Тематическое планирование курса биологии для 6 класса (базовый уровень с элементами продвинутого.) авторов И.Н. Пономарёвой, В.С. Кучменко

Рабочая программа по биологии курса «Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники» для 6-го класса авторов И.Н. Пономарёвой, В.С. Кучменко
Автор: Старикова Н.И

Таблично-графическая схема рабочей программы (34ч) (5)

ТЕМА 5. ИСТОРИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ И МНОГООБРАЗИЕ РАСТИТЕЛЬНОГО МИРА (2часа)
Цель: создать условия для понимания учащимися закономерностей эволюционного преобразования и усложнения растительного мира на планете, процессов происхождения культурных растений.

28

Понятие об эволюции растительного мира
Тип урока:Урок обобщения и систематизации знаний
Дата проведения: 2-я неделя декабря
Д.з §45, §46

Проблемное изложение материала

Проблемная беседа, организация и проведение работы с рабочей тетрадью №2 с печатной основой (Задание 1 – с.35), с учебником (в.1 - с.179)

Понятие об эволюции растительного мира как процессе усложнения растений и растительного мира.
Приспособления к условиям существования.
*Палеоботаника. Риниофиты. Реликтовые растения

Индивидуальная работа

Базисный уровень:
Называть основные этапы эволюции растительного мира Р
Выявлять основные признаки, необходимые для существования растений на суше П
Объяснять процессы жизнедеятельности основных отделов растений П
-, ^, *, ¦, >

Таблицы, фотографии, гербарный материал, живые объекты, электронный вариант лаб. практикума – 6 кл. (CD 1)

29

Многообразие и происхождение культурных растений
Тип урока:Урок обобщения и систематизации знаний
Дата проведения: 2-я неделя декабря
Д.з §47-48

Проблемное изложение материала, частично-исследовательская

Проблемная беседа, организация и проведение лабораторной работы №21 «Распознавание важнейших сельскохозяйственных растений»; работы с рабочей тетрадью №2 с печатной основой (Задание 1 – с.37), с учебником (в.2 - с.183; в.3 – с.186)

Дикорастущие и культурные растения.
Многообразие и происхождение культурных растений.
Центры происхождения культурных растений.
*Сельское хозяйство. Условия выращивания важнейших сельскохозяйственных растений, связанные с их происхождением

Индивидуальная работа, работа в парах

Базисный уровень:
Приводитьпримеры дикорастущих и культурных растений Р
Распознавать важнейшие сельскохозяйственные растения П
Называтьцентрыпроисхождения культурных растений Р, П
Описыватьпроисхождение и значениерастения на выбор П
Объяснятьспособырасселения культурных растений П
Продвинутый уровень:
*Создание электронного гербария Т
-, ^, *, ¦, >

Таблицы, фотографии, гербарный материал, электронное пособие «Биология 6 класс», издательство «Глобус»

ТЕМА 6. БАКТЕРИИ (2 часа)
Цель: создать условия для понимания учащимися особенностей строения бактериальной клетки, отличительных особенностей строения  бактерий, их значения в природе и жизни человека.

30

Общая характеристика бактерий
Тип урока:Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Дата проведения: 3-я неделя декабря
Д.з §49-50

Объяснительно-иллюстративная

Рассказ, беседа, организация и проведение работы с рабочей тетрадью №2 с печатной основой (Задание 1 – с.39), с учебником (в.1 - с.190; в.1-3 – с.193)

Строение бактериальной клетки: оболочка, цитоплазма, ядерное вещество, включения.
Питание, размножение, образование спор.
*Паразиты и Сапротрофы.
Аэробы и анаэробы

Групповая работа

Базисный уровень:
Распознаватьиописывать строение бактериальной клетки П
Выделять особенности бактерий П
Сравниватьстроение бактериальной и растительной клетки П
Объяснять, что бактерии живые организмы П
^, -, ¦

Таблицы, модель бактериальной клетки, рисунки на стр. учебника.

31

Многообразие и значение бактерий
Тип урока:Урок комплексного применения ЗУН учащимися
Дата проведения: 3-я неделя декабря
Д.з §51, задание 3 на с.41 в рабочей тетради №2

Проблемное изложение, частично репродуктивная

Проблемная беседа, организация и проведение работы с рабочей тетрадью №2 с печатной основой (Задания 2 – с.40; 1 – с.41), с учебником (в.1-3 - с.195); задание со свободным ответом по выбору учителя, создание рефератов и проектов по изучаемой теме

Значение бактерий в природе и жизни человека
Бактерии разложения и гниения, клубеньковые, молочнокислые, болезнетворные бактерии.

Индивидуальная и групповая работа

Базисный уровень:
Приводить примеры положительного и отрицательного значения бактерий Р, П
Объяснять роль бактерий П
Продвинутый уровень:
Создание электронного проекта по изучаемой теме Т
^, ¦, *, -

Биология. Бактерии. Грибы. Лишайники. Образовательный комплекс (электронное учебное издание)

ТЕМА 7. ГРИБЫ. ЛИШАЙНИКИ (3 часа)
Цель: создать условия для понимания учащимися особенностей строения и жизнедеятельности лишайников и грибов, их значения в природе и жизни человека; для формирования бережного отношения к природе.

32

Общая характеристика грибов
Тип урока:Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Дата проведения: 4-я неделя декабря
Д.з §52, задание 4 на с.44 в рабочей тетради №2.

Объяснительно-иллюстративная, частично-исследовательская

Рассказ, беседа, организация и проведение лабораторной работы №5 «Строение плесневых грибов»; работы с рабочей тетрадью №2 с печатной основой (Задания 1 – с.43; 3 – с.43), с учебником (вопросы в конце §52)

Признаки царства грибов.
Строение грибов: грибница, плодовое тело.
Разнообразие грибов по способу питания.
Особенности строения плесневых грибов. Плесневые грибы: мукор и пеницилл; дрожжи.
*Микология.
Открытие антибиотиков и их использование

Индивидуальная и групповая работа

Базисный уровень:
Называтьзначение плесневых грибов в природе и жизни человека Р, П
Распознаватьиописыватьстроение плесневых грибов Ч-п, П
Сравниватьгрибы с растениями и животными П
Продвинутый уровень:
*Создание электронного гербария Т
*Работа с дополнительной литературой – написание реферативных работ Т
-, ^, *

Таблица, микроскопы, лаб. оборудование

33

Многообразие и значение грибов
Тип урока:Комбинированный урок
Дата проведения: 4-я неделя декабря
Д.з §53

Объяснительно-иллюстративная, частично-исследовательская

Рассказ, беседа, организация и проведение лабораторной работы №6 «Распознавание съедобных и ядовитых грибов», работы с рабочей тетрадью №2 с печатной основой (Задания 1 – с.44; 2 – с.45), с учебником (в.1-3 – с.204)

Особенности строения шляпочных грибов.Мицелий. Микориза.
Шляпочные грибы (съедобные и ядовитые), наиболее часто встречающиеся в Волгоградской области.

Индивидуальная и групповая работа

Базисный уровень:
Приводить примерышляпочных грибов, произрастающих в Волгоградской области Р
Распознавать и описывать съедобные и ядовитые шляпочные грибы П
Объяснять роль многоклеточных грибов в природе П
Продвинутый уровень:
*Продолжение работы по созданию электронного гербария Т
-, ^, ¦, *

Таблицы, муляжи шляпочных грибов, электронное пособие «Биология 6 класс», издательство «Глобус»

34

*Лишайники
Тип урока:Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Дата проведения: 5-я неделя декабря
Д.з §54

Проблемное изложение материала

Проблемная беседа, организация и проведение работы с рабочей тетрадью №2 с печатной основой (Задания 1-2 – с.46), с учебником (в.3 - с.207)

Лишайники - симбиоз гриба и водорослей
Условия жизни.
Значение
Питание, размножение
*Формы лишайников: кустистые, листовые, накипные.

Индивидуальная работа

Базисный уровень:
*Давать определение термину симбиоз Р
Распознавать и описывать строение лишайника П
Объяснять возможность роста лишайников в бесплодных местах П
*Определять формы лишайников своей местности Ч-п, П
^, -, ¦

Таблицы, рисунки на страницах учебника, гербарный материал

ТЕМА 8. ПРИРОДНЫЕ СООБЩЕСТВА (1 час)
Цель: создать условия для знакомства учащихся с растительными сообществами; с особенностями взаимосвязи растений в различных сообществах; для понимания основной роли растений в круговороте веществ.

35

Жизнь растений в природе. Многообразие природных сообществ
Тип урока:Урок обобщения и систематизации знаний
Дата проведения: 2-я неделя января
Д.з §55, §56

Проблемное изложение материала

Проблемная беседа, организация и проведение работы с рабочей тетрадью №2 с печатной основой (Задания 1 – с.49), с учебником (в.1-2 - с.221; в.1 – с.224)

Фитоценоз
Естественные природные сообщества: лес, степь.
Роль растений в круговороте веществ.
*Приспособленность растений к совместной жизни в природном сообществе.

Индивидуальная работа, работа в малых группах

Базисный уровень:
Называть основные типы природных сообществР,
Приводить примерыестественных сообществ
Описыватьвидовой состав природных сообществ
Объяснять,почему растения считаются основой круговорота веществ П
Продвинутый уровень:
*Создание презентаций «Растительные сообщества. Ярусность» Т
^, *, ¦, -

Таблицы, фотографии, электронное пособие «Биология 6 класс», издательство «Глобус»