Таблично-графическая схема рабочей программы (34ч)
Название разделов программы:
- «Музыка и литература»
- «Музыка и изобразительное искусство» (34 часа)
Цель: Создать условия для установления внутренних связей музыки с литературой и музыки с изобразительным искусством.
N |
Система уроков |
Дидактическая модель обучения |
Педагогические средства |
Вид деятельности учащихся |
Задачи. Планируемый результат и уровень освоения |
Информационно- |
||
Компетенции |
||||||||
Учебно- познавательная |
Информационная компетенция |
|||||||
Базовая программа (Предметно-функц. подготов.) |
Музыкальный материал |
|||||||
1
|
Роль литературы в музыке
|
Объяснительно-иллюстративная |
Беседа, рассказ. |
Групповая |
Знать характерные черты и образцы творчества крупнейших русских и зарубежных композиторов. |
Мелодия 1-й части фортепианного концерта С.В. Рахманинова. «Вокализ» Рахманинов. |
Усвоение понятий «вокализ», «сопрано». |
Видеофильм «Портрет Рахманинова». |
2
|
Инструментальные пьесы: «Романсы», «Песни», «Песни без слов». |
Поисковая |
Проблемные задания. |
Индивидуальная, групповая |
Знать специфику музыки как вида искусства, значение музыки в художественной культуре и ее роль в синтетических видах творчества. |
«Жаворонок» Глинка, «Грустная песенка» Чайковский, «Мы пойдем погулять» р.н.п. «До чего мы любим лето» муз. Ботярова. |
Усвоить: в чем сходство и различие песни (инструментальной и вокальной). |
кассета № 7 |
3
|
Обращение композиторов к стихам любимых поэтов. Цель: Создать условия для того, что бы учащиеся могли заметить превращение вокальной мелодии в инструментальную, определить форму, проследить за развитием. |
Объяснительно-иллюстративная | Беседа, рассказ, демонстрация | Групповая, индивидуальная | Знать многообразие музыкальных образов и способов их развития. Уметь эмоционально-образно воспринимать и характеризовать музыкальные произведения, выявлять особенности интерпретации одной и той же художественной идеи, сюжета в творчестве различных композиторов Продуктивный |
«Жаворонок» Глинка, «Жаворонок» Глинка – Балакирев, «Поет зима, аукает» мелодия 2-й части «Поэмы памяти С. Есенина» Г. Свиридов. «До чего мы любим лето» муз. Ботярова. «Мы пойдем погулять». |
Умение определить форму, проследить за музыкальным развитием; петь мягко, светло, легко, без «фарсировки», распределять дыхание на всю фазу. |
CD “Учимся понимать музыку” (К.М.) урок№8 (04) |
4
|
Мелодия вокальная, мелодия инструментальная. Цель: Создать условия для знакомства с жанром кантаты, поработать над ансамблем, над образом, чистотой интонации. |
Поисковая | Проблемные задания | Групповая, парная | Знать многообразие музыкальных образов и способов их развития. Уметь эмоционально-образно воспринимать и характеризовать музыкальные произведения, различать звучание отдельных музыкальных инструментов, виды хора и оркестра, устанавливать взаимосвязи между разными видами искусства на уровне общности идей, тем, художественных образов. Продуктивно –производительный. |
«Поет зима, аукает» мелодия 2-й части «Поэмы памяти С. Есенина» Г. Свиридов. «Мы пойдем погулять». «Мы желаем счастья вам» муз. Намина. |
Познакомить с жанром кантаты, усвоить особенности строения, исполнения. |
CD “Учимся понимать музыку” (К.М.) урок№14, !7, 20 (03)
CD “Учимся понимать музыку” (К.М.) урок№3, 17 (07) |
5
|
Роль поэтического текста в вокальных произведениях. Цель: Создать условия для понимания ребятами роли литературы в написании опер и балетов. |
Объяснительно-иллюстративная | Беседа, рассказ | Групповая | Знать значение музыки в художественной культуре и ее роль в синтетических видах творчества. Уметь эмоционально-образно воспринимать и характеризовать музыкальные произведения. Продуктивный |
«Колыбельная Волховы» из оперы «Садко» Н. Римского-Корсакова. Фрагменты из балета «Чипполино» Хачатурян. «Мы желаем счастья вам» муз. Намина. |
Продолжить знакомство с жанром оперы и балета, историей рождения и создания этих жанров. |