Тематическое планирование курса русского языка для 5 класса (базовый уровень)

Календарно-тематический план ориентирован на использование учебника для 5 класса общеобразовательных учреждений «Русский язык 5 класс»
Автор: Лалаева Д.И.

Таблично-графическая схема рабочей программы (204ч) (11)

Глагол


1. Глагол как часть речи. Морфологические признаки глагола.
Цель: систематизация ранее изученного о глаголе, особенности функционирования глаголов в речи

Знать время глагола, синтаксическую роль. *

Знать способы образования глаголов, суффиксы глаголов. *

Владеть навыками работы со справочниками, энциклопедиями

Объяснительно-иллюстративная, репродуктивная

Упражнения, беседа

Коллективная

Ю.В. Откупщиков «К истокам слова. Рассказы о науке этимологии»

2—3. Не с глаголами.
Цель: отработка умения  правильно писать НЕ с глаголами

Знать не с глаголом — абсолютное правило, уточнение формулировки учебника «без не не употребляется».*

Знать лексическое значение глаголов-исключений, их морфемный состав. *

 

Объяснительно-иллюстративная, репродуктивная

Упражнения, практикум

Коллективная, групповая, парная

 

4—5. Неопределенная форма глагола.
Цель: знакомство с понятием об инфинитиве, морфологические признаки инфинитива как неизменяемой формы глагола усвоение орфограммы «Мягкий знак в инфинитиве».

-Ть и -чь как варианты окончания неопределенной формы глагола; -ть + ся, -чь
+ СЯ. *

Уметь различать личные формы и неопределенную форму глагола в предложении (составное глагольное сказуемое). *

Уметь: использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного текста

Объяснительно-иллюстративная, репродуктивная

Упражнения

Коллективная, групповая, парная

О.П. Суник «Общая теория частей речи»

6—7. -Тся ться в глаголах.
Цель: совершенствование навыка обозначения на письме сочетания  ЦА в глаголах, применения алгоритма правила

Уметь правильно находить слово, с которым связан глагол. Повторить алгоритм определения спряжения глагола по неопределенной форме. *

Знать составное глагольное сказуемое типа хочу (что делать?) учиться.*

 

Объяснительно-иллюстративная, репродуктивная

Упражнения, практикум

Коллективная, групповая, парная

 

8. Виды глагола.
Цель: знакомство с категорией вида, основными значениями, передаваемых с помощью категории вида

Знать о соотнесенности вида и времени глагола. Уметь определять вид глагола по вопросу (что   делать? что   сделат ь?). *

Знать, что глаголы несовершенного вида имеют форму всех трех времен, совершенного — только двух (прошедшего и простого будущего). *

Владеть навыками работы с каталогами, словарями

Объяснительно-иллюстративная, репродуктивная

Упражнения

Коллективная, групповая, парная

В.Н. Сергеев
«Новые значения старых слов»

9—10. Контрольный диктант и его анализ.

Контроль усвоения орфограмм —тся ться, не с глаголами. *

 

 

 

 

 

 

11. Видовые пары.
Цель: знакомство с понятием видовая пара

Знать способы образования видовых пар глаголов. *

Знать суффиксы, присущие совершенному или несовершенному виду глагола. *

 

Объяснительно-иллюстративная, репродуктивная

Упражнения

Коллективная, групповая, парная

А.Е. Супрун
«Части речи в русском языке»

12—13. Буквы и—е в корнях с чередованием (-ир-а).
Цель: совершенствование умения правописания слов с чередованием звуков в корне

Корни с чередованием типа бир(а) — бер вызывают затруднения, т.к. невидимы за приставками. Знать морфемный разбор глагола. *

Повторить изученные случаи чередования (лаг лож, рост -ращ —рое). Корни с чередованием как один из показателей изменения вида. *

Владеть навыками работы с каталогами, словарями

Объяснительно-иллюстративная, репродуктивная

Упражнения, практикум

Коллективная, групповая, парная

 

14. P.P. Сочинение-рассказ «Как я однажды...». Композиция рассказа (упр. 623,658-660).

 

Знать о временном единстве глаголов в повествовании. *

 

 

 

 

 

15. Время глагола.
Цель: углубление понятия о категории времени глагола на основе соотнесённости действия, выражаемого глаголом, с моментом речи

Знать образование глаголов прошедшего и будущего времени. *

Знать о соотнесенности вида и времени глагола, употреблении одного времени в значении другого. *

Самостоятельно искать, извлекать и отбирать необходимую для решения учебных задач

Объяснительно-иллюстративная, репродуктивная

Упражнения

Коллективная, групповая, парная

Н.В. Шанский
«В мире слов»

16. Прошедшее время глагола.
Цель: знакомство с образованием глаголов прошедшего времени, формирование умения правильно писать гласные перед л в прошедшем времени глагола

Знать образование глаголов прошедшего времени с помощью суффикса -л-; суффикс инфинитива перед -л-.*

Знать  считалку на -ять, категорию рода у глаголов прошедшего времени, окончания мужского, женского, среднего рода. *

Уметь: использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного текста

Объяснительно-иллюстративная, репродуктивная

Упражнения

Коллективная, групповая, парная

Л.Л. Буланин
«Трудные случаи морфологии»

17. Настоящее время глагола.
Цель: расширение представлений о грамматическом значении глаголов настоящего времени, их употреблении в речи;

Знать определение спряжения глагола по неопределенной форме при безударных личных окончаниях глаголов; глаголы- исключения. *

Уметь изменять время повествования при помощи изменения времени глагола-сказуемого. *

Владеть навыками работы со справочниками, энциклопедиями

Объяснительно-иллюстративная, репродуктивная

Упражнения

Коллективная

 

18. Будущее время глагола.
Цель: знакомство со способами образования форм будущего времени,  углубить изученный материал об использовании их в речи.

Знать способы образования простой и сложной форм будущего времени глагола. Вид и форма будущего времени. *

Обратить внимание на то, что глагол в форме сложного будущего является простым глагольным сказуемым. *(Сочинение-фантазия «Город будущего».)

Уметь: использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного текста

Объяснительно-иллюстративная, репродуктивная

Упражнения

Коллективная

«Вопросы грамматического строя»