Содержание учебных тем
ЗЕМЛЕВЕДЕНИЕ |
ПРАКТИКУМ |
||
Введение 1 час |
|||
1 |
Что изучает география. |
1 |
Предварительное задание для учеников на весь учебный год |
|
Раздел I Земля во вселенной |
|
Земля — планета Солнечной системы (1 час) |
2 |
Земля и Космос. Земля – часть Солнечной системы |
|
|
|
|
3 |
Земля – планета Солнечной системы. Составление адреса школы |
4 |
Движения Земли |
|
|
5 |
Форма и размеры Земли |
|
|
|
Раздел II. Географические модели Земли (5 часов) |
|
Раздел. Источники географической информации(12 часов) |
|
|
6 |
Развитие географических знаний о Земле |
7 |
Глобус. Градусная сеть. Географические координаты |
|
|
8 |
Изображение земной поверхности на плоскости. Аэрофотоснимки и космические снимки. Географические карты |
|
|
|
|
9 |
Чтение, дешифрирование аэрофотоснимков, статистических материалов (таблиц, графиков, диаграмм), работа с геоинформационными системами. |
10 |
План местности. Условные знаки, масштаб. |
|
|
|
|
11 |
Условные знаки. Чтение топографического плана местности |
|
|
12 |
План местности. Определение направления на местности по компасу, местным признакам, звездам, Солнцу. |
|
|
13 |
Определение расстояния на местности и плане в масштабе. |
14 |
Ориентирование на местности. Компас, азимут. |
|
|
|
|
15 |
Движение по азимуту на местности, осуществление его привязки к местным объектам |
|
|
16 |
Измерение относительной высоты точек местности. Изображение рельефа местности горизонталями |
|
|
17 |
Описание маршрута на местности |
|
|
18 |
Географическая карта. Определение элементов градусной сетки на карте Волгоградской области |
19 |
Работа с картой. Определение расстояний, направлений, географических координат точек по карте |
|
|
|
|
20 |
Определение направлений и расстояний, географических координат на карте России и Волгоградской области |
|
|
21 |
Чтение карты Волгоградской области |
|
|
22 |
План и карта. (Урок обобщающего повторения) |
|
Раздел II. Природа Земли и человек (24 часа) |
|
Раздел. Природа Земли и человек (23 часа) |
|
ТЕМА 1. Земная кора 7 часов |
|
Литосфера и рельеф Земли (5 часов) |
23 |
Внутреннее строение Земли. Состав земной коры. Земная кора и литосфера – каменные оболочки Земли |
|
|
|
|
24 |
Изучение свойств минералов, горных пород и полезных ископаемых слагающих земную кору своей местности, причины их своеобразия |
25 |
Разнообразие форм рельефа |
|
|
|
|
26 |
Описание по карте географического положения и высот равнин Волгоградской области, их максимальных высот. Обозначение их на контурной карте. |
|
|
27 |
Составление и объяснение схемы «Различие равнин по высоте» |
28 |
Движения земной коры |
|
|
29 |
Главные формы рельефа |
|
|
30 |
Рельеф дна океанов |
|
|
31 |
Человек и земная кора |
|
|
|
|
32 |
Воздействие хозяйственной деятельности человека на рельеф Волгоградской области, меры по сохранению и восстановлению отдельных форм рельефа. |
33 |
Итоговый урок по разделу «Земная кора» |
33 |
Обобщающий по теме: "Литосфера" |
|
ТЕМА 2. Атмосфера и климаты Земли (5 часов) |
|
Атмосфера. Погода и климат (8 часов) |
|
|
34 |
Организация наблюдений за погодой: измерение элементов погоды с помощью приборов |
35 |
Из чего состоит атмосфера и как она устроена. Человек и атмосфера |
|
|
36 |
Нагревание воздуха и его температура. Зависимость температуры от географической широты |
|
|
|
|
37 |
Построение графика хода температуры и атмосферного давления при |
38 |
Влага в атмосфере. Атмосферные осадки |
|
|
|
|
39 |
Обработка собранных материалов: составление розы ветров и диаграммы среднемесячного количества осадков |
40 |
Давление атмосферы. Ветры |
|
|
41 |
Погода. Климат |
|
|
|
|
42 |
Обработка данных и составление диаграммы облачности |
|
|
43 |
Обработка данных и выделение преобладающих типов погоды за период наблюдения |
|
|
44 |
Решение практических задач на определение изменений температуры и давления воздуха с высотой, влажности |
|
|
45 |
Описание погоды за день, месяц по своему пункту наблюдения |
|
|
46 |
Климат Волгоградской области |
|
Тема 3. Гидросфера (5 часов) |
|
Гидросфера (4 часа) |
47 |
Вода на Земле. Круговорот воды в природе. Человек и гидросфера |
|
|
48 |
Мировой океан – основная часть гидросферы. Движения воды в океане. Волны |
|
|
49 |
Реки. Жизнь рек |
|
|
|
|
50 |
Описание на местности ближайшего водного объекта. Составление схемы «Части реки». |
|
|
51 |
Определение по карте направлений течений четырёх рек |
52 |
Озера и болота. Подземные воды |
|
|
|
|
53 |
Определение по физической карте Волгоградской области крупных озер и измерение до них расстояний |
|
|
54 |
Описание мер воздействия хозяйственной деятельности человека на водные объекты Волгоградской области. Меры по их сохранению и восстановлению |
55 |
Итоговый урок по разделам «Атмосфера» и «Гидросфера» |
|
|
|
ТЕМА Биосфера (5 часов) |
|
Биосфера Земли (5 часов |
56 |
Что такое биосфера и как она устроена. Роль биосферы в природе |
|
|
57 |
Особенности жизни в океане. Распространение жизни в океане |
|
|
58 |
Жизнь на поверхности суши. Леса |
|
|
59 |
Жизнь в безлесных пространствах |
|
|
|
|
60 |
Природные комплексы Волгоградской области |
|
|
61 |
Взаимосвязь земных оболочек |
|
|
62 |
Описание по физической карте, карте природных зон Волгоградской области природной зоны (описание степной зоны). |
63 |
Почва. Человек и почвы |
|
|
|
Раздел III. Географическая оболочка (3 часа) |
|
|
64 |
Из чего состоит географическая оболочка. Особенности географической оболочки Территориальные комплексы |
|
|
65 |
Выделение и описание природных территориальных комплексов |
|
|
|
|
66 |
Земля - планета людей. Определение положения России и Волгоградской области |
|
|
67 |
Обобщающее повторение по курсу. Весенняя экскурсия |
68 |
Итоговый урок по разделам «Биосфера» и «Географическая оболочка» |
|
|