Тематическое планирование курса природоведения для 5 класса (базовый уровень) авторов И.Н. Пономарёвой, В.С. Кучменко

Рабочая программа ориентирована на использование учебника «Природоведение» для 5-х классов авторов Т.С. Суховой, В.И. Строганова
Автор: Старикова Н.И

Таблично-графическая схема рабочей программы (68ч) (7)

ЖИЗНЬ РАСТЕНИЙ (12 часов)
Цель: создать условия для понимания учащимися различий между живой и неживой природой ; для знакомства с объектами живой природы;; для приобретения навыков наблюдения за объектами природы и сезонными изменениями в окружающем мире.

43.

Нужны ли минеральные соли животным и человеку?
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Д.з. §40.
3-я неделя февраля.

Диалогичная беседа

Упражнение №126 в рабочей тетради.
Вопросы 1-2 и 4 на с.152.

Значение испарения для жизни растения.
Факторы окружающей среды, влияющие на испарение.
Причины движения воды по сосудам стебля.
Минеральное питание
Транспорт веществ.
Испарение воды

Совместная, парная

Продуктивный
Описывать опыты, демонстрирующие испарение воды; передвижение воды и минеральных солей по древесине.
Объяснятьвлияние условий окружающей среды на испарение воды листьями
Выделятьособенностиминерального питания растений.
-, ^, *.

Таблица «Строение проводящей системы растений»

44.

Можно ли жить без воды?
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Д.з. §41.
3-я
неделя
февраля.

 

Эвристическая беседа, демонстрация  растений

Вопросы 1 и 4 на с.152
Упражнение №136 в рабочей тетради.

Фотосинтез
Условия для образования крахмала.
Необходимые вещества для фотосинтеза и продукты.
Локализация процессов фотосинтеза.

Индивидуальная, совместная

Продуктивный
Описыватьмеханизм фотосинтеза, передвижения органических веществ.
Определять рольорганов растений в образовании и перераспределении органических веществ.
Объяснять космическую рользеленых растений.
-, ¦, ^, •.

Таблица «Фотосинтез»

45.

Можно ли жить не питаясь?
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Д.з. §42
4-я
неделя
февраля.

Диалогичная беседа с элементами проблемы, практикум

 

Упражнение №119 в тетради с печатной основой.
Упражнение №122 в тетради с печатной основой.

Значение дыхания
Опыты, подтверждающие дыхание растений.
Приспособления растений для дыхания.
Использование энергии растениями.
Взаимосвязь процессов дыхания и фотосинтеза.
Биологическое значение рыхления.

Совместная

Продуктивный
Выделять приспособления растений для дыхания.
Объяснять результаты опытов, подтверждающих дыхание у растений.
Сравнивать по заданным критериямпроцессыфотосинтеза и дыхания.
-, ^, ¦, *.

 

46.

Живые организмы зимой.
Урок - экскурсия.
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Д.з. §43.
4-я
неделя
февраля.

Экскурсия, проблемная беседа

 

 

 

 

 

47.

Как можно добыть энергию для жизни?
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Д.з. §43.
1-я
неделя
марта.

Объяснительно-иллюстративная с элементами проблемного изложения

Анализ рис. № 157
Заполнение таблицы в тетради, объяснение опытов

Особенности питания растений и животных, особенности приспособления к среде

Совместная, малыми группами

Продуктивный
Приводить свои примеры различных типов питания живых организмов
Объяснять значение различных приспособлений  дл я обеспечения жизнедеятельности

Таблица «Типы питания», видеосюжеты

48.

Зачем живые организмы запасают питательные вещества?
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Д.з. §44. Повт. §40-43.
1-я
неделя
марта

Объяснительно-иллюстративная с элементами проблемного изложения

Вопрос1 на с.176.
Упражнение №156 в тетради с печатной основой
Вопрос 5 на с.190.
Вопрос 4-6 на с.176

Бесполое размножения: спорообразование, вегетативное.
Способы вегетативного размножения: черенкование, ползучими побегами, отводками, подземными видоизмененными побегами,
Особенности полового размножения.
Способы вегетативного размножения: прививкой, культурой тканей.

Совместная, индивидуальная

Репродуктивный
Давать определение терминам половое размножение, сперматозоид, яйцеклетка
Приводить примерырастений, которые размножаются вегетативно.
Продуктивный
Объяснятьбиологическое значение вегетативного, размножения.
Выделятьособенности полового типов размножения у растений.
-, ^, *.

Таблица

49.

Подведём итоги по теме «Минеральное питание живых организмов».
Урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся.
Д.з. Повт. §40-44.
2-я
Неделя марта

Выполняют задания 1-4 по теме «Минеральное питание живых организмов» (письменная работа с заданиями, соответствующими требованиям к уровню подготовки).
-, ^, ¦.

50.

Одноклеточные и многоклеточные организмы под микроскопом
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Д.з. §46.
2-я
неделя
марта

Диалогичная беседа

Упражнение. №153 в тетради с печатной основой
Вопросы 2-3  на с.184..

Строение пыльцы.
Органы размножения голосеменных растений.
Размножение и развитие голосеменных растений: формирование пыльцы и яйцеклетки; образование семян, развитие
молодого растения.
Условия и приспособления для размножения.

Совместная, парная

Репродуктивный
Давать определение терминам: половое размножение, опыление, оплодотворение.
Продуктивный
Распознавать по немому рисунку и описыватьэтапы развития голосеменных растений.
Выделять особенностиразмножения и развития голосеменных растений в  связи с условиями жизни.
-, ^, ¦.

Таблица «Размножение растений», «Двойное оплодотворение»

51.

Разнообразие клеток многоклеточных организмов.
Комбинированный урок
Д.з. §47.
3-я
неделя
марта.

Объяснительно-иллюстративная с элементами проблемного изложения

Упражнение №158 в тетради  с печатной основой
Вопрос 2 на с.198.
Упражнение №161 в тетради  с печатной основой
Упражнение №159 в тетради  с печатной основой.
Вопросы 7-8  на с.199.

Двойное оплодотворение цветковых растений.
Формирование пыльцевых зерен и зародышевого мешка.
Способы опыления: самоопыление и перекрестное опыление.
Ветроопыляемые и насекомоопыляемое растения. Приспособления растений для опыления ветром и насекомыми

Совместная, индивидуальная

Репродуктивный
Давать определение термину двойное оплодотворение.
Продуктивный
Распознавать и описывать по рисунку способы опыления растений.
Распознавать и описыватьэтапы размножения и развития покрытосеменных растений.
Выделять признаки насекоопыляемых и ветроопыляемых растений.
^, ¦, *, -.

Таблица «Двойное оплодотворение

52.

Можно ли жить и не дышать?
Комбинированный урок.
Д.з. §48.
3-я
неделя
марта

Диалогчная беседа

Вопросы 1-3  на с.171
Упражнение №141 в тетради с печатной основой.
Упражнение №140, 142 в тетради с печатной основой

Условия прорастания семян: температура, влажность.
Правила посева семян. Сроки посева и глубина заделки.
Рост и питание проростка

Совместная, парная

Продуктивный
Описывать условия прорастания семян.
Объяснятьцелесообразность использования правил посева семян.
Определятьсроки посева семян различных растений.
Творческий
Рассчитыватьпотребность в воде семян различных растений.
Продуктивный
Устанавливать соответствие между размерами семян. Сроками посева и глубиной посева.
-, ^, >, *.

Таблица «Газообмен в легких и тканях»

53.

Возвращают ли живые организмы вещества в окружающую среду?
Комбинированный урок.
Д.з. §49. Повт. материал раздела «Особенности живого организма».
1-я
неделя
апреля

Диалогичная беседа

Анализ опытов, обсуждение схемы «Продукты жизнедеятельности и среда»

Обмен веществами между окружающей средой и живыми организмами.
Изменения окружающей среды в результате жизнедеятельности живых организмов.

Совместная, парная

Продуктивный
Объяснять особенности обмена веществами между живыми организмами и окружающей средой
Выделять особенности обмена веществ у растений и животных

Устанавливать соответствие между количеством и разнообразием живых существ на данной территории и интенсивностью круговорота  веществ и энегрии.

^, >, *.

 

54.

Подведём итоги по теме «Что мы узнали о жизни на Земле».
Урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся.
Д.з. Повт. материал раздела «Особенности живого организма».

Выполняют задания 1-6 по теме «Что мы узнали о жизни на Земле» (письменная работа с заданиями, соответствующими требованиям к уровню подготовки).
-, ^, ¦.