Пояснительная записка
Настоящий календарно-тематический план разработан применительно к учебной программе «Обществознание» автор Кравченко А.И. Календарно-тематический план ориентирован на использование учебников«Обществознание» 10 класс, автор Кравченко А.И., а также дополнительных пособий: для учителя «Обществознание. Книга для учителя. 10 кл.» М.2000, автор Певцова Е.А., Задачник по обществознанию кл. М.2000., электронный учебник «Обществознание», электронный практикум «Обществознание», для учащихся Конституция РФ 1993, Всеобщая декларация прав человека, Трудовой кодекс РФ.
Лицейское образование в современных условиях призвано обеспечить функциональную грамотность и социальную адаптацию обучающихсяна основе приобретения ими компетентностного опыта в сфере учения, познания, профессионально-трудового выбора, личностного развития, ценностных ориентаций и смыслотворчества. Это предопределяет направленность целей обучения на формирование компетентной личности, способной к жизнедеятельности и самоопределению в информационном обществе, ясно представляющей свои потенциальные возможности, ресурсы и способы реализации выбранного жизненного пути.
Настоящий календарно-тематический план учитывает направленность классов, в которых будет осуществляться учебный процесс:
- В 10 «д» классе предполагается более детально рассматривать вопросы влияния политических режимов на характер экономики, характеризовать экономическую составляющую государства, использовать знания учащихся, полученные на уроках истории;
- В 10 «б», «в» классах математической, естественнонаучной направленности предполагается создание учащимися мини-проектов по наиболее актуальным проблемам жизни общества.
Согласно действующему в лицее учебному плану и с учетом направленности классов, календарно-тематический план предусматривает организацию процесса обучения в объеме 70 часов. Увеличение количества повторительно-обобщающих уроков способствует организации самостоятельной работы учащихся с учебным материалом. Реализация задачного подхода в преподавании курса «Обществознание» и использование заданий разного уровня сложности позволяет сформировать свод базовых знаний, необходимых для решения конкретных жизненных ситуаций, развивать умения творческого подхода к решению проблем.
В соответствии с этим реализуется модифицированная программа курса «Обществознание».
С учетом уровневой специфики классов выстроена система учебных занятий , спроектированы цели, задачи, ожидаемые результаты обучения , что представлено в схематической форме ниже.
Стандарт ориентирован на воспитание школьника — гражданина и патриота России, развитие духовно-нравственного мира школьника, его национального самосознания. Эти положения нашли отражение в содержании уроков. В процессе обучения должно быть сформировано умение ориентации в политических реалиях Российской Федерации и современного мира и на этой основе - воспитание гражданственности и патриотизма.
Для информационно-компьютерной поддержки учебного процесса предполагается использование следующих программно-педагогических средств, реализуемых с помощью компьютера: « Обществознание» мультимедиа пособие, «Обществознание» практикум.
Требования к уровню подготовки учащихся 10 класса
должны знать/ понимать:
- социальные свойства человека, его место в системе общественных отношений;
- закономерности развития общества как сложной самоорганизующейся системы;
- основные социальные процессы;
- различные подходы к исследованию проблем человека и общества;
- особенности различных общественных наук, основные пути и способы социального и гуманитарного познания.
должны уметь:
- характеризовать с научных позиций основные социальные объекты (факты, явления, процессы, институты), их место и назначение в жизни общества; проблемы человека в современном обществе;
- осуществлять комплексный поиск, систематизацию и интерпретацию социальной информации из оригинальных неадаптированных текстов;
- анализировать и классифицировать социальную информацию, представленную в различных знаковых системах;
- сравнивать социальные объекты, выделяя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками социальных явлений и обществоведческими терминами, понятиями; сопоставлять различные научные подходы;
- объяснять: внутренние и внешние связи (причинно-следственные и функциональные) изученных социальных объектов;
- раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук;
- участвовать в дискуссиях по актуальным социальным проблемам;
- формулировать на основе приобретенных социально-гуманитарных знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;
- оценивать различные суждения о социальных объектах с точки зрения общественных наук;
- подготовить аннотацию, рецензию, реферат, творческую работу, устное выступление;
- осуществлять индивидуальные и групповые учебные исследования по социальной проблематике;
- применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных и практических задач, отражающих актуальные проблемы жизни человека и общества.
владеть компетенциями: познавательной, информационной, коммуникативной, рефлексивной.
способны решать следующие жизненно-практические задачи, использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни :
- эффективного выполнения типичных социальных ролей; сознательного взаимодействия с социальными институтами;
- ориентировки в актуальных общественных событиях и процессах; выработки собственной гражданской позиции;
- оценки общественных изменений с точки зрения демократических и гуманистических ценностей, лежащих в основе Конституции РФ;
- самостоятельного поиска социальной информации, необходимой для принятия собственных решений; критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и в массовой коммуникации;
- нравственной оценки социального поведения людей;
- предвидения возможных последствий определенных социальных действий субъектов общественных отношений;
- ориентации в социальных и гуманитарных науках;
- осуществления конструктивного взаимодействия людей с различными убеждениями, культурными ценностями и социальным положением.