Тематическое планирование курса окружающий мир для 2 класса

Календарно-тематический план ориентирован на использование учебников «Наша планета Земля» 2 класс, авторов А.Вахрушева, О.В. Бурского, А.С. Раутиана
Автор: Родионова Е.А.

Пояснительная записка (2)

Настоящий календарно-тематический план учитывает систему обучения  класса, в котором будет осуществляться учебный процесс, направленный на общееразвитие учащихся. В соответствии с этим реализуется: типовая программа «Школа 2000»  Р.Н.Бунеев 2004 г. в объеме 2 часа в неделю, 68 часов в год.

      На основании примерных программ Минобрнауки РФ, содержащих требования к минимальному объему содержания образования по окружающему миру и с учетом системы обучения класса реализуется программа базисного  уровня.
С учетом системы и модели обучения  класса выстроена система учебных занятий (уроков), спроектированы цели, задачи, ожидаемые результаты обучения (планируемые результаты), что представлено в схематической форме ниже.
Основой целеполагания является  обновление требований к уровню подготовки выпускников начальной школы, отражающее важнейшую особенность педагогической концепции государ­ственного стандарта — переход от суммы «предметных результа­тов» (то есть образовательных результатов, достигаемых в рамках отдельных учебных предметов) к межпредметным и интегративным результатам. Такие результаты предс­тавляют собой обобщенные способы деятельности, которые отражают спе­цифику не отдельных предметов, а ступеней общего образования. В государственном стандарте они зафиксированы как общие учебные умения, навыки и способы человеческой  деятельности, что предполагает повышенное внимание  к развитию межпредметных связей курса окружающего мира.
Дидактическая модель обучения и педагогические средства  отражают модернизацию основ учебного процесса, их переориентацию на достижение конкретных  результатов в виде сформированных умений и навыков учащихся, обобщенных способов  деятельности. Формирование целостных представлений об окружающем миребудет осущес­твляться в ходе творческой деятельности учащихся на основе  личностного осмысления естественнонаучныхфактов и явлений. Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к са­мостоятельной учебной работе. Это предполагает все более широкое использование активных форм познания наблюдение, опыты, обсуждениеразных  мнений, предположений, учебный диалог, нет­радиционных форм уроков, в том числе методики деловых и ролевых игр, проблемных дискуссий, межпредметных интегрированных уроков и т. д.
Для естественнонаучного образования приоритетным можно считать раз­витие умений самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную де­ятельность (от постановки цели до получения и оценки результата), использовать элемен­ты причинно-следственного и структурно-функционального анализа, определять сущно­стные характеристики изучаемого объекта, самостоятельно выбирать критерии для срав­нения, сопоставления, оценки и классификации объектов — в плане это является основой для целеполагания.
На ступени первого года обучения задачиучебных занятий (в схеме —планируемый результат)  определены как формирование умений анализировать, сравнивать, различать, приводить примеры, определять признаки и др.
При выполнении творчес­ких работ формируется умение опреде­лять адекватные способы решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов, ком­бинировать известные алгоритмы деятельности в ситуациях, не предполагающих стан­дартного применения одного из них, мотивированно отказываться от образца деятель­ности, искать оригинальные решения.
Большую значимость на этой ступени  образования имеет информаци­онно-коммуникативная деятельность учащихся, в рамках которой развиваются умения и навыки поиска нужной информации по заданной теме в источниках различного типа, изв­лечения необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых систе­мах (текст, таблица,  аудиовизуальный ряд и др.),  отделения основной информации от второстепенной, критического оценивания достоверности полученной ин­формации, передачи содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно). Учащиеся должны уметь  обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства (в том числе от противного), объ­яснять изученные положения на самостоятельно подобранных конкретных примерах, вла­деть основными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия, по­лемика), следовать этическим нормам и правилам ведения диалога.
С точки зрения развития умений и навыков рефлексивной деятельности, особое внимание уделено способности учащихся оценивать свои мысли и действия «со стороны», соотносить результат деятельности с поставленной целью, определять свое знание и незнание и др. Способность к рефлексии – важнейшее качество, определяющее социальную роль ребенка как ученика, школьника.
Стандарт ориентирован на воспитание школьника — гражданина и патриота России, развитие духовно-нравственного мира школь­ника, его национального самосознания. Эти положения нашли отражение в содержании уроков. В процессе обучения должно быть сформировано умение формулироватьсвои мировоззренческие взглядыи на этой основе - воспитание гражданственности и патриотизма.
Для информационно-компьютерной поддержки учебного процесса предполагается использование следующих программно-педагогических средств, реализуемых с помощью компьютера: док. фильмов «Береги природу», CD «Электронная энциклопедия» и других информационных носителей.

Требования к уровню подготовки учащихся к концу 2 года :
должны  знать:
- элементарные сведения о трех состояниях веществ,
- что Земля имеет форму шара,
- что горизонт – воображаемая линия,
- основные стороны света,
- элементарные сведения по астрономии (космос, небесные тела: планеты, звезды, планеты Солнечной системы),
- закон всемирного тяготения,
связь смены дня и ночи и времен года с вращением Земли и ее обращением вокруг Солнца,
- признаки, с помощью которых можно предсказать погоду,
- как вести себя при грозе,
- основные этапы круговорота воды в природе,
- элементарные сведения о климате,
- глобус, карту и условные обозначения к ним,
- части света, материки и океаны,
- характерные особенности равнин, гор, рек, озер, островов, полуостровов, морей, океанов,
- основные природные зоны,
- о смене природных зон на поверхности Земли,
- географические закономерности размещения хозяйства людей,
- политическую карту, крупнейшие страны и города,
- части света и их основные особенности,
- о возрастающем разрушении нашей планеты человеком и способах ее спасения;

должны уметь:
- использовать законы и правила для осмысления своего опыта,
- пользоваться книгой для ответа на возникающие вопросы,
- научиться читать и пользоваться картой,
- различать утро, день, вечер и ночь,
различать времена года по основным признакам,
- уметь пользоваться календарем и часами,
- показывать линию горизонта,
- определять стороны горизонта при помощи компаса,
- демонстрировать вращение земли вокруг своей оси и обращение Земли вокруг Солнца,
- описывать погоду, вести и анализировать дневник наблюдений за погодой,
- определять температуру с помощью термометра,
- владеть элементарными приемами чтения карты (определять суши и воды, высоты и глубины, форм рельефа, устных обозначений),
- показывать на карте части света, материки и океаны,
- определять равнины, горы, реки, озера, моря, океаны на карте,
- показывать основные географические объекты на физической карте в разных частях света,
- распознавать ландшафты основных природных зон,
- перечислять порядок их расположения на планете,
- находить и показывать на карте природных зон основные природные зоны,
- находить и показывать на политической карте основные страны и города,
- беречь богатства Природы в повседневной жизни;

владеть компетенциями: коммуникативной, рефлексивной, ценностно-ориентированной, смыслопоисковой и компетенцией личностного саморазвития;

способны решать следующие жизненно-практические задачи:
ориентироваться в окружающем мире (географическом мире), обобщать приобретенный опыт для объяснения окружающей действительности.

Используемые обозначения:
Уровни освоения:                                                                                           
репродуктивный – р.;
продуктивный  - п.;
исследовательский – и.;
творческий – т..
Предметные компетенции:
* коммуникативная;
-  рефлексивная;
^ личностное саморазвитие;
= ценностно-ориентационная;
+ смыслопоисковая.