Тематическое планирование курса технологии для 1 класса (базовый уровень)

Настоящая рабочая программа разработана применительно к учебной программе «Изобразительное искусство и художественный труд», разработанной под руководством и редакцией народного художника России, академика РАО Б. М. Неменского, 2008 год издания и ориентирована на использование учебника Изобразительное искусство: Ты изображаешь, украшаешь и строишь, автор Л. А. Неменская
Автор: Воробьева О.Я.

Пояснительная записка (2)

Рабочей программой предусматривается художественная деятельность школьников на уроках ИЗО с использованием разнообразных форм выражения: изображение на плоскости и в объеме (по памяти, по представлению); декоративная и конструктивная работа; восприятие явлений действительности; обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества, в процессе которого формируются навыки учебного сотрудничества (умение договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад в деятельность и ее общий результат)  и индивидуальной работы на уроках; прослушивание музыкальных и литературных произведений (народных, классических, современных).
Для формирования представлений о пространственной композиции предусматривается организация разных форм деятельности учащихся: моделирование и конструирование из бумаги, лепка, графика.
Предусматривается освоение трех способов художественного выражения действительности – изобразительного, декоративного и конструктивного, которые в начальной школе выступают для детей в качестве хорошо им понятных, интересных и доступных видов художественной деятельности. Поэтому система уроков опирается на знакомство учащихся начальной школы с Мастерами Изображения, Украшения, Постройки. Постоянное практическое участие школьников в этих трех видах деятельности позволит систематически приобщать их к миру искусства.
Планирование занятий велось сообразно выполнению следующих этапов познания: восприятие учебного материала - осмысление - усвоение - применение усвоенного в практической деятельности.
Рабочей программой предусматривается широкое использование наглядных пособий, материалов и инструментария информационно-технологической и методической поддержки, как из учебника и коллекций классических произведений, так и из арсенала авторских разработок педагога.
Дидактическая модель обучения и педагогические средства  отражают модернизацию основ учебного процесса, их переориентацию на достижение конкретных  результатов в виде сформированных умений и навыков учащихся, обобщенных способов  деятельности. Формирование целостных представлений об изобразительном искусствебудет осущес­твляться в ходе творческой деятельности учащихся на основе  личностного осмысления процесса создания работы. Темы и задания уроков предполагают создание игровых и сказочных ситуаций, умение организовывать уроки – диспуты, уроки – путешествия и уроки – праздники. От урока к уроку происходит постоянная смена художественных материалов, овладение их выразительными возможностями. Многообразие видов деятельности и форм работы с учениками стимулирует их интерес к предмету, изучению искусства и является необходимым условием формирования личности ребенка.
Программа занятий предусматривает последовательное изучение методически выстроенного материала. Предложенные в данной рабочей программе педагогические технологии призваны обеспечить выполнение каждой поставленной задачи и способствует успешному ее решению. Доминирующей технологией обучения является технология развития у детей эмоционально-эстетического и нравственно-оценочного отношения к действительности (Б. М. Неменский), также используются развивающие технологии свободного воспитания и психологической поддержки (Я. Корчак;  М. Монтессори), элементы технологий личностно-ориентированного образования (Сериков В.В.,  Бондаревская Е. В.) и игровых (Шмаков С. А., Никитина Б. П.).
Реализация рабочей программы обеспечивает освоение общеучебных умений и компетенций в рамках информационно-коммуникативной деятельности, в том числе, адекватное восприятие художественных произведений и способность передавать их содержание; умение вступать в общение с произведением искусства и друг с другом по поводу искусства; выбор и использование адекватных выразительных средств. На уроках учащиеся могут более уверенно овладеть   монологической и диалогической речью, умением вступать в речевое общение, участвовать в диалоге (понимать точку зрения собеседника, признавать право на иное мнение), приводить примеры, подбирать аргументы, перефразировать мысль (объяснять «иными словами»), формулировать выводы.
При выполнении творчес­ких работ формируется умение опреде­лять адекватные способы решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов, ком­бинировать известные алгоритмы деятельности в ситуациях, не предполагающих стан­дартного применения одного из них, мотивированно отказываться от образца деятель­ности, искать оригинальные решения.
С точки зрения развития умений и навыков рефлексивной деятельности, особое внимание уделено способности учащихся самостоятельно организовывать свою учеб­ную деятельность (постановка цели, планирование, определение оптимального соотно­шения цели и средств и др.), оценивать ее результаты, определять причины возникших трудностей и пути их устранения, осознавать сферы своих интересов и соотносить их со своими учебными достижениями, чертами своей личности.

Требования к уровню подготовки учащихся 1 класса (базовый уровень)
 должны знать/понимать:

  • основные жанры и виды произведений изобразительного искусства;

должны уметь:

  • узнавать отдельные произведения выдающихся отечественных художников (В. М. Васнецов);
  • сравнивать различные виды изобразительного искусства (графики, живописи, декоративно - прикладного искусства);
  • использовать художественные материалы (гуашь, цветные карандаши, акварель, бумага);
  • применять основные средства художественной выразительности в рисунке, живописи и скульптуре (с натуры, по памяти и воображению); в декоративных и конструктивных работах: иллюстрациях к произведениям литературы и музыки;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • самостоятельной творческой деятельности;
  • обогащения опыта восприятия произведений изобразительного искусства;

оценки произведений искусства (выражения собственного мнения) при посещении выставок.

Требования к уровню подготовки учащихся 1 класса (продвинутый уровень)
должны уметь:

  • узнавать отдельные произведения выдающихся отечественных и зарубежных художников (В. Ван Гог)
  • использовать художественные материалы (мелки, фломастеры, пластилин),
  • уметь решать творческие задачи на уровне  импровизаций,
  • уметь создавать творческие работы на основе собственного замысла,
  • уметь выбрать и применить выразительные средства для реализации собственного замысла в художественном изделии,
  • уметь моделировать предметы бытового окружения человека,
  • уметь применить навыки несложных зарисовок с натуры,
  • уметь создавать творческие работы на основе собственного замысла с использованием зарисовок сделанных на природе,
  • уметь сформулировать замысел,
  • уметь построить несложную композицию,
      уметь воспринимать окружающий мир и произведения искусства,
    • уметь анализировать результаты сравнения,
    • уметь  использовать в индивидуальной и коллективной деятельности различные художественные техники: коллаж, аппликация, восковые мелки, фломастеры, пластилин, гелевая ручка;
    • уметь передавать настроение в творческой работе (живописи, графике, скульптуре, декоративно-прикладном искусстве) с помощью тона, штриха, материала, орнамента, конструирования (на примерах работ русских и зарубежных художников, изделий народного искусства, дизайна).