Таблично-графическая схема рабочей программы (204ч) (11)
Глагол
1. Глагол как часть речи. Морфологические признаки глагола. Цель: систематизация ранее изученного о глаголе, особенности функционирования глаголов в речи |
Знать время глагола, синтаксическую роль. * |
Знать способы образования глаголов, суффиксы глаголов. * |
Владеть навыками работы со справочниками, энциклопедиями |
Объяснительно-иллюстративная, репродуктивная |
Упражнения, беседа |
Коллективная |
Ю.В. Откупщиков «К истокам слова. Рассказы о науке этимологии» |
|
2—3. Не с глаголами. |
Знать не с глаголом — абсолютное правило, уточнение формулировки учебника «без не не употребляется».* |
Знать лексическое значение глаголов-исключений, их морфемный состав. * |
|
Объяснительно-иллюстративная, репродуктивная |
Упражнения, практикум |
Коллективная, групповая, парная |
|
|
4—5. Неопределенная форма глагола. |
-Ть и -чь как варианты окончания неопределенной формы глагола; -ть + ся, -чь |
Уметь различать личные формы и неопределенную форму глагола в предложении (составное глагольное сказуемое). * |
Уметь: использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного текста |
Объяснительно-иллюстративная, репродуктивная |
Упражнения |
Коллективная, групповая, парная |
О.П. Суник «Общая теория частей речи» |
|
6—7. -Тся —ться в глаголах. |
Уметь правильно находить слово, с которым связан глагол. Повторить алгоритм определения спряжения глагола по неопределенной форме. * |
Знать составное глагольное сказуемое типа хочу (что делать?) учиться.* |
|
Объяснительно-иллюстративная, репродуктивная |
Упражнения, практикум |
Коллективная, групповая, парная |
|
|
8. Виды глагола. |
Знать о соотнесенности вида и времени глагола. Уметь определять вид глагола по вопросу (что делать? что сделат ь?). * |
Знать, что глаголы несовершенного вида имеют форму всех трех времен, совершенного — только двух (прошедшего и простого будущего). * |
Владеть навыками работы с каталогами, словарями |
Объяснительно-иллюстративная, репродуктивная |
Упражнения |
Коллективная, групповая, парная |
В.Н. Сергеев |
|
9—10. Контрольный диктант и его анализ. |
Контроль усвоения орфограмм —тся —ться, не с глаголами. * |
|
|
|
|
|
|
|
11. Видовые пары. |
Знать способы образования видовых пар глаголов. * |
Знать суффиксы, присущие совершенному или несовершенному виду глагола. * |
|
Объяснительно-иллюстративная, репродуктивная |
Упражнения |
Коллективная, групповая, парная |
А.Е. Супрун |
|
12—13. Буквы и—е в корнях с чередованием (-ир-а). |
Корни с чередованием типа бир(а) — бер вызывают затруднения, т.к. невидимы за приставками. Знать морфемный разбор глагола. * |
Повторить изученные случаи чередования (лаг — лож, рост -ращ —рое). Корни с чередованием как один из показателей изменения вида. * |
Владеть навыками работы с каталогами, словарями |
Объяснительно-иллюстративная, репродуктивная |
Упражнения, практикум |
Коллективная, групповая, парная |
|
|
14. P.P. Сочинение-рассказ «Как я однажды...». Композиция рассказа (упр. 623,658-660). |
|
Знать о временном единстве глаголов в повествовании. * |
|
|
|
|
|
|
15. Время глагола. |
Знать образование глаголов прошедшего и будущего времени. * |
Знать о соотнесенности вида и времени глагола, употреблении одного времени в значении другого. * |
Самостоятельно искать, извлекать и отбирать необходимую для решения учебных задач |
Объяснительно-иллюстративная, репродуктивная |
Упражнения |
Коллективная, групповая, парная |
Н.В. Шанский |
|
16. Прошедшее время глагола. |
Знать образование глаголов прошедшего времени с помощью суффикса -л-; суффикс инфинитива перед -л-.* |
Знать считалку на -ять, категорию рода у глаголов прошедшего времени, окончания мужского, женского, среднего рода. * |
Уметь: использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного текста |
Объяснительно-иллюстративная, репродуктивная |
Упражнения |
Коллективная, групповая, парная |
Л.Л. Буланин |
|
17. Настоящее время глагола. |
Знать определение спряжения глагола по неопределенной форме при безударных личных окончаниях глаголов; глаголы- исключения. * |
Уметь изменять время повествования при помощи изменения времени глагола-сказуемого. * |
Владеть навыками работы со справочниками, энциклопедиями |
Объяснительно-иллюстративная, репродуктивная |
Упражнения |
Коллективная |
|
|
18. Будущее время глагола. |
Знать способы образования простой и сложной форм будущего времени глагола. Вид и форма будущего времени. * |
Обратить внимание на то, что глагол в форме сложного будущего является простым глагольным сказуемым. *(Сочинение-фантазия «Город будущего».) |
Уметь: использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного текста |
Объяснительно-иллюстративная, репродуктивная |
Упражнения |
Коллективная |
«Вопросы грамматического строя» |