N
п/п |
Система уроков |
Дидактическая модель обучения |
Педагогические средства |
Вид деятельности учащихся |
Задачи. Планируемый результат и уровень освоения |
Информационно-
методическое обеспечение |
Компетенции |
Учебно- познавательная
|
Информационная |
1 |
Введение в курс «История России». Особенности Российской цивилизации. |
Проблемное изложение, задачный подход |
Вводная лекция.
Эвристическая беседа. |
Индивидуальная
Выявление исторических особенностей российского государства
Фронтальная
Определить геополитическое положение России. |
Уровни освоения
Репродуктивный
- называть особенности Российской цивилизации;
- давать определение понятиям: предыстория, история, цивилизация.
Продуктивный
- характеризовать этапы Российской истории;
- объяснять сущность взглядов на Российскую цивилизацию;
- аргументировано доказывать свою точку зрения на проблему характера Российской цивилизации. |
Понятия: предыстория, история, цивилизация, эшелонная модель развития.
История России – часть всемирной истории.
|
Захарова Е.Н. «Методические рекомендации к изучению истории в 10 классе» стр. 53-57.
Серов Б.Н., Лагно А.Р. «поурочные разработки по истории России» стр.16-16.
Историческая карта Евразии |
2 |
Восточные славяне в VIII – IX веках. |
Проблемное изложение, задачный подход |
Проблемное изложение материала, использование карты и документального материала |
Фронтальная
Определять взаимосвязь природно-климатических условий и занятий восточных славян.
Индивидуальная
По карте составить схему «соседи восточных славян». |
Репродуктивный
- давать определение понятиям: «военная демократия», политеизм;
- характеризовать занятия и общественный строй у восточных славян;
- называть имена языческих богов.
Продуктивный
- используя историческую карту характеризовать взаимоотношения восточных славян и их соседей;
- устанавливать причинно – следственные связи между природно – климатическими условиями и занятиями восточных славян;
- объяснять сущность «военной демократии»;
- характеризовать языческую культуру. |
Восточнославянские племена и их соседи. Занятия, общественный строй и верования восточных славян. |
Серов Б.Н., Лагно А.Р. стр.16-19.
Захарова Е.Н. стр. 57-59.
Карты: «Расселение восточных славян», «Византийская империя и славяне», изображения языческих богов. |
3 |
Формирование Древнерусского государства. |
Проблемное изложение, задачный подход |
Диалоговые формы обучения, проблемное изложение материала |
Фронтальная
Характеристика этапов складывания Древнерусского государства.
Индивидуальная
Анализ теорий происхождения государства, выявление собственной позиции по данной проблеме. |
Репродуктивный
- характеризовать этапы складывания государства у восточных славян;
- находить оценочные суждения в учебной и справочной литературе по проблеме теорий происхождения государства у восточных славян.
Продуктивный
- выявлять предпосылки образования Древнерусского государства;
- сопоставлять процесс образования Древнерусского государства и европейских государств периода средневековья;
- используя знания курса «Обществознание» выявлять признаки Древнерусского государства.
|
Предпосылки складывания Древнерусского государства (социально – экономические, социально – политические, духовные, внешнеполитические). Этапы складывания государства. Возникновение ядра восточнославянского государства. Данные Повести временных лет. Теории возникновения государства у восточных славян (норманнская, антинорманнская, современные теории). |
Захарова Е.Н. стр.59-64.
Серов Б.Н., Лагно А.Р. стр. 24-29.
Карта «Киевская Русь в IX –XI вв.» |
4 |
Первые русские князья. |
Задачный подход. |
Анализ учебной и дополнительной литературы. |
Групповая
Составление таблицы «Первые русские князья». |
Репродуктивный
- называть основные направления деятельности первых русских князей;
- знать причины, процесс, значение принятия Русью христианства;
- давать определение понятиям: государство, дань, полюдье, уроки, погосты, монотеизм.
Продуктивный
- характеризовать основные направления деятельности первых русских князей по самостоятельно выделенным критериям;
- показать значение реформы княгини Ольги для Древнерусского государства;
- показать влияние Византии на политическую сферу и культуру Киевской Руси,
- выявить причины перехода Руси к монотеистической религии.
|
Деятельность первых русских князей (укрепление власти киевского князя, отношения с Византией, отношения с восточными соседями, итоги правления). Конфессиональный фактор в складывании российской цивилизации. |
Захарова Е.Н. стр.64-67.
Серов Б.Н., Лагно А.Р. стр.29-31.
Карта «Киевская Русь в IX –XI вв.». |
5 |
Русь в XI - первой четверти XII вв. Ярослав Мудрый. Владимир Мономах. |
Проблемное изложение, задачный подход |
Проблемная лекция.
Анализ документов. Беседа. |
Индивидуальная
Анализ Русской Правды. |
Репродуктивный
- давать определение понятиям: междоусобные войны, династический брак, «Русская Правда», кормление, вотчина;
- называть причины междоусобных войн, знать их основных участников;
- разъяснять сущность порядка наследования киевского престола (очередного и по старшинству);
- называть основные категории населения Киевской Руси;
- знать основные положения «Русской Правды»
Продуктивный
- на основе изученного материала выявлять причины междоусобиц, определять их последствия;
- Выявить изменения в государственном управлении в XI веке;
- на основе анализа «Русской Правды» выявить черты социального неравенства Древнерусского общества;
- определять влияние личности Ярослава Мудрого и Владимира Мономаха на ход исторического процесса. |
Междоусобные войны на Руси. Внутренняя и внешняя политика Ярослава Мудрого. «Русская правда». Неравенство русского общества XI - первой четверти XII вв. Возникновение феодальной земельной собственности. Власть и церковь. «Поучение Владимира Мономаха». |
Серов Б.Н., Лагно А.Р. стр31-39,48-50.
Карта «Киевская Русь в IX –XI вв.» |
6 |
Культура Руси IX – XIII веков. |
Проблемное изложение, задачный подход |
Проблемное изложение материала. Беседа.
Решение проблемных задач. |
Групповая
Разработка проектов по теме урока. |
Репродуктивный
- давать определение понятиям: культура, житие, икона, фреска, миниатюра.
- называть памятники древнерусской культуры (архитектурные, литературные);
- называть основные литературные жанры, раскрывать их содержание;
- разъяснять особенности деревянного зодчества, изобразительного искусства, декоративно-прикладного искусства.
Продуктивный
- выявлять особенности древнерусской культуры;
- определить влияние Византии на культуру Древней Руси;
- подчеркнуть влияние языческой традиции на христианскую культуру Руси.
Творческий
- доказать присутствие языческого элемента в современной культуре;
- разработать проект по теме урока. |
Христианская культура и языческие традиции. Контакты с культурами Запада и Востока. Влияние Византии. Культура Древней Руси как один из факторов образования Древнерусской народности. |
Захарова Е.Н. стр.68-71, 72-74. |