Тематическое планирование курса литературное чтение для 4 класса

Календарно-тематический план ориентирован на использование учебника «Литературное чтение» 4 класс, автор Н.А.Чуракова
Автор: Доброниченко Н.А.

Пояснительная записка

Настоящий календарно-тематический план разработан применительно к   учебной программе  развивающего обучения Л.В. Занкова. Календарно-тематический     план     ориентирован     на     использование учебника «Литературное чтение» 4 класс, автор  Н.А.Чуракова, 2003 г., а также пособия: для учителя «Методический комментарий к учебнику «Литературное чтение», Н.А.Чуракова, 2003 г. 
Лицейское образование в современных условиях призвано обеспечить функциональную грамотность и социальную адаптацию обучающихсяна основе приобретения ими компетентностного опыта в сфере учения, познания
Обучение рассматривается как процесс овладения не только определенной суммой знаний и системой соответствующих умений и навыков, но и как процесс овладения компетенциями. Это определило цели обучения литературному чтению:
развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического отношения к искусству слова; совершенствование всех видов речевой деятельности, умений вестидиалог, выразительно читать ирассказывать, импровизировать;
овладениеосознаннным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым умением в системе образования младших школьников; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности;
воспитаниеэстетического отношения к искусству слова, интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы; обогащение нравственного опыта младших  школьников, формирование представлений о добре и зле, справедливости и честности; развитие нравственных чувств, уважение к культуре народов многонациональной России.

  • На основании требований  Государственного образовательного стандарта  2004 г. в содержании календарно-тематического планирования предполагается  реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный  подходы, которые определяют задачи обучения.

Система уроков сориентирована на форми­рование активной личности, мотивированной к самообразованию, к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации.
Настоящий календарно-тематический план учитывает систему обучения  класса, в котором будет осуществляться учебный процесс, направленный на общееразвитие учащихся .
В соответствии с этим реализуется: типовая программа «Литературное чтение», Н. А. Чуракова,2002 г. в объеме 102 ч.
На основании примерных программ Минобрнауки РФ, содержащих требования к минимальному объему содержания образования по литературному чтению и с учетом системы обучения класса реализуется программа базисного  уровня.
С учетом системы и модели обучения  класса выстроена система учебных занятий (уроков), спроектированы цели, задачи, ожидаемые результаты обучения (планируемые результаты), что представлено в схематической форме ниже.
Стандарт ориентирован на воспитание школьника — гражданина и патриота России, развитие духовно-нравственного мира школь­ника, его национального самосознания. Эти положения нашли отражение в содержании уроков. В процессе обучения должно быть сформировано умение формулироватьсвои мировоззренческие взглядыи на этой основе - воспитание гражданственности и патриотизма.
Для информационно-компьютерной поддержки учебного процесса предполагается использование следующих программно-педагогических средств, реализуемых с помощью компьютера: CD  «Азбука от Кирилла и Мефодия», CD «Детский энциклопедический словарь», «Шедевры русской живописи», энциклопедия для детей «История России и ее ближайших соседей».
Требования к уровню подготовки учащихся к концу 4 года обучения
Иметь общее представление:
о делении литературы на разные виды повествования:
прозу, поэзию, драму;
о способах выражения авторского отношения  в разных видах повествования.
Знать:
наизусть 15-20 стихотворений разных авторов, из них ряд стихотворений любимого поэта;
Уметь:
читать свободно, бегло и выразительно, вслух и про себя; темп чтения 90-100 слов в минуту;
выделять главную идею и основные проблемы литературного произведения;
находить черты, сходства и различия в рассказе и повести; в авторской и народной, волшебной сказке;
выделять средства художественной выразительности в литературном произведении ( сравнение, олицетворение, контраст, гипербола, эпитет, звукопись; повтор);
воспринимать оттенки чувств в поэтическом произведении;
находить черты сходства и различия в рассказе и повести; в авторской и народной, волшебной сказке;
практически различать прозаическое, поэтическое и драматическое произведения и показывать особенности каждого вида повествования;
рассказывать о любимом писателе, поэте;
устно и письменно высказываться на тему литературного произведения и на свободную тему.

Читательские умения

правильно и выразительно читать вслух целыми словами (темп не менее 90 слов в минуту);
заинтересованно и осмысленно читать про себя (темп 100 слов в минуту);
ориентироваться в мире книг и в корпусе конкретной книги;
самостоятельно читать текст большого объема;
кратко и подробно пересказывать текст, составлять план текста и пользоваться им при пересказе;
знать наизусть 15-20 стихотворений разных авторов.

Литературоведческая пропедевтика

отличать художественный текст от научно-популярного;
давать самую элементарную характеристику литературного произведения (народное или авторское произведение), вид (проза, поэзия, драма) и жанр (сказка, сказочная повесть, рассказ, былина, стихотворение, пьеса), основные сюжетные линии, основная идея;
давать самую элементарную характеристику автору(речь идет о наиболее известных школьнику и популярных писателях и поэтах) (прозаик, поэт; общее представление о времени жизни- наш современник или чей- то современник, можно описательно; о чем пишет);
давать характеристику героям и персонажам литературных произведений, различая авторский замысел и собственное мнение;
полюбить литературу и не представлять себе жизни вне чтения;
полюбить изобразительное искусство и почувствовать потребность ходить в художественный музей.

Развитие творческих способностей

    К концу четвертого класса учащиеся должны:
пользоваться основными средствами интонационной выразительности при чтении вслух произведений разной эмоциональной направленности;
участвовать в конкурсах чтецов;
писать небольшие по объему сочинения на основе литературных впечатлений;
писать небольшие по объему сочинения по картине;
устно высказываться на тему литературного произведения и на свободную тему;
научиться добывать дополнительную информацию к обсуждаемой теме или проблеме.
Владеть компетенциями: коммуникативной, рефлексивной, ценностно-ориентированной, смыслопоисковой и компетенцией личностного саморазвития.
Способны решать следующие жизненно-практические задачи:
самостоятельно читать книги;
высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении (герое, событии);
самостоятельно выбирать и определять содержание книги по ее элементам;
работать с различными источниками информации (словарями, справочниками, в том числе и на электронных носителях).