Тематическое планирование курса истории для 10 класса (базовый уровень)

Календарно-тематический план ориентирован на использование учебников «История России с древнейших времен до конца XVIII века» ч.I, авторы А.Н.Сахаров, В.И.Буганов, «История России конец XVIII – XIX век» ч.II, авторы В.И.Буганов, П.Н.Зырянов, М. «Просвещение»2005г., «Всемирная история. История России и мира с древнейших времен до конца XIX века», автор Н.В.Загладин, М. «Русское слово» 2001г.
Автор: Божескова О.А.

Таблично-графическая схема рабочей программы История России (36+10ч) (3)

13

Культура и быт  XIV – XV веков.

Проблемное изложение, задачный подход

Проблемное изложение материала. Беседа.

Решение проблемных задач.

Групповая

Разработка проектов по теме урока.

Репродуктивный
- называть достижения русской культуры XIV – XV веков, давать им краткую характеристику.
Продуктивный
- выявлять особенности русской культуры, определять влияние монголо-татарского нашествия и золотоордынского ига на развитие культуры;
- характеризовать достижения культуры;
-  выявлять основные тенденции развития культуры
XIV – XV веков.
Творческий
- участвовать в разработке группового проекта по теме.

«Москва – третий Рим». Роль церкви в государственном строительстве. Культурное развитие русских земель и княжеств. Влияние внешних факторов на развитие русской культуры.

Серов Б.Н., Лагно А.Р. стр. 97-100.
Репродукции и фотографии. Фрагменты фильма А.Тарковского «Страсти по Андрею».

14

Иван IV. Внутренняя политика.

Проблемное изложение, задачный подход

Проблемная лекция.

Беседа.

Индивидуальная

Составление конспекта по теме урока.

Фронтальная
Участие в дискуссии.

Репродуктивный
- раскрывать содержание реформ Избранной Рады;
- определять суть Опричнины.
Продуктивный
- определить характер политического курса Избранной Рады;
- характеризовать политику опричнины (причины, этапы, итоги и последствия);
- характеризовать личность Ивана Грозного, определять влияние личности царя на историко-культурный процесс.
Творческий
- участвовать в дискуссии на тему: «Священство или царство?»

Установление царской власти. Реформы середины XVI в. Создание органов сословно-представительной монархии. Расширение государственной территории в XVI в.

Захарова Е.Н. стр. 94-97.
Серов Б.Н., Лагно А.Р. стр.100-108.
Карта «Образование и расширение Российского государства (XIV-XVI вв.)».

15

Внешняя политика Ивана Грозного.

Проблемное изложение, задачный подход

Работа с картой.

Фронтальная

Выявление целей , итогов внешней политики.

Репродуктивный
- знать основные направления внешней политики Ивана Грозного;
- излагать в хронологической последовательности ход покорения Казанского и Астраханского ханств, события Ливонской войны.
Продуктивный
- определять основные задачи внешней политики;
- проследить взаимосвязь внешнеполитических событий и внутренней жизни страны.

Казанский и Астраханский походы, освоение Сибири, Ливонская война. Начало формирования многонационального государства.

Захарова Е.Н. стр. 94-97.
Серов Б.Н., Лагно А.Р. стр.100-108.
Карта «Образование и расширение Российского государства (XIV-XVI вв.)».

16

Кризис Российского государства в 80 – 90-е гг. XVI в.

Проблемное изложение, задачный подход

Проблемное изложение материала.

Работа с документом.

Индивидуальная

Анализировать статьи Судебника 1550г.

Репродуктивный
- знать этапы эволюции крепостного права;
- давать определение понятиям: Судебник, «пожилое», «урочные годы», «заповедные годы», опричнина.
Продуктивный
- выявлять предпосылки закрепощения крестьян;
- анализировать документы (Судебник 1497г., Судебник 1550г.);
- выявлять причины, этапы, содержание опричнины.

Опричнина. Закрепощение крестьян. Пресечение правящей династии.

Серов Б.Н., Лагно А.Р. стр.117-119.
Карта «Российское государство в XVII вв.».

17

Культура и быт XV – XVI вв.

Проблемное изложение, задачный подход

Проблемное изложение материала. Беседа.

Решение проблемных задач.

Групповая

Разработка проектов по теме урока.

Репродуктивный
-  называть достижения русской культуры - называть достижения русской культуры XIV – XV веков, давать им краткую характеристику.
веков, давать им краткую характеристику.
Продуктивный
- выявлять особенности русской культуры на пороге Нового времени;
- характеризовать достижения русской культуры XIV – XV вв.;
- выявлять особенности взаимоотношений церковной и светской власти.
Творческий
- участвовать в разработке группового проекта по теме.

«Москва – третий Рим». Роль церкви в государственном строительстве. Культурное развитие русских земель и княжеств. Влияние внешних факторов на развитие русской культуры.

Серов Б.Н., Лагно А.Р. стр. 108- 112.
Репродукции и фотографии памятников культуры.

18 - 19

Смутное время.

Проблемное изложение, задачный подход

Проблемная лекция.

 

Индивидуальная

Составление схемы «Государственный аппарат в XVII в.».
Фронтальная
Участие в дискуссии.

Репродуктивный
- излагать в хронологической последовательности события правления Бориса Годунова, Лжедмитрия I, Лжедмитрия II;
- давать определение понятиям: смута, интервенция, «тушинские перелеты», семибоярщина.
Продуктивный
- выявлять предпосылки Смуты (хозяйственный кризис, закрепощение крестьян и ухудшение положения холопов, обострение отношений между группировками служилого сословия, политический кризис, духовный кризис общества);
- характеризовать правление Б.Годунова, ЛжедмитрияI, В.Шуйского, ЛжедмитрияII;
- определять последствия и историческое значение Смуты.
Творческий
- участвовать в дискуссии по проблеме: «Можно ли сравнивать Смуту с революционными событиями начала XX века? Что объединяет, а что отличает эти две национальные катастрофы?»

Смутное время. Правление Бориса Годунова. Джедмитрий I, восстание под руководством И.И.Болотникова,Лжедмитрий II. Польско-шведская интервенция. Народные ополчения.

Захарова Е.Н. стр. 98- 104.
Серов Б.Н., Лагно А.Р. стр. 108-122.

Карта «Российское государство в XVII вв.».

20

Социально – экономическое и политическое развитие России при первых Романовых.

Проблемное изложение, задачный подход

Проблемное изложение материала.

Фронтальная

Определение основных понятий темы, беседа по ключевым вопросам темы (направления развития страны, зарождение буржуазных отношений).
Индивидуальная
Составление таблицы: «Сословия в России в XVII в.».

Репродуктивный
- давать определение понятиям: мануфактура, всероссийский рынок, самодержавие, государственный феодализм.
Продуктивный
- выявлять основные направления развития страны в начале XVII века (укрепление крепостничества и самодержавия, завершение складывания православной цивилизации, преодоление международной изоляции);
- характеризовать новые черты в развитии экономики;
- проследить черты зарождения буржуазных отношений в России, определить их специфику;
- выявить особенности социальной структуры России XVII века.

Социально-экономическое развитие в период Смуты. Эволюция государственного строя. Восстановление самодержавия. Юридическое оформление крепостного права. Новые явления в экономику: начало складывания всероссийского рынка, образование мануфактур.

Захарова Е.Н. стр. 105-108.

Серов Б.Н., Лагно А.Р. стр. 122-126, 130-133.
Карта «Российское государство в XVII вв.».

21

XVII, «бунташный век».

Проблемное изложение, задачный подход

Работа с дополнительной литературой. Беседа.

Индивидуальная

Подготовить сообщение о народных восстаниях XVIIв, о личности С.Разина.

Репродуктивный
- излагать в хронологической последовательности события Соляного бунта, Восстания под руководством С.Разина.
Продуктивный
- характеризовать народные движения XVII в. (причины, требования восставших, состав восставших, этапы, причины поражения);
- высказывать оценочные суждения о причинах поражения повстанцев.

Народные восстания: Соляной бунт, хлебные бунты, Медный бунт. Восстание под руководством С.Т.Разина.

Серов Б.Н., Лагно А.Р. стр. 133-135.
Карта «Российское государство в XVII вв.».