Тематическое планирование курса биологии для 10 класса (профильный уровень)

Календарно-тематический план ориентирован на использование учебникаВ.Б.Захарова, С.Г.Мамонтова, В.И.Сонина «Общая биология. 10-11 классы»
Автор: Гаджиева Е.М.

Пояснительная записка

Настоящий календарно-тематический план разработан применительно к учебной программе среднего (полного) общего образования по биологии (профильный уровень)  автора В.Б.Захарова  второй  вариант   « Общая биология10-11классы».
Календарно-тематический     план     ориентирован     на     использование учебникаВ.Б.Захарова, С.Г.Мамонтова, В.И.Сонина «Общая биология. 10-11 классы», М., «Дрофа», 2001г.,
а также дополнительных пособий:
для учителя  

1. С.Г.Мамонтова, В.Б.Захарова, Т.А.Козловой «Основы биологии», М., «Просвещение», 1992г.;
     2. Н Грин. У. Стаут., Д. Тейлор «Биология», М. «Мир» 1990г.
     3. Т.Л.Богданова, Е. А. Солодова «Справочник по биологии», М. «АСТ - Пресс школа», 2003г, для учащихся  
1.Т.А.Дмитриева, С. В. Суматохин, С. И. Гуленков «Дидактические материалы по биологии» М.,      «Просвещение», 1982г
2.Н.М.Киреева «задачи по биологии» Волгоград, Перемена, 1998г.
3.Г.М.Муртазин «Задачи и упражнения по общей биологии» М., «Просвещение», 1981г.
     4. «Биология. Пособие-репетитор для поступающих в вузы» И.Ю. Павлов, Д.В. Вахненко, Д.В. Москвичев, 2005 год;
     5.«Готовимся к ЕГЭ: Общая биология» В.Н. Фросин, В.И. Сивоглазов, 2002 год;

для учащихся  

  1. Т.А.Дмитриева, С.В.Суматохин, С. И. Гуленков «Дидактические материалы по биологии» М., «Просвещение», 1982г
  2. Н.М.Киреева «задачи по биологии» Волгоград, Перемена, 1998г.
  3. Г.М. Муртазин «Задачи и упражнения по общей биологии» М., «Просвещение», 1981г.

4. «Я познаю мир: Детская энциклопедия» под редакцией Е.М. Ивановой, 2000 год;
5. «Энциклопедия для детей. Биология» под редакцией М.Д. Аксеновой, 2000 год;

Лицейское образование в современных условиях призвано обеспечить функциональную грамотность и социальную адаптацию обучающихсяна основе приобретения ими компетентностного опыта в сфере учения, познания, профессионально-трудового выбора, личностного развития, ценностных ориентаций и смыслотворчества. Это предопределяет направленность целей обучения на формирование компетентной личности, способной к жизнедеятельности и самоопределению в информационном обществе, ясно представляющей свои потенциальные возможности, ресурсы и способы реализации выбранного жизненного пути.
Главной целью лицейского образования является развитие ребенка как компетентной личности путем включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности: учеба, познания, коммуникация, профессионально-трудовой выбор, личностное саморазвитие, ценностные ориентации, поиск смыслов жизнедеятельности. С этих позиций обучение рассматривается как процесс овладения не только определенной суммой знаний и системой соответствующих умений и навыков, но и как процесс овладения компетенциями.
Это определило цель обучения биологии:
-освоение знаний об основных биологических теориях, идеях и принципах, являющимися составной частью современной естественнонаучной картины мира; о методах биологических наук (цитологии, генетики, селекции, биотехнологии, экологии); строении, многообразии и особенностях биосистем (клетка, организм, популяция, вид, биогеоценоз, биосфера); выдающихся биологических открытиях и современных исследованиях в биологической науке;
-овладение умениями характеризовать современные научные открытия в области биологии; устанавливать связь между развитием  биологии и социально-этическими, экологическими проблемами  человечества; самостоятельно проводить биологические исследования (наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование) и грамотно оформлять полученные результаты; анализировать и использовать биологическую информацию; пользоваться биологической терминологией и символикой;
-развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения проблем современной биологической науки; проведение экспериментальных исследований, решение биологических задач, моделирование биологических объектов, процессов;
-воспитание убежденности в возможности познания закономерностей живой природы, необходимости бережного отношения к ней, соблюдение этических норм при проведении биологических исследований;
-использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, собственному здоровью; выработке навыков экологической культуры; обоснование и соблюдение мер профилактики заболеваний и ВИЧ- инфекций.
На основании требований  Государственного образовательного стандарта  2004 г. в содержании календарно-тематического планирования предполагается  реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный  подходы, которые определяют задачи обучения:

    • Приобретение знаний: об основных положениях биологических теорий, учений, сущности законов, закономерностей, правил, гипотез; о строении биологических объектов; сущности биологических процессов и явлений; современной  биологической  терминологии и символики.
    • Овладение способами деятельностей: сравнение объектов, анализ, оценка, решение задач, самостоятельный поиск информации