Тематическое планирование курса биологии для 10 класса (профильный уровень)

Календарно-тематический план ориентирован на использование учебникаВ.Б.Захарова, С.Г.Мамонтова, В.И.Сонина «Общая биология. 10-11 классы»
Автор: Гаджиева Е.М.

Пояснительная записка (4)

Требования к уровню подготовки учащихся 10 «В» класса профильный уровень
должны знать:
-основные положения биологических теорий (клеточная теория; хромосомная теория наследственности;); учений (о путях и направлениях эволюции; Н.И.Вавилова о центрах многообразия и происхождении культурных растений; В.И.Вернадского о биосфере); сущность законов (Г.Менделя; сцепленного наследования Т.Моргана; гомологических рядов в наследственной изменчивости; зародышевого сходства; биогенетического); закономерностей (изменчивости; сцепленного наследования; наследования сцепленного с полом; взаимодействие генов и их цитологических основ); правил (доминирования Г. Менделя; экологической пирамиды); гипотез (чистоты гамет);
-строение биологических объектов: клетки (хим. состав и строение); генов, хромосом, женских и мужских гамет, клеток прокариот и эукариот; вирусов; одноклеточных и многоклеточных организмов
-сущность биологических процессов и явлений; обмен веществ и превращение энергии в клетке, фотосинтез, пластический и энергетический обмен, брожение, хемосинтез, митоз, мейоз, развитие гамет у цветковых растений и позвоночных животных, индивидуальное развитие организма (онтогенез) взаимодействие генов, получение гетерозиса, полиплоидов, отдаленных гибридов;
 -биологическую терминологию и символику;
должны уметь:
-объяснять: роль биологических теорий, идей, принципов, гипотез в формирование современной естественнонаучной картины мира, научного мировоззрения; единство живой и неживой природы, родство живых организмов, используя биологические теории, законы и правила; отрицательное влияние алкаголя, никотина, наркотических средств на развитие зародыша; влияние мутагенов на организм человека, экологических факторов на организм человека, взаимосвязи организмов и окружающей среды; причины эволюции видов, человека, биосферы, единства человеческих рас, наследственных и ненаследственных заболеваний, генных и хромосомных мутаций,
-устанавливать взаимосвязи строения и функций молекул в клетке, органоидов клетки; пластического и энергетического обмена; световых и темновых реакций фотосинтеза;
-решать биологические задачи разной сложности;
- составлять схемы скрещивания и схемы переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания);
- описывать клетки растений и животных (под микроскопом);
-сравнивать: биологические объекты (клетки растений, животных, грибов и бактерий), процессы и явления (обмен веществ у растений и животных; пластический и энергетический обмен; фотосинтез и хемосинтез; митоз и мейоз; бесполое и половое размножение; оплодотворение у цветковых растений  и позвоночных животных; внешнее и внутреннее оплодотворение) и делать выводы на основе сравнения;
-анализировать и оценивать различные гипотезы сущности жизни, происхождение жизни;
- осуществлять самостоятельный поиск биологической информации в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных, ресурсах Интернет) и применять в собственных исследованиях;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
-для грамотного оформления результатов биологического исследования;
-обоснования и соблюдения правил поведения в окружающей среде, мер профилактики распространения вирусов (в том числе ВИЧ инфекции) и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания);
-оказание первой помощи при простудных и других заболеваниях, отравлении пищевыми продуктами;
-определение собственной позиции по отношению к экологическим проблемам, поведению в природной среде;
-оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворении).

  •     владеть компетенциями:
  • Коммуникативной *
  • Рефлексивной -
  • Личностного саморазвития  ^
  • Ценностно-ориентационной ·

           Смыслопоисковой ¦                             
          использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
-для грамотного оформления результатов биологического исследования;
-обоснования и соблюдения правил поведения в окружающей среде, мер профилактики распространения вирусов (в том числе ВИЧ инфекции) и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания);
-оказание первой помощи при простудных и других заболеваниях, отравлении пищевыми продуктами;
-определение собственной позиции по отношению к экологическим проблемам, поведению в природной среде;
-оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворении).