Пояснительная записка
Настоящая рабочая программа разработана применительно к учебной программе «Технология 5-7 кл для мальчиков», разработчики Бычков В.М. Скабелин С.В. Шикалов И.А. «утверждена Комитетом Образования от ВГИПК РО 8.09.2003 г.
Рабочая программа ориентирована на использование учебника «Технология»: учебник для 5 кл. общеобразовательного учреждения: вариант для мальчиков/В.Д. Симоненко, А.Т. Тищенко, П.С. Самородский: под редакцией В.Д Симоненко. –М.: просвещение, 2005г., а также дополнительных пособий: для учителя:
- «Твой сад», Б.Д. Жданович и Л.И. Жданович, В., Объединение «Ретро»,1992г.
- «Книга юного натуралиста», И. Шабаршов и др., М., Молодая гвардия, 1982г.
- «Размножение растений», Ф. Мак-Миллан, М., Мир, 1992г.
- «Плодовые культуры», Х. Бейкер, М.,Мир, 1990г.
- «Занятие по трудовому обучению, 5 кл.: обработка древесины, металла, электротехнических и д.р. работы, ремонтные работы в быту: Пособие для учителя труда/Г.Б. Ворошин, А.А. Воронов, А.И. Гедвилло и др. Под редакцией Д.А. Тхоржевского.-2-е изд., перераб. И доп. –М.: Просвешение, 1989г.
- «Технический справочник учителя труда: Пособие для учителей 4-8 кл./Ю.А. Боровков, С.Ф. Легорнев, Б.А. Черепашенец.-2-е изд, перераб. И доп. –М.: Просвещение, 1980г.
- «Обработка древесины в школьных мастерских: книга для учителей техн. труда и руководителей кружков. –М.: Просвещение,1984г.
- «Объекты труда: 5кл.: Обработка древесины и металла, электротехнические работы: Пособие для учителя. –М.: Просвешение,1990г.
- Программа «Технология» 1-4, 5-11 классы, М. Просведе, 2005 г.
для учащихся:
- Викторов Е.А. «Технология». Тетрадь для 5 кл. Вариант для мальчиков.- Саратов: «Лицей», 2000 г.
- Технология: учебник для 5 кл. общеобр. уч./А.Т. Тиценко, П.С. Самородкин, В.Д. Симаненко. –М.: Просвещение, 1997 г.
- Технология обработки древесины: Учеб. Для учащихся 5-9 кл. общеобр. уч./2-е изд. –М.: Просвещение, 1997 г.
а также дополнительного пособия:
- Объекты труда: 5 кл: обраб. древесины и металла. Электротехн. работы: Пособие для учителя. –М.: Просвещение, 1990 г.
Лицейское образование в современных условиях призвано обеспечить функциональную грамотность и социальную адаптацию обучающихсяна основе приобретения ими компетентностного опыта в сфере учения, познания, профессионально-трудового выбора, личностного развития, ценностных ориентаций и смыслотворчества. Это предопределяет направленность целей обучения на формирование компетентной личности, способной к жизнедеятельности и самоопределению в информационном обществе, ясно представляющей свои потенциальные возможности, ресурсы и способы реализации выбранного жизненного пути.
Главной целью лицейского образования является развитие ребенка как компетентной личности путем включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности: учеба, познания, коммуникация, профессионально-трудовой выбор, личностное саморазвитие, ценностные ориентации, поиск смыслов жизнедеятельности. С этих позиций обучение рассматривается как процесс овладения не только определенной суммой знаний и системой соответствующих умений и навыков, но и как процесс овладения компетенциями. Это определило цели обучения технологии:
- освоение технологических знаний, технологической культуры на основе включения учащихся в разнообразные виды технологической деятельности по созданию личностно или общественно значимых продуктов труда;
- овладение обще трудовыми и специальными умениями, необходимыми для поиска. и использования технологической информации, проектирования и создания продуктов труда, ведения домашнего хозяйства, самостоятельного и осознанного определения своих жизненных и профессиональных планов; безопасными приемами труда;
- развитие познавательных интересов, технического мышления, пространственного воображения, интеллектуальных, творческих, коммуникативных и организаторских способностей;
- воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремленности, предприимчивости, ответственности за результаты своей деятельности, уважительного отношения к людям различных профессий и результатам их труда;
- получение опыта применения политехнических и технологических знаний и умений в самостоятельной практической деятельности.
На основании требований Государственного образовательного стандарта 2004 г. в содержании рабочей программы предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют задачи обучения:
- Приобретение знаний по разделам технологии обработки конструкционных материалов, машиноведения, культуры дома, художественная обработка материалов, информационные технологии;
- Овладение способами деятельностей по решению учебно-производственных задач, связанных с разработкой и изготовлением определенного изделия, технологии его обработки, наладке оборудования, приспособлений и инструментов;
- Освоение компетенций - умение действовать автономно: защищать, планировать и организовывать личностные планы, самостоятельно приобретать знания, используя разные источники; Способность работать с разными видами информации: символами, чертежами, схемами , тестами, таблицами, осмысливать полученные сведения, применять их для расширения своих знаний.