Тематическое планирование курса экологии для 11 класса (базовый уровень)

Автор: Гаджиева Е.М.

Пояснительная записка

Настоящий календарно-тематический план по экологии для 11 классов разработан на основе Программы для полной общеобразовательной школы, сориентирован на программу по экологии для 10-11 классов автора Б.М. Миркина.
Настоящий календарно- тематический план ориентирован на использование учебника Б.М. Миркина, Л.Г. Наумовой «Экология России», М., «Устойчивый мир», 2001г. издания и дополнительных пособий
для учителей:
1. М.В. Брякиной «Экология. Комплексные поурочные планы», Волгоград, «Учитель - АСТ», 2003г.;
2. С.Г. Мамонтова, В.Б. Захарова, Т.А. Козловой «Основы биологии», М., «Просвещение», М.,
3.  Н. Грин, У. Стаут, Д. Тейлор «Биология 1-3»  М., «Просвещение», 1992 г.,  
Для учеников:

  1. Б.М. Миркина, Л.Г. Наумовой «Популярный экологический словарь» М.: МДС, Устойчивый мир, 1999г.
  2. Е. И. Хабарова, С, А, Панова Экология  в таблицах. М.: Дрофа, 1997г.

Согласно действующему в лицее учебному плану и с учетом направленности классов, календарно-тематический план предусматривает следующие варианты организации процесса обучения:
•        в 11 «В» классе естественнонучной направленности предполагается обучение
экологии в объеме 1 час в неделю.
 В соответствии с этим реализуется модифицированная программа по экологии для 10-11 классов (всего за год 33 часа, 1 час резервного времени). Составитель Б.М. Миркин.

На основании примерных программ Минобрнауки РФ, содержащих требования к минимальному объему содержания образования по биологии с учетом направленности в 11 «Б» классе реализуется программа   продвинутого уровня с элементами углубления.
С учетом уровневой специфики классов выстроена система учебных занятий, спроектированы цели, задачи, ожидаемые результаты обучения, что представлено в схематической форме ниже.

Календарно-тематический     план     предусматривает     разные     варианты     дидактико-технологического обеспечения учебного процесса, в частности:
В 11 «Б» классе (продвинутого уровня) дидактико-технологическое оснащение включает
1) Т.А. Дмитриева, С.В. Суматохин, С.И. Гуленков «Дидактические материалы по биологии», М., «Дрофа», 2002г.;
2) книга для учителя «Я иду на урок биологии: экология», М., «Первое сентября», 2002г.
3) О.Н. Понамарева, Н.М. Чернова «Методичекое пособие к учебнику под редакцией Н.М. черновой «Основы экологии»», М., «Дрофа», 2001г.
4) И. А. Жигарев, О.Н. Пономарева, Н.М. Чернова «Основы экологии. Сборник задач, упражнений и практических работ», М., «Дрофа», 2002г.
5)Н.  Грин, У. Стаут, Д.Тейлор «Биология»; в 3-х томах, « Мир», 1990г.

 Элементы информационной компетентности: учащиеся должны уметь извлекать необходимую информацию на основе сопоставительного анализа рисунков и объектов; пользоваться дисками, имеющимися в лицее; составлять презентации по темам (объемом до 15 печатных листов, презентации с использованием  компьютерной поддержки).

Для информационно-компьютерной поддержки учебного процесса предполагается использование следующих программно-педагогических средств, реализуемых с помощью компьютера: «1С репетитор. Биология Варианты ЕГЭ»; «Тренажер по биологии»; Большой биологический энциклопедический словарь»; «Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия»2005; Слайд - лекции по теме «Сохранение разнообразия биогоценозов».

 

Требования к уровню подготовки учащихся 11 «Б» класса  продвинутого уровня  с элементами углубления
должны знать: ­­­­­­­­­­­­
-что изучает экология и как происходило ее становление;
-о соответствии м-д организмами и средой их обитания;
-о значении факторов среды;
-об энергетическом бюджете и тепловом балансе различных организмов;
- о популяции и ее основных свойствах;
- о различных типах взаимодействия организмов;
-об особенностях конкурентных отношений и факторах, и факторах определяющих исход борьбы;
-о составе и основных свойствах экосистем;
-о закономерностях продуцирования биологического вещества в биогеоценозах;
-о направлениях и темпах изменений природных экосистем;
-об основах рационального управления природными ресурсами;
-о современном состоянии природной среды;
-об основных источниках загрязнения биосферы;
-о путях охраны окружающей среды;
-о влиянии загрязнений биосферы на протекающие в ней процессы и здоровье человека.
Должны уметь:
-решать простейшие экологические задачи;
-применять экологические знания для анализа различных видов хозяйственной деятельности;

  • владеть компетенциями (обозначенными следующими условными знаками):
  • Коммуникативной *
  • Рефлексивной -
  • Личностного саморазвития  ^
  • Ценностно-ориентационной ·
  • Смыслопоисковой ¦
  • Профессионально-трудового выбора>                

-способны решать следующие жизненно-практические задачи:
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
 -определять источники загрязнения окружающей среды;
-характеризовать экологическую обстановку в своей местности;
-составлять экологические паспорта помещений;
-осуществлять природоохранительные мероприятия.