Пояснительная записка
Настоящий календарно-тематический план разработан применительно к учебной программе «Окружающий мир», авторы Н. Я. Дмитриева, А. Н. Казаков. Календарно-тематический план ориентирован на использование учебника «Мы и окружающий мир » 4 класс в двух частях ( Н. Я. Дмитриева, А Н. Казаков),издательство «Учебная литература» 2004 г., а также дополнительных пособий: для учителя «Методические пояснения к курсу «Мы и окружающий
мир »3- 4классы Н. Я. Дмитриева, А. Н. Казаков 2002 г., для учащихся - «Рабочая тетрадь ».
Главной целью лицейского образования является развитие ребенка как компетентной личности путем включения его в различные виды деятельности.
С этих позиций обучение рассматривается как процесс овладения не только определенной суммой знаний и системой соответствующих умений и навыков, но и как процесс овладения компетенциями. Это определило цели обучения окружающему миру:
развитие умений наблюдать, анализировать, обобщать, характеризовать объекты окружающего мира, рассуждать, решать творческие задачи;
освоениезнаний об окружающем мире, единстве и различиях социального; о человеке и его месте в природе и в обществе;
воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру; экологической и духовно-нравственной культуры, патриотических чувств; формирование потребности участвовать в творческой деятельности в природе и обществе, сохранять и укреплять здоровье.
На основании требований Государственного образовательного стандарта 2004 г. в содержании календарно-тематического планирования предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют задачи обучения.
Календарно - тематическое планирование обеспечивает взаимосвязанное развитие и совершенствование ключевых, общепредметных и предметных компетенций.
Настоящий календарно-тематический план учитывает систему обучения класса, в котором будет осуществляться учебный процесс, направленный на общееразвитие учащихся.
В соответствии с этим реализуется:
- типовая программа «Окружающий мир» Н. Я. Дмитриева 2004 г.в объеме 70 часов.
На основании примерных программ Минобрнауки РФ, содержащих требования к минимальному объему содержания образования по окружающему миру и с учетом системы обучения класса реализуется программа базисного уровня.
С учетом системы и модели обучения класса выстроена система учебных занятий (уроков), что представлено в схематической форме ниже.
При развивающемобучении стимулируются активные формы познания: наблюдение, опыты, обсуждение разных мнений, предположений, учебный диалог и пр.
Для информационно-компьютерной поддержки учебного процесса предполагается использование следующих программно-педагогических средств, реализуемых с помощью компьютера: CD «Энциклопедия Кирилла и Мефодия», CD «Детский энциклопедический словарь», компьютерная игра «Кузя и дикая река», видеофильм «Береги природу» , Интернет сайты:
- www solnet. ru
- www festival. ru
- www kulichiki. Ru
Требования к уровню подготовки учащихся к концу 4 года обучения.
Знать:
некоторые правила предупреждения травм;
нормы здорового образа жизни;
государственную символику,
даты важнейших событий в истории Отечества и государственные праздники;
народы, населяющие Россию (не менее 3);
название Основного закона страны;
имена выдающихся исторических, научных, культурных деятелей России;
достопримечательности родного края.
Уметь:
находить на физической карте местонахождение изучаемого объекта;
различать полезные ископаемые ( не менее 3);
иметь навыки самообслуживания, соблюдать правила безопасности в быту;
соблюдать правила предупреждения простудных инфекционных заболеваний;
оказывать простейшую доврачебную помощь при порезах, ушибах, солнечном ударе, обморожении, простуде;
узнавать наиболее распространенные лекарственные растения родного края;
соблюдать правила охраны природы;
ориентироваться в социальной среде, пользоваться общепринятыми правилами общения;
кратко характеризовать некоторые различия между людьми и свои индивидуальные особенности, ценить положительные поступки окружающих;
определять последовательность основных исторических событий в России;
соотносить год с веком;
называть выдающиеся памятники истории и культуры России (Кремль, памятники А.С. Пушкину, Петру 1).
Владеть компетенциями: коммуникативной, рефлексивной, ценностно-ориентированной, смыслопоисковой и компетенцией личностного саморазвития.
Способны решать следующие жизненно-практические задачи:
обогащение жизненного опыта, решение практических задач с помощью
наблюдения, измерения, сравнения;
ориентирование на местности с помощью компаса;
определение температуры воздуха, воды, тела человека с помощью термометра;
установление связи между сезонными изменениями в живой и неживой природе;
выполнение изученных правил охраны и укрепления здоровья, безопасного поведения;
оценить воздействия человека на природу, выполнение правил поведения в природе и участие в ее охране;
удовлетворение познавательных интересов, поиска дополнительной информации о родном крае, родной стране, нашей планете.