Тематическое планирование курса биологии для 6 класса (базовый уровень с элементами продвинутого.) авторов И.Н. Пономарёвой, В.С. Кучменко

Рабочая программа по биологии курса «Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники» для 6-го класса авторов И.Н. Пономарёвой, В.С. Кучменко
Автор: Старикова Н.И

Таблично-графическая схема рабочей программы (34ч) (4)

ТЕМА 4. ОСНОВНЫЕ ОТДЕЛЫ ЦАРСТВА РАСТЕНИЙ (7 часов)
Цель: создать условия для понимания учащимися особенностей строения и жизнедеятельности низших и высших растений и их роли в природе и жизни человека; для формирования навыков определения и сравнения различных групп растений; для понимания особенностей приспособления растений к среде обитания и процессов эволюционного преобразования растительного мира на планете.

21

Водоросли
Тип урока:Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Дата проведения: 2-я неделя ноября
Д.з §37-38, задание 2 на с.18 в рабочей тетради №2.

Объяснительно-иллюстративная, частично-исследовательская

Рассказ, беседа, организация и проведение лабораторной работы №19.1 «Распознавание водорослей разных отделов», лабораторной работы №10 «Изучение внешнего строения водорослей», работы с рабочей тетрадью №2 с печатной основой (Задание 1 – с.15; 2-3 - с.16; 1 – с.17), с учебником (в.1-4 - с.139), задание со свободным ответом по выбору учителя

Основные признаки водорослей. Слоевище, ризоиды.
Зеленые, бурые, красные водоросли.
Места обитания и распространение.
Значение водорослей в природе и в жизни человека
*«Цветение воды». Хламидомонада
Представители водорослей.
Зеленые нитчатые водоросли: улотрикс, спирогира.
Бурые водоросли: ламинария
Красные водоросли: порфира.

Индивидуальная, парная работа

Базисный уровень:
Давать определение термину: «низшие растения» Р
Распознавать водоросли различных отделов Ч-п, П
Распознаватьиописыватьвнешнее строение водорослей Ч-п, П
Объяснять роль водорослей в природе и в жизни человека П
Сравнивать по заданным критериям одноклеточные и многоклеточные водоросли П
Продвинутый уровень:
Работа с дополнительной литературой – написание реферативных работ П, Т
-, ^, *

Таблицы, рисунки на страницах учебника, лабораторное оборудование, гербарный материал

22

Высшие споровые растения. Мхи
Тип урока:Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Дата проведения: 3-я неделя ноября
Д.з §39, , задание 3 на с.21 в рабочей тетради №2.

Объяснительно-иллюстративная, частично-исследовательская

Рассказ, беседа, организация и проведение лабораторной работы №11 «Изучение внешнего строения мхов», лабораторной работы №19.2 «Распознавание растений отдела Моховидные», лабораторной работы №24 «Выявление приспособлений у растений к среде обитания», работы с рабочей тетрадью №2 с печатной основой (Задание 2 – с.21), задания со свободным ответом по выбору учителя

Основные признаки мхов. Споровые, высшие растения
Изменения в строении растений в связи с выходом на сушу.
Роль в природе и жизни человека.
*Классификация мхов
Гаметофит.
Печеночники

Индивидуальная, парная работа

Базисный уровень:
Давать определение термину «высшие растения» Р
Распознавать и описывать
строение мхов, растения отдела Мохообразные Ч-п, П
Выявлять приспособления растений в связи с выходом на сушу П
Объяснять роль мхов в природе и жизни человека,
происхождение наземных растений на примере сопоставления мхов и зеленых водорослей П
-, ^, ¦, *

Таблицы, рисунки на страницах учебника, гербарный материал

23

Папоротники
Тип урока:Комбинированный урок
Дата проведения: 3-я неделя ноября
Д.з §40

Проблемное изложение, частично-исследовательская

Проблемная беседа, организация и проведение лабораторной работы №12 «Изучение внешнего строения папоротников», лабораторной работы №19.3 «Распознавание растений отдела Папоротникообразные», работы с рабочей тетрадью №2 с печатной основой (Задание 1 – с.22), задание со свободным ответом по выбору учителя

Основные признаки папоротников.
Многообразие папоротников.
Значение в природе и жизни человека.
*Плауновидные, хвощи.

Индивидуальная, групповая работа

Базисный уровень:
Давать определение термину «высшие растения» Р
Распознавать и описыватьстроение папоротников Ч-п, П
Выделятьобщие черты строения высших споровых растений П
Объяснять роль папоротников в природе и жизни человека П
^, -, *

Таблицы, рисунки на страницах учебника, гербарный материал, электронный вариант лаб. практикума – 6 кл. (CD 1)

24

Голосеменные
Тип урока:Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Дата проведения: 4-я неделя ноября
Д.з §41, задание4 на с.25 в рабочей тетради №2

Объяснительно-иллюстративная, частично-исследовательская

Рассказ, беседа, организация и проведение лабораторной работы №13 «Изучение внешнего строения и многообразия голосеменных растений», лабораторной работы №19.4 «Распознавание растений отдела Голосеменные», работы с рабочей тетрадью №2 с печатной основой (Задание 2 – с.24; 3 – с.25), с учебником (в.4 - с.156), задание со свободным ответом по выбору учителя

Голосеменные растения
Особенности строения голосеменных растений: появление семян, развитие корневой системы.
Значение голосеменных растений.
Разнообразие голосеменных: хвойные растения (сосна, ель).
*Фитонциды.
Хвойные растения: лиственница, можжевельник. Жизненные формы: деревья, кустарники, лианы.

Индивидуальная, групповая работа

Базисный уровень:
Давать определение термину «голосеменные растения» Р, П
Распознавать растения отдела Голосеменные растения Ч-п, П
Описыватьпроцесс размножения сосны П
Распознаватьиописыватьстроениехвои и шишек наиболее распространённых голосеменных растений П
Выделятьприспособления голосеменных растений для жизни в условиях дефицита влагиП
-, ^, ¦, *

Таблицы, рисунки на страницах учебника, гербарный материал, электронный вариант лаб. практикума – 6 кл. (CD 1)

25

Отдел Покрытосеменные. Общая характеристика и значение
Тип урока:Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Дата проведения: 4-я неделя ноября
Д.з §42, задание3 на с.27 в рабочей тетради №2.

Объяснительно-иллюстративная, частично-исследовательская

Рассказ, беседа, организация и проведение лабораторной работы №14 «Изучение строения и многообразия покрытосеменных растений», лабораторной работы №19.5 «Распознавание растений отдела Покрытосеменные растения», работы с рабочей тетрадью №2 с печатной основой (Задание 2 – с.27; 4 – с.28); задание со свободным ответом по выбору учителя

Особенности строения покрытосеменных растений.
Органы цветкового растения.
Жизненные формы.
*Однолетние и многолетние растения

Индивидуальная, групповая работа

Базисный уровень:
Давать определение термину«покрытосеменные растения» Р
Распознавать растения отдела Покрытосеменные растения П
Распознавать и описывать строение цветковые растения Ч-п, П
Сравнивать по заданным критериям, используя данные информационной таблицы

  • покрытосеменные и голосеменные растения П
  • однодольные и двудольные растения П

Продвинутый уровень:
Распознаватьиописывать деревья, кустарниковые формы растений Ч-п, П
Выделятьособенности строения деревьев и кустарников П
-, ^, ¦

Таблицы, фотографии, гербарный материал, живые объекты, электронный вариант лаб. практикума – 6 кл. (CD 1)

26

Класс Двудольные. Сравнительная характеристика семейств
Тип урока:Комбинированный урок
Дата проведения: 1-я неделя декабря
Д.з §43, задание1,2 на с.28, 30 в рабочей тетради №2.

Объяснительно-иллюстративная, частично-исследовательская

Рассказ, беседа, организация и проведение лабораторной работы №22.1 «Определение принадлежности растений к классу Двудольные», лабораторной работы №20 «Распознавание наиболее распространённых растений класса Двудольные Волгоградской области», работы с учебником (в.2 - с.167)

Признаки класса двудольные
Значение растений основных семейств класса двудольные.
Сельскохозяйственные растения: овощные плодово-ягодные, масличные, кормовые культуры.
Лекарственные растения.
*Признаки семейств: строение цветка, тип соцветия, тип плодов

Индивидуальная работа, работа в парах

Базисный уровень:
Распознавать наиболее распространенные в данной местности растения семейств класса Двудольные Ч-п, П
Определять принадлежность растений к классу Двудольные Ч-п, П
Продвинутый уровень:
*Создание электронного гербария Т
-, ^, *, ¦, >

Таблицы, фотографии, гербарные экземпляры растений различных семейств класса Двудольные, электронное пособие «Биология 6 класс», издательство «Глобус»

27

Класс Однодольные. Сравнительная характеристика семейств класса Однодольные
Тип урока:Комбинированный урок
Дата проведения: 1-я неделя декабря
Д.з §44, задание1,2 на с.31-32 в рабочей тетради №2

Объяснительно-иллюстративная, частично-исследовательская

Рассказ, беседа, организация и проведение лабораторной работы №22.2 «Определение принадлежности растений к классу Однодольные»; лабораторной работы №20 «Распознавание наиболее распространённых однодольных растений Волгоградской области»; работы с учебником (в.1 - с.171), задание со свободным ответом по выбору учителя

Признаки строения растений семейства злаки и лилейные.
Редкие и охраняемые растения семейства лилейные.
Сельскохозяйственные растения: зерновые, кормовые культуры.
Лекарственные и декоративные растения.
*Семейство Луковые

Индивидуальная работа, работа в парах

Базисный уровень:
Распознавать растения семейств: лилейные, злаки П
Определять принадлежность растений к классу Однодольные Ч-п, П
Объяснятьпричины сокращения численности редких и охраняемых растений П
Доказыватьпринадлежность лилейных растений и злаков к классу однодольных П
Продвинутый уровень:
*Создание электронного гербария Т
-, ^, *, ¦, >

Таблицы, фотографии, гербарные экземпляры растений семейств класса Однодольные электронное пособие «Биология 6 класс», издательство «Глобус»