Тематическое планирование курса окружающий мир для 4 класса

Календарно-тематический план ориентирован на использование учебника «Мы и окружающий мир » 4 класс в двух частях авторы Н. Я. Дмитриева, А Н. Казаков
Автор: Доброниченко Н.А.

Пояснительная записка

Настоящий календарно-тематический план разработан применительно к   учебной программе «Окружающий мир»,  авторы  Н. Я. Дмитриева, А. Н. Казаков. Календарно-тематический    план     ориентирован     на     использование учебника «Мы и окружающий  мир » 4 класс в двух частях ( Н. Я. Дмитриева, А Н. Казаков),издательство «Учебная литература»  2004 г., а также дополнительных пособий: для учителя «Методические пояснения  к курсу «Мы и окружающий
мир »3- 4классы Н. Я. Дмитриева, А. Н. Казаков  2002 г., для учащихся -  «Рабочая тетрадь ».
Главной целью лицейского образования является развитие ребенка как компетентной личности путем включения его в различные виды деятельности.
С этих позиций обучение рассматривается как процесс овладения не только определенной суммой знаний и системой соответствующих умений и навыков, но и как процесс овладения компетенциями. Это определило цели обучения окружающему миру:
развитие  умений наблюдать, анализировать, обобщать, характеризовать объекты окружающего мира, рассуждать, решать творческие задачи;
освоениезнаний об окружающем мире, единстве и различиях социального; о человеке и его месте в природе и в обществе;
воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру; экологической и духовно-нравственной культуры, патриотических чувств; формирование потребности участвовать  в творческой деятельности в природе и обществе, сохранять и укреплять здоровье.
На основании требований  Государственного образовательного стандарта  2004 г. в содержании календарно-тематического планирования предполагается  реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный  подходы, которые определяют задачи обучения.
Календарно - тематическое планирование обеспечивает взаимосвязанное развитие и совершенствование ключевых, общепредметных и предметных компетенций.
Настоящий календарно-тематический план учитывает систему обучения  класса, в котором будет осуществляться учебный процесс, направленный на общееразвитие учащихся.
В соответствии с этим реализуется:

  • типовая программа «Окружающий мир» Н. Я. Дмитриева 2004 г.в объеме 70 часов.
    На основании примерных программ Минобрнауки РФ, содержащих требования к минимальному объему содержания образования по окружающему миру и с учетом системы обучения класса реализуется программа базисного  уровня.
    С учетом системы и модели обучения  класса выстроена система учебных занятий (уроков), что представлено в схематической форме ниже.
    При развивающемобучении стимулируются  активные формы познания: наблюдение, опыты, обсуждение разных  мнений, предположений, учебный диалог и пр.
    Для информационно-компьютерной поддержки учебного процесса предполагается использование следующих программно-педагогических средств, реализуемых с помощью компьютера: CD  «Энциклопедия  Кирилла и Мефодия», CD «Детский энциклопедический словарь», компьютерная игра «Кузя и дикая река», видеофильм «Береги природу» , Интернет сайты:
    - www solnet. ru
    - www festival. ru
    - www kulichiki. Ru
    Требования к уровню подготовки учащихся к концу 4 года обучения.
    Знать:
    некоторые правила предупреждения травм;
    нормы здорового образа жизни;
    государственную символику,
    даты важнейших событий в истории Отечества и государственные праздники;
    народы, населяющие Россию (не менее 3);
    название Основного закона страны;
    имена выдающихся исторических, научных, культурных деятелей России;
    достопримечательности родного края.

Уметь:
находить на физической карте местонахождение изучаемого объекта;
различать полезные ископаемые ( не менее 3);
иметь навыки самообслуживания, соблюдать правила безопасности в быту;
соблюдать правила предупреждения простудных инфекционных заболеваний;
оказывать простейшую доврачебную помощь при порезах, ушибах, солнечном ударе, обморожении, простуде;
узнавать наиболее распространенные лекарственные растения родного края;
соблюдать правила охраны природы;
ориентироваться в социальной среде, пользоваться общепринятыми правилами общения;
кратко характеризовать некоторые различия между людьми и свои индивидуальные особенности, ценить положительные поступки окружающих;
определять последовательность основных исторических событий в России;
соотносить год с веком;
называть выдающиеся памятники истории и культуры России (Кремль, памятники А.С. Пушкину, Петру 1).
Владеть компетенциями: коммуникативной, рефлексивной, ценностно-ориентированной, смыслопоисковой и компетенцией личностного саморазвития.
        Способны решать следующие жизненно-практические задачи:
обогащение жизненного опыта, решение практических задач с помощью
наблюдения, измерения, сравнения;
ориентирование на местности с помощью компаса;
определение температуры воздуха, воды, тела человека с помощью термометра;
установление связи между сезонными изменениями в живой и неживой природе;
выполнение изученных правил охраны и укрепления здоровья, безопасного поведения;
оценить воздействия человека на природу, выполнение правил поведения в природе и участие в ее охране;
удовлетворение познавательных интересов, поиска дополнительной информации о родном крае, родной стране, нашей планете.