Пояснительная записка (2)
Рабочей программой предусматривается художественная деятельность школьников на уроках ИЗО с использованием разнообразных форм выражения: изображение на плоскости и в объеме (по памяти, по представлению); декоративная и конструктивная работа; восприятие явлений действительности; обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества, в процессе которого формируются навыки учебного сотрудничества (умение договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад в деятельность и ее общий результат) и индивидуальной работы на уроках; прослушивание музыкальных и литературных произведений (народных, классических, современных).
Для формирования представлений о пространственной композиции предусматривается организация разных форм деятельности учащихся: моделирование и конструирование из бумаги, лепка, графика.
Предусматривается освоение трех способов художественного выражения действительности – изобразительного, декоративного и конструктивного, которые в начальной школе выступают для детей в качестве хорошо им понятных, интересных и доступных видов художественной деятельности. Поэтому система уроков опирается на знакомство учащихся начальной школы с Мастерами Изображения, Украшения, Постройки. Постоянное практическое участие школьников в этих трех видах деятельности позволит систематически приобщать их к миру искусства.
Планирование занятий велось сообразно выполнению следующих этапов познания: восприятие учебного материала - осмысление - усвоение - применение усвоенного в практической деятельности.
Рабочей программой предусматривается широкое использование наглядных пособий, материалов и инструментария информационно-технологической и методической поддержки, как из учебника и коллекций классических произведений, так и из арсенала авторских разработок педагога.
Дидактическая модель обучения и педагогические средства отражают модернизацию основ учебного процесса, их переориентацию на достижение конкретных результатов в виде сформированных умений и навыков учащихся, обобщенных способов деятельности. Формирование целостных представлений об изобразительном искусствебудет осуществляться в ходе творческой деятельности учащихся на основе личностного осмысления процесса создания работы. Темы и задания уроков предполагают создание игровых и сказочных ситуаций, умение организовывать уроки – диспуты, уроки – путешествия и уроки – праздники. От урока к уроку происходит постоянная смена художественных материалов, овладение их выразительными возможностями. Многообразие видов деятельности и форм работы с учениками стимулирует их интерес к предмету, изучению искусства и является необходимым условием формирования личности ребенка.
Программа занятий предусматривает последовательное изучение методически выстроенного материала. Предложенные в данной рабочей программе педагогические технологии призваны обеспечить выполнение каждой поставленной задачи и способствует успешному ее решению. Доминирующей технологией обучения является технология развития у детей эмоционально-эстетического и нравственно-оценочного отношения к действительности (Б. М. Неменский), также используются развивающие технологии свободного воспитания и психологической поддержки (Я. Корчак; М. Монтессори), элементы технологий личностно-ориентированного образования (Сериков В.В., Бондаревская Е. В.) и игровых (Шмаков С. А., Никитина Б. П.).
Реализация рабочей программы обеспечивает освоение общеучебных умений и компетенций в рамках информационно-коммуникативной деятельности, в том числе, адекватное восприятие художественных произведений и способность передавать их содержание; умение вступать в общение с произведением искусства и друг с другом по поводу искусства; выбор и использование адекватных выразительных средств. На уроках учащиеся могут более уверенно овладеть монологической и диалогической речью, умением вступать в речевое общение, участвовать в диалоге (понимать точку зрения собеседника, признавать право на иное мнение), приводить примеры, подбирать аргументы, перефразировать мысль (объяснять «иными словами»), формулировать выводы.
При выполнении творческих работ формируется умение определять адекватные способы решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов, комбинировать известные алгоритмы деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартного применения одного из них, мотивированно отказываться от образца деятельности, искать оригинальные решения.
С точки зрения развития умений и навыков рефлексивной деятельности, особое внимание уделено способности учащихся самостоятельно организовывать свою учебную деятельность (постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств и др.), оценивать ее результаты, определять причины возникших трудностей и пути их устранения, осознавать сферы своих интересов и соотносить их со своими учебными достижениями, чертами своей личности.
Требования к уровню подготовки учащихся 1 класса (базовый уровень)
должны знать/понимать:
- основные жанры и виды произведений изобразительного искусства;
должны уметь:
- узнавать отдельные произведения выдающихся отечественных художников (В. М. Васнецов);
- сравнивать различные виды изобразительного искусства (графики, живописи, декоративно - прикладного искусства);
- использовать художественные материалы (гуашь, цветные карандаши, акварель, бумага);
- применять основные средства художественной выразительности в рисунке, живописи и скульптуре (с натуры, по памяти и воображению); в декоративных и конструктивных работах: иллюстрациях к произведениям литературы и музыки;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- самостоятельной творческой деятельности;
- обогащения опыта восприятия произведений изобразительного искусства;
оценки произведений искусства (выражения собственного мнения) при посещении выставок.
Требования к уровню подготовки учащихся 1 класса (продвинутый уровень)
должны уметь:
- узнавать отдельные произведения выдающихся отечественных и зарубежных художников (В. Ван Гог)
- использовать художественные материалы (мелки, фломастеры, пластилин),
- уметь решать творческие задачи на уровне импровизаций,
- уметь создавать творческие работы на основе собственного замысла,
- уметь выбрать и применить выразительные средства для реализации собственного замысла в художественном изделии,
- уметь моделировать предметы бытового окружения человека,
- уметь применить навыки несложных зарисовок с натуры,
- уметь создавать творческие работы на основе собственного замысла с использованием зарисовок сделанных на природе,
- уметь сформулировать замысел,
- уметь построить несложную композицию,
-
уметь воспринимать окружающий мир и произведения искусства,
- уметь анализировать результаты сравнения,
- уметь использовать в индивидуальной и коллективной деятельности различные художественные техники: коллаж, аппликация, восковые мелки, фломастеры, пластилин, гелевая ручка;
- уметь передавать настроение в творческой работе (живописи, графике, скульптуре, декоративно-прикладном искусстве) с помощью тона, штриха, материала, орнамента, конструирования (на примерах работ русских и зарубежных художников, изделий народного искусства, дизайна).