Тематическое планирование курса биологии для11 класса (базовый уровень)

Настоящая рабочая программа разработана применительно к учебной программе «Общая биология. 10-11 классы», автора И.Н. Пономаревой, 2006 год издания и ориентирована на использование учебника «Общая биология. 11 класс» И.Н. Пономаревой, О.А. Корниловой, Т.Е. Лощилиной
Автор: Старикова Н.И

Система уроков.

Тема 1: «Организменный уровень организации жизни.» (18 часов).
Цель: формирование знаний об организменном уровне организации жизни, об организме как биосистеме; углубить знания о закономерностях индивидуального развития организмов на примере позвоночных животных, об этапах зародышевого развития; понятие о взаимоотношениях организма и среды, о влиянии условий среды на реализацию генотипа; формирование умения использовать знания цитологических основ наследственности для решения задач по генетике; углубление и закрепление знания о целостности генотипа, о взаимодействии генов, хромосомной теории наследственности.
1. Организменный уровень организации жизни и его роль в природе. (Д.з. §1).
2. Организм как биосистема. (Д.з. §2).
3. Процессы жизнедеятельности одноклеточных и многоклеточных организмов. Д.з. §3-4.
4. Индивидуальное развитие организмов (онтогенез). (Д.з. §6).
5. Размножение организмов. (Д.з. §8).
6. Основные понятия генетики. (Д.з. §9).
7. Изменчивость признаков организма и её типы. (Д.з. §10).
8. Генетические закономерности, открытые Г. Менделем при моногибридном скрещивании. (Д.з. §11, с.43-46, решение задач).
9. Проявление генетических закономерностей при дигибридном скрещивании. (Д.з. §11, с.46-48, решение задач, ).
10. Взаимодействие аллельных генов. (Д.з. §12, решение задач).
11. Практикум по решению задач «Аллельное взаимодействие генов». (Д.з. Решение задач с объяснением).
12. Генетика пола и наследование, сцепленное с полом. (Д.з. §13, решение задач).
13. Практикум по решению задач «Наследование, сцепленное с полом». (Д.з. Решение задач с объяснением).
14. Наследственные болезни человека. Этические аспекты применения генных технологий. (Д.з. §14-15).
15. Факторы, определяющие здоровье человека. (Д.з. §17).
16. Организмы царства Вирусы. (Д.з. §20).
17. Вирусные заболевания и меры борьбы с ними. (Д.з. §21, повт. материал раздела «Организменный уровень организации жизни»).
18. Семинар по теме «Организменный уровень организации жизни».


align="left">

Дидактическая
модель обучения

Педагогические
 средства

Вид деятельности
 учащихся

1-3. Проблемное изложение.

Проблемная беседа. Обучение на высоком уровне трудности.

Индивидуальная работа; работа в малых группах -, ^, >, •.

4-5. Проблемное изложение. Частично репродуктивная.

Беседа, демонстрация, работа с книгой. Организация создания проектов.

Индивидуальная работа, работа парами -, ^, •, ¦, >, *.

6-14. Поисковая.

Организация совместной деятельности, организация создания проектов.

Работа в малых группах ¦, *, •, >, ^, -.

15. Объяснительно-иллюстративная; частично поисковая.

Беседа; работа с книгой; проблемные задания.

Индивидуальная работа, работа парами -, ^, •, *.

16-17. Проблемное изложение.

Проблемное изложение материала; прохождение материала быстрым темпом.

Индивидуальная работа; работа парами; создание проектов ^, •, >, *, -.

18. Репродуктивная.

Проведение семинара, тестирования.

Индивидуальная работа -, >.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учебно-познавательная компетенция.

Базисный уровень:
характеризовать организменный уровень организации живой природы; понятие о биосистеме; знать структурные элементы организменного уровня организации жизни; характеризовать особенности регуляции процессов жизнедеятельности организма; способы размножения организмов; оплодотворение и его значение. Знать и характеризовать периоды и этапы онтогенеза; основную генетическую терминологию и символику, методы генетики, особенности методов изучения генетики человека; законы наследственности; изменчивость, ее виды и причины; норму реакции; значение генотипа и условий среды в формировании фенотипа. Характеризовать значение мутаций в эволюции, генетики для селекции и здравоохранения; факторы, формирующие здоровье человека; одноклеточные и многоклеточные организмы.
Сравнивать свойства биосистем разных уровней; роль полового и бесполого размножения; наследственную и ненаследственную изменчивость.
Обосновывать значение уровней организации в природе; значение мутаций и естественного отбора для эволюции; роль законов генетики для селекции. (*К вышеперечисленному добавляется умение обосновывать вредное влияние алкоголя, наркотиков, никотина на здоровье человека; необходимость заботы о своем здоровье и здоровье своих близких).
Применять знания по биологии для доказательства уникальной ценности жизни, всего живого; сохранения своего здоровья. (*К вышеперечисленному добавляется умение применять знания для гуманного, этического поведения в природе).
Владеть умениями сравнения, доказательства; вычленять основные идеи в учебном материале; составлять тезисы текста, конспектировать текст, готовить рефераты, составлять схемы на основе работы с текстом учебника и дополнительной литературы по биологии.
Продвинутый уровень:
знать и характеризовать аллельное и неаллельное взаимодействие генов; уметь решать генетические задачи; характеризовать этические аспекты применения генных технологий.
Углубленный:
знать характеристику прогамного определения пола (до оплодотворения яйцеклетки сперматозоидом); сингамного (в момент оплодотворения); эпигамного (после оплодотворения).

Уровень освоения.
Репродуктивный: давать определение терминам; перечислять уровни организации жизни, свойства биосистем, способы приема пищи, способы питания, основные периоды и этапы онтогенеза, механизмы регуляции процессов жизнедеятельности организмов, способы размножения организмов, важнейшие свойства живых организмов, формы изменчивости, типы взаимодействия генов; факторы, определяющие здоровье человека.
Продуктивный: характеризовать организменный уровень организации живой природы; понятие о биосистеме; знать структурные элементы организменного уровня организации жизни; характеризовать особенности регуляции процессов жизнедеятельности организма; способы размножения организмов; оплодотворение и его значение. Знать и характеризовать периоды и этапы онтогенеза; основную генетическую терминологию и символику, методы генетики, особенности методов изучения генетики человека; законы наследственности; изменчивость, ее виды и причины; норму реакции; значение генотипа и условий среды в формировании фенотипа. Характеризовать значение мутаций в эволюции, генетики для селекции и здравоохранения; факторы, формирующие здоровье человека; одноклеточные и многоклеточные организмы. Сравниватьсвойства биосистем разных уровней; роль полового и бесполого размножения; наследственную и ненаследственную изменчивость. Обосновыватьзначение уровней организации в природе; значение мутаций и естественного отбора для эволюции; роль законов генетики для селекции. Уметь доказать уникальную ценность жизни, всего живого; сохранения своего здоровья. Уметь проводить сравнения, доказательства; вычленять основные идеи в учебном материале; составлять тезисы текста, конспектировать текст, готовить рефераты, составлять схемы на основе работы с текстом учебника и дополнительной литературы по биологии. Давать характеристику прогамного определения пола (до оплодотворения яйцеклетки сперматозоидом); сингамного (в момент оплодотворения); эпигамного (после оплодотворения).
Творческий: прогнозировать последствия игнорирования биологических законов и закономерностей в различных сферах деятельности человека; факторов, определяющих здоровье человека.

Информационная компетенция.
Осуществляют поиск информации; извлекают необходимую информацию из источников, созданных в различных знаковых системах; переводят информацию из одной знаковой системы в другую; используют различные источники информации (в том числе и Интернет-ресурсы); систематизируют и анализируют полученные сведения. Создают на основе собранной информации проекты и презентации.

Оборудование.
Портреты ученых биологов; таблицы; рисунки на страницах учебника; динамические модели; живые экземпляры растений; гербарный материал; коллекции насекомых; влажные препараты; чучела животных.

Информационно-методическое обеспечение
Сивоглазов В.И., Сухова Т.С., Козлова Т.А. «Происхождение жизни. Учение о клетке. Размножение и развитие организмов: Пособие для учителя», М., Айрис-пресс, 2004г.; Н.М. Киреева «Задачи по биологии», Волгоград, «Перемена», 1998г.