Тематическое планирование курса биологии для11 класса (базовый уровень)

Настоящая рабочая программа разработана применительно к учебной программе «Общая биология. 10-11 классы», автора И.Н. Пономаревой, 2006 год издания и ориентирована на использование учебника «Общая биология. 11 класс» И.Н. Пономаревой, О.А. Корниловой, Т.Е. Лощилиной
Автор: Старикова Н.И

Пояснительная записка (4)

Тематический план.

№ п/п

Наименование
 темы

Количество
часов

I

Организменный уровень организации жизни.

18 часов

1

Организменный уровень организации жизни и его роль в природе.

1 час

2

Организм как биосистема.

1 час

3

Процессы жизнедеятельности одноклеточных и многоклеточных организмов.

1 час

4

Индивидуальное развитие организмов (онтогенез).

1 час

5

Размножение организмов.

1 час

6

Основные понятия генетики.

1 час

7

Изменчивость признаков организма и её типы.

1 час

8

Генетические закономерности, открытые Г. Менделем при моногибридном скрещивании.

1 час

9

Проявление генетических закономерностей при дигибридном скрещивании.

1 час

10

Взаимодействие аллельных генов.

1 час

11

Практикум по решению задач «Аллельное взаимодействие генов».

1 час

12

Генетика пола и наследование, сцепленное с полом.

1 час

13

Практикум по решению задач «Наследование, сцепленное с полом».

1 час

14

Наследственные болезни человека. Этические аспекты применения генных технологий.

1 час

15

Факторы, определяющие здоровье человека.

1 час

16

Организмы царства Вирусы.

1 час

17

Вирусные заболевания и меры борьбы с ними.

1 час

18

Семинар по теме «Организменный уровень организации жизни».

1 час

II

Клеточный уровень организации жизни.

8 часов

1

Клеточный уровень организации жизни и его роль в природе.

1 час

2

Клетка – этап эволюции живого в истории Земли.

1 час

3

Многообразие клеток и тканей (лабораторная работа).

1 час

4

Органоиды клетки, их строение и функции.

1 час

5

Непрямое деление клетки – митоз. Редукционное деление клетки.

1 час

6

Хромосомы, их структура и функции.

1 час

7

Достижения медицинской генетики.

1 час

8

История развития науки о клетке.

1 час

III

Молекулярный уровень проявления жизни.

8 часов

1

Молекулярный уровень жизни и его особенности.

1 час

2

Углеводы, липиды и белки клетки, их строение и значение.

1 час

3

Нуклеиновые кислоты, их строение и функции в клетке.

1 час

4

Биосинтез углеводов в клетке – фотосинтез.

1 час

5

Процесс биосинтеза белков в клетке.

1 час

6

Процессы расщепления молекул в клетке.

1 час

7

Химическое загрязнение окружающей среды как глобальная экологическая проблема.

1 час

8

Урок обобщения «Структурные уровни организации живой природы».

1 час

 

Итого:

34 часа

Система оценивания учебно-познавательных умений.

1 балл – отказ из-за неготовности к уроку.
2 балла – дает короткие односложные ответы наугад (угадал - не угадал).
3 балла – перечисляет термины, структурные элементы, процессы. Сведения бессистемны, отрывочны. На наводящие вопросы дает односложные ответы, механически воспроизводящие отдельные сведения (механическое заучивание и воспроизведение материала). Допускает грубые ошибки, самостоятельно их не замечает и не может исправить без помощи учителя.
4 балла – частично воспроизводит изученный материал на основе зрительной опоры (схемы, таблицы); допускает грубые ошибки, замечает и исправляет их только с помощью учителя; затрудняется приводить примеры.
5 баллов – узнает и перечисляет с помощью опоры элементы, процессы, результаты; наугад перечисляет некоторые изучаемые биологические закономерности изучаемых уровней организации жизни. Приводит примеры из учебника или из объяснения учителя. Допущенные ошибки замечает, исправляет при помощи учителя. С помощью учителя выполняет задание по образцу.
6 баллов – называет значимые элементы, свойства живых организмов, изучаемого уровня с помощью дидактической опоры. Приводит примеры из учебника и частично свои. Допускает ошибки, самостоятельно их замечает, но исправляет с помощью учителя. Решает простейшие типовые задачи с помощью учителя. При ответе допускается пользование учебником, но при этом учащийся приводит свои примеры.
7 баллов – различает изучаемые компоненты различных уровней; при описании биосистемы не может перечислить все характеристики. Дает определение терминам; учебный материал воспроизводит уверенно (частично с опорой), может приводить свои примеры. С помощью учителя замечает допущенные ошибки, исправляет их самостоятельно. На основе ранее усвоенных алгоритмов решает типовые задачи с помощью учителя (моно-, дигибридное скрещивание).
8 баллов – воспроизводит материал на основе плана (алгоритма), дает определение терминам, перечисляет изучаемые элементы и дает им характеристику. Приводит свои примеры; замечает допущенные ошибки с помощью учителя, исправляет их самостоятельно. С минимальной помощью учителя решает более сложные задачи.
9 баллов – изученный материал воспроизводит достаточно полно (по алгоритму). Описывает строение и процессы без дидактической опоры; дает определение и разъяснение терминам и понятиям. Приводит свои примеры по каждому уровню организации живой материи; различает элементы систем, сопоставляет особенности их строения и функции (применяет знания в типовых ситуациях). Допускает 2-3 ошибки, самостоятельно их замечает и исправляет.
10 баллов – учебный материал воспроизводит безошибочно, выделяя главное (анализирует последовательно характеристики любой биосистемы; процессов наследственности и изменчивости, жизнедеятельности живых организмов; проводит сравнение). Показывает взаимосвязь строения и функции (например, объясняя реактивность аминокислот). Допускает незначительные ошибки, самостоятельно их находит и исправляет, объясняя свои действия. Приводит собственные примеры.
11 баллов – осознанно и логично излагает изученный материал; дает сравнительную характеристику строения и функций (например, сравнение прокариот и эукариот; различных органических молекул и др.). Фиксирует результаты наблюдений и экспериментов; соотносит результаты деятельности с поставленной целью; корректирует действия. Самостоятельно находит и исправляет ошибки, анализируя причины ошибок. Находит информацию по изучаемым темам в различных источниках, высказывает суждения по рассматриваемой проблеме с частичной аргументацией. Использует комбинацию 2-3 алгоритмов при решении простейших комбинированных задач (аутосомное наследование и наследование, сцепленное с полом). Приводит свои примеры.
12 баллов – безошибочно излагает учебный материал, приводит свои примеры, в том числе межпредметного характера (перенос знаний из новых областей). Решает комбинированные задачи. Не допускает ошибок.
13 баллов – при ответе выстраивает доказательную аргументацию формулируемых выводов. Проводит безошибочное сравнение и анализ элементов, процессов и др. Приводит примеры межпредметного и межнаучного характера. Не допускает ошибок, может подготовить и защитить учебно-исследовательский проект.
14 баллов – излагает изучаемый материал безошибочно. Ответ строит на основе сложных мыслительных операций (обобщение; сравнение; установление причинно-следственной обусловленности изучаемых объектов, явлений, процессов; анализ; синтез; классификация; систематизация). Не допускает ошибок. Участвует в учебно-исследовательских проектах.
15 баллов – принимает активное участие в олимпиадах, различного рода конкурсах, в подготовке учебно-исследовательских проектов, положительно оцененных учителем. Является экспертом.