Пояснительная записка (4)
Тематический план.
№ п/п |
Наименование |
Количество |
I |
Организменный уровень организации жизни. |
18 часов |
1 |
Организменный уровень организации жизни и его роль в природе. |
1 час |
2 |
Организм как биосистема. |
1 час |
3 |
Процессы жизнедеятельности одноклеточных и многоклеточных организмов. |
1 час |
4 |
Индивидуальное развитие организмов (онтогенез). |
1 час |
5 |
Размножение организмов. |
1 час |
6 |
Основные понятия генетики. |
1 час |
7 |
Изменчивость признаков организма и её типы. |
1 час |
8 |
Генетические закономерности, открытые Г. Менделем при моногибридном скрещивании. |
1 час |
9 |
Проявление генетических закономерностей при дигибридном скрещивании. |
1 час |
10 |
Взаимодействие аллельных генов. |
1 час |
11 |
Практикум по решению задач «Аллельное взаимодействие генов». |
1 час |
12 |
Генетика пола и наследование, сцепленное с полом. |
1 час |
13 |
Практикум по решению задач «Наследование, сцепленное с полом». |
1 час |
14 |
Наследственные болезни человека. Этические аспекты применения генных технологий. |
1 час |
15 |
Факторы, определяющие здоровье человека. |
1 час |
16 |
Организмы царства Вирусы. |
1 час |
17 |
Вирусные заболевания и меры борьбы с ними. |
1 час |
18 |
Семинар по теме «Организменный уровень организации жизни». |
1 час |
II |
Клеточный уровень организации жизни. |
8 часов |
1 |
Клеточный уровень организации жизни и его роль в природе. |
1 час |
2 |
Клетка – этап эволюции живого в истории Земли. |
1 час |
3 |
Многообразие клеток и тканей (лабораторная работа). |
1 час |
4 |
Органоиды клетки, их строение и функции. |
1 час |
5 |
Непрямое деление клетки – митоз. Редукционное деление клетки. |
1 час |
6 |
Хромосомы, их структура и функции. |
1 час |
7 |
Достижения медицинской генетики. |
1 час |
8 |
История развития науки о клетке. |
1 час |
III |
Молекулярный уровень проявления жизни. |
8 часов |
1 |
Молекулярный уровень жизни и его особенности. |
1 час |
2 |
Углеводы, липиды и белки клетки, их строение и значение. |
1 час |
3 |
Нуклеиновые кислоты, их строение и функции в клетке. |
1 час |
4 |
Биосинтез углеводов в клетке – фотосинтез. |
1 час |
5 |
Процесс биосинтеза белков в клетке. |
1 час |
6 |
Процессы расщепления молекул в клетке. |
1 час |
7 |
Химическое загрязнение окружающей среды как глобальная экологическая проблема. |
1 час |
8 |
Урок обобщения «Структурные уровни организации живой природы». |
1 час |
|
Итого: |
34 часа |
Система оценивания учебно-познавательных умений.
1 балл – отказ из-за неготовности к уроку.
2 балла – дает короткие односложные ответы наугад (угадал - не угадал).
3 балла – перечисляет термины, структурные элементы, процессы. Сведения бессистемны, отрывочны. На наводящие вопросы дает односложные ответы, механически воспроизводящие отдельные сведения (механическое заучивание и воспроизведение материала). Допускает грубые ошибки, самостоятельно их не замечает и не может исправить без помощи учителя.
4 балла – частично воспроизводит изученный материал на основе зрительной опоры (схемы, таблицы); допускает грубые ошибки, замечает и исправляет их только с помощью учителя; затрудняется приводить примеры.
5 баллов – узнает и перечисляет с помощью опоры элементы, процессы, результаты; наугад перечисляет некоторые изучаемые биологические закономерности изучаемых уровней организации жизни. Приводит примеры из учебника или из объяснения учителя. Допущенные ошибки замечает, исправляет при помощи учителя. С помощью учителя выполняет задание по образцу.
6 баллов – называет значимые элементы, свойства живых организмов, изучаемого уровня с помощью дидактической опоры. Приводит примеры из учебника и частично свои. Допускает ошибки, самостоятельно их замечает, но исправляет с помощью учителя. Решает простейшие типовые задачи с помощью учителя. При ответе допускается пользование учебником, но при этом учащийся приводит свои примеры.
7 баллов – различает изучаемые компоненты различных уровней; при описании биосистемы не может перечислить все характеристики. Дает определение терминам; учебный материал воспроизводит уверенно (частично с опорой), может приводить свои примеры. С помощью учителя замечает допущенные ошибки, исправляет их самостоятельно. На основе ранее усвоенных алгоритмов решает типовые задачи с помощью учителя (моно-, дигибридное скрещивание).
8 баллов – воспроизводит материал на основе плана (алгоритма), дает определение терминам, перечисляет изучаемые элементы и дает им характеристику. Приводит свои примеры; замечает допущенные ошибки с помощью учителя, исправляет их самостоятельно. С минимальной помощью учителя решает более сложные задачи.
9 баллов – изученный материал воспроизводит достаточно полно (по алгоритму). Описывает строение и процессы без дидактической опоры; дает определение и разъяснение терминам и понятиям. Приводит свои примеры по каждому уровню организации живой материи; различает элементы систем, сопоставляет особенности их строения и функции (применяет знания в типовых ситуациях). Допускает 2-3 ошибки, самостоятельно их замечает и исправляет.
10 баллов – учебный материал воспроизводит безошибочно, выделяя главное (анализирует последовательно характеристики любой биосистемы; процессов наследственности и изменчивости, жизнедеятельности живых организмов; проводит сравнение). Показывает взаимосвязь строения и функции (например, объясняя реактивность аминокислот). Допускает незначительные ошибки, самостоятельно их находит и исправляет, объясняя свои действия. Приводит собственные примеры.
11 баллов – осознанно и логично излагает изученный материал; дает сравнительную характеристику строения и функций (например, сравнение прокариот и эукариот; различных органических молекул и др.). Фиксирует результаты наблюдений и экспериментов; соотносит результаты деятельности с поставленной целью; корректирует действия. Самостоятельно находит и исправляет ошибки, анализируя причины ошибок. Находит информацию по изучаемым темам в различных источниках, высказывает суждения по рассматриваемой проблеме с частичной аргументацией. Использует комбинацию 2-3 алгоритмов при решении простейших комбинированных задач (аутосомное наследование и наследование, сцепленное с полом). Приводит свои примеры.
12 баллов – безошибочно излагает учебный материал, приводит свои примеры, в том числе межпредметного характера (перенос знаний из новых областей). Решает комбинированные задачи. Не допускает ошибок.
13 баллов – при ответе выстраивает доказательную аргументацию формулируемых выводов. Проводит безошибочное сравнение и анализ элементов, процессов и др. Приводит примеры межпредметного и межнаучного характера. Не допускает ошибок, может подготовить и защитить учебно-исследовательский проект.
14 баллов – излагает изучаемый материал безошибочно. Ответ строит на основе сложных мыслительных операций (обобщение; сравнение; установление причинно-следственной обусловленности изучаемых объектов, явлений, процессов; анализ; синтез; классификация; систематизация). Не допускает ошибок. Участвует в учебно-исследовательских проектах.
15 баллов – принимает активное участие в олимпиадах, различного рода конкурсах, в подготовке учебно-исследовательских проектов, положительно оцененных учителем. Является экспертом.