Тематическое планирование курса биологии для 11 класса (базовый уровень)

Календарно-тематический план ориентирован на использование учебника В.Б.Захарова, С.Г.Мамонтова, В.И.Сонина «Общая биология. 10-11 классы»
Автор: Гаджиева Е.М.

Пояснительная записка

Настоящий календарно-тематический план разработан применительно к учебной программе автора В.Б.Захарова  первый вариант   « Общая биология10-11классы».
Календарно-тематический     план     ориентирован     на     использование учебника   В.Б.Захарова, С.Г.Мамонтова, В.И.Сонина «Общая биология. 10-11 классы», М., «Дрофа», 2001г.,
а также дополнительных пособий:
для учителя    
1. Т.Л.Богданова, Е. А. Солодова «Биология; Справочное пособие для старшеклассников и поступающих в вузы» 2003;
     2. Н Грин, У. Стаут., Д. Тейлор «Биология», М. «Мир» 1990г.
     3. С.И.Колесников «Биология: Учебное пособие для поступающих в вузы», 1003;
     4.  В.Н.Фросин, В. И. Сивоглазов, «Готовимся к ЕГЭ: Общая биология 2002;
     5. Биологический энциклопедический словарь.- М., 1989.
     6. Т.Л.Богданова, Е. А. Солодова «Справочник по биологии», М. «АСТ - Пресс школа», 2003г,
     7.  В.Б.Захаров «Общая биология 10-11 класс».
     8.   С.Г.Мамонтова, В.Б.Захарова, Т.А.Козловой «Основы биологии», М., «Просвещение», 1992г.;

для учащихся  

  1. Т.А.Дмитриева, С.В.Суматохин, С.И.Гуленков «Дидактические материалы по биологии» М., «Просвещение», 1982г
  2. Н.М.Киреева «задачи по биологии» Волгоград, Перемена, 1998г.
  3. Е.М.Иванова «Я познаю мир: Детская энциклопедия» 2000 г.
  4. Г. М. Муртазин «Задачи и упражнения по общей биологии» М., «Просвещение», 1981г.

Лицейское образование в современных условиях призвано обеспечить функциональную грамотность и социальную адаптацию обучающихсяна основе приобретения ими компетентностного опыта в сфере учения, познания, профессионально-трудового выбора, личностного развития, ценностных ориентаций и смыслотворчества. Это предопределяет направленность целей обучения на формирование компетентной личности, способной к жизнедеятельности и самоопределению в информационном обществе, ясно представляющей свои потенциальные возможности, ресурсы и способы реализации выбранного жизненного пути.
Главной целью лицейского образования является развитие ребенка как компетентной личности путем включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности: учеба, познания, коммуникация, профессионально-трудовой выбор, личностное саморазвитие, ценностные ориентации, поиск смыслов жизнедеятельности. С этих позиций обучение рассматривается как процесс овладения не только определенной суммой знаний и системой соответствующих умений и навыков, но и как процесс овладения компетенциями.
Это определило цель обучения биологии:
-освоение знаний о биологических системах; истории развития современных представлений о живой природе; выдающихся открытиях в биологической науке; роли биологической науки в формировании современной естественнонаучной картины мира; методах научного познания;
-овладение умениями обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий; проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений; находить и анализировать информацию о живых объектах;
-развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения выдающихся достижений в области биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, различных гипотез в ходе работы с различными источниками информации;
-воспитание убежденности в возможности познания живой природы, необходимости бережного отношения к природной среде, собственному здоровью; уважение к мнению оппонента при обсуждении биологических проблем;
-использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью; обоснование и соблюдение мер профилактики заболеваний, правил поведения в природе.
На основании требований  Государственного образовательного стандарта  2004 г. в содержании календарно-тематического планирования предполагается  реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный  подходы, которые определяют задачи обучения:

    • Приобретение знаний цитологической, экологической, практикоориентированной направленности;
    • Овладение способами деятельностей познавательной, информационно-коммуникативной, рефлексивной;
    • Освоение компетенций: ценностно-смысловой, учебно-познавательной, общекультурной, информационно-коммуникативной, социально-трудовой, компетенцией личностного самосовершенствования.