Тематическое планирование курса биологии для 11 класса (базовый уровень)

Календарно-тематический план ориентирован на использование учебника В.Б.Захарова, С.Г.Мамонтова, В.И.Сонина «Общая биология. 10-11 классы»
Автор: Гаджиева Е.М.

Пояснительная записка (2)

Согласно действующему в лицее учебному плану и с учетом направленности классов, календарно-тематический план предусматривает следующие варианты организации процесса обучения:
•        в 11 «Б» классе естественнонаучной  направленности предполагается обучение в объеме 68 часов;
В соответствии с этим реализуется:
базовая программа автора В.Б.Захарова  первый вариант   « Общая биология10-11классы»
На основании примерных программ Минобрнауки РФ, содержащих требования к минимальному объему содержания образования по биологии с учетом направленности в 11 «Б» классе реализуется программа  базисного уровня с элементами продвинутого.
.С учетом уровневой специфики классов выстроена система учебных занятий, спроектированы цели, задачи, ожидаемые результаты обучения, что представлено в схематической форме ниже.
Основой целеполагания является  обновление требований к уровню подготовки выпускников в системе гуманитарногообразования, отражающее важнейшую особенность педагогической концепции государ­ственного стандарта — переход от суммы «предметных результа­тов» (то есть образовательных результатов, достигаемых в рамках отдельных учебных предметов) к межпредметным и интегративным результатам. Такие результаты предс­тавляют собой обобщенные способы деятельности, которые отражают спе­цифику не отдельных предметов, а ступеней общего образования. В государственном стандарте они зафиксированы как общие учебные умения, навыки и способы человеческой  деятель­ности, что предполагает повышенное внимание  к развитию межпредметных связей курса  биологии.

Специфика целей и содержания изучения биологии на профильном уровне существен­но повышает требования к рефлексивной деятельности учащихся: к объективному оцениванию своих учебных достижений, поведения, черт своей личности, способности и го­товности учитывать мнения других людей при определении собственной позиции и са­мооценке, понимать ценность образования как средства развития культуры личности.
Стандарт ориентирован на воспитание школьника — гражданина и патриота России, развитие духовно-нравственного мира школь­ника, его национального самосознания. Эти положения нашли отражение в содержании уроков. В процессе обучения должно быть сформировано умение формулировать свои мировоззренческие взглядыи на этой основе - воспитание гражданственности и патриотизма.
Календарно-тематический     план     предусматривает     разные     варианты     дидактико-технологического обеспечения учебного процесса. В частности:
В 11 «Б» классе дидактико-технологическое оснащение включает:
 1.В.З. Резникова, А,Н,Мягкова, Г,С,Калинова «Тестовый контроль знаний учащихся по биологии», М,, «Просвещение», 1997 г;
 2.Т.А.Дмитриева, С,В,Суматохин, С,И,Гуленков «Дидактические материалы по биологии», М., «Дрофа», 2002г;
 3.Г.М.Муртазин Задачи и упражнения по общей биологии», М., «Просвещение», 1981г.;
 4.Н, Грин, У. Стаут, Д, Тейлор «Биология»; в 3-х томах, « Мир», 1990г.
 5. 5. Л.Богданова, Е. А. Солодова «Биология; Справочное пособие для старшеклассников и поступающих в вузы» 2003;
 6. М.А.Кривошеева, М. В. Кислицкая, «Тесты по биологии»

 

Для информационно-компьютерной поддержки учебного процесса предполагается использование следующих программно-педагогических средств, реализуемых с помощью компьютера: «1 С репетитор. Биология Варианты ЕГЭ»; «Тренажер по биологии»; Большой биологический энциклопедический словарь»; «Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия»2005 ; СД Клетка; Слайд- лекции по теме «Сохранение разнообразия биогоценозов».

Требования к уровню подготовки учащихся 11 «Б» класса (базовый уровень с элементами продвинутого по уровню владения информацией)
должны знать: ­­­­­­­­­­­­
-основные положения биологических теорий (клеточная, эволюционная теория Ч. Дарвина; учение В. И. Вернадского о биосфере; сущность законов Г. Менделя, закономерностей изменчивости;
-строение биологических объектов: клетки; генов; хромосом; вида и экосистем; 
-сущность биологических процессов: размножение, оплодотворение, действие искусственного и естественного отбора, формирование приспособленности, образование видов, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах и биосфере;
-вклад выдающихся ученых  в развитие биологической науки;
-биологическую терминологию и символику;
должны уметь: ­­
-объяснять: роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкаголя, никотина, наркотических средств на развитие зародыша; влияние мутагенов на организм человека, экологических факторов на организмы, взаимосвязи организмов и окружающей среды; причины эволюции, изменяемости видов, нарушений развития организмов, наследственных заболеваний, мутаций, устойчивости и смены экосистем; необходимости сохранения многообразия видов;
-решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания);
- описывать особей вида по морфологическому критерию;
- выявлять приспособления организмов к среде обитания,  источники мутагенов в окружающей среде, антропогенные изменения в экосистемах своей местности;
-сравнивать: биологические объекты (химический состав тел живой и неживой природы, зародыши человека и других млекопитающих, природные экосистемы и агроэкосистемы своей местности), процессы (естественный и искусственный отбор, половое и бесполое размножение) и делать выводы на основе сравнения;
-анализировать и оценивать различные гипотезы сущности жизни, происхождение жизни и человека, глобальные экологические проблемы и пути их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде;
-изучать изменения в экосистемах на биологических моделях;
- находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных, ресурсах Интернет) и критически ее оценивать;

  • владеть компетенциями:
  • Коммуникативной *
  • Рефлексивной -
  • Личностного саморазвития ^
  • Ценностно-ориентационной ·
  • Смыслопоисковой ¦
  • Профессионально-трудового выбора>                 

способны решать следующие жизненно-практические задачи:
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
-для соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); правил поведения в природной среде;
-оказание первой помощи при простудных и других заболеваний, отравления пищевыми продуктами;
-оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологий (клонирование, искусственное оплодотворение).