел III. Географическая оболочка     (3 часа)

 

 

64

Из чего состоит географическая оболочка. Особенности географической оболочки Территориальные комплексы

 

 

65

Выделение и описание природных территориальных комплексов

 

 

 

 

66

Земля - планета людей. Определение положения России и Волгоградской области

 

 

67

Обобщающее   повторение по курсу. Весенняя экскурсия

68

Итоговый урок по разделам «Биосфера» и «Географическая оболочка»