Пояснительная записка (2)
Основой целеполагания является обновление требований к уровню подготовки выпускников в системе гуманитарногообразования, отражающее важнейшую особенность педагогической концепции государственного стандарта— переход от суммы «предметных результатов» (то есть образовательных результатов, достигаемых в рамках отдельных учебных предметов) к межпредметным и интегративным результатам. Такие результаты представляют собой обобщенные способы деятельности, которые отражают специфику не отдельных предметов, а ступеней общего образования. В государственном стандарте они зафиксированы как общие учебные умения, навыки и способы человеческой деятельности, что предполагает повышенное внимание к развитию межпредметных связей курса «Обществознание».
Дидактическая модель обучения и педагогические средства отражают модернизацию основ учебного процесса, их переориентацию на достижение конкретных результатов в виде сформированных умений и навыков учащихся, обобщенных способов деятельности. Формирование целостных представлений обобществе и человекебудет осуществляться в ходе творческой деятельности учащихся на основе личностного осмысления информации, получаемой на уроке, в межличностном общении и массовой коммуникации. Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. Это предполагает все более широкое использование нетрадиционных форм уроков, в том числе методики деловых игр, социологических опросов, уроков-практикумов, проблемных дискуссий, межпредметных интегрированных уроков и т.п.
Реализация календарно-тематического плана обеспечивает освоение общеучебных умений и компетенций в рамках информационно-коммуникативной деятельности, в том числе, способностейпередавать содержание текста в сжатом или развернутом виде в соответствии с целью учебного задания, проводить информационно-смысловый анализ источника, создавать письменные высказывания, составлять план, тезисы, конспект. На уроках учащиеся могут более уверенно овладеть монологической и диалогической речью, умениемвступать в речевое общение, участвовать в диалоге (понимать точку зрения собеседника, признавать право на иное мнение), приводить примеры, подбирать аргументы, перефразировать мысль (объяснять «иными словами»), формулировать выводы. Для решения познавательных и коммуникативных задач учащимся предлагается использовать различные источники информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и другие базы данных, в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения осознанно выбирать выразительные средства языка и знаковые системы (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.).
С точки зрения развития умений и навыков рефлексивной деятельности, особое внимание уделено способности учащихся самостоятельно организовывать свою учебную деятельность (постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств и др.), оценивать ее результаты, определять причины возникших трудностей и пути их устранения, осознавать сферы своих интересов и соотносить их со своими учебными достижениями, чертами своей личности.
Стандарт ориентирован на воспитание школьника — гражданина и патриота России, развитие духовно-нравственного мира школьника, его национального самосознания. Эти положения нашли отражение в содержании уроков. В процессе обучения должно быть сформировано умение формулировать своимировоззренческие взгляды, гражданскую позициюи на этой основе - воспитание гражданственности и патриотизма.
Для информационно-компьютерной поддержки учебного процесса предполагается использование следующих программно-педагогических средств, реализуемых с помощью компьютера: электронный учебник «Обществознание»10-11кл., электронное учебное пособие «Основы правовых знаний», мульти-медиа пособие «Экономика».
Требования к уровню подготовки учащихся 11 класса (продвинутый уровень)
должны знать/понимать:
- социальные свойства человека, место человека в системе политико-правовых отношений,
- основные права и обязанности человека и гражданина в соответствии с правовыми документами,
- основные социальные институты и процессы, закономерности взаимоотношений людей в обществе,
- особенности социологического, политологического, социо-культурного процессов;
должны уметь:
- проводить поиск социальной информации, систематизировать ее;
- анализировать схемы, таблицы, диаграммы;
- характеризовать основные социальные объекты;
- сравнивать социальные объекты, выделяя общие и особенные черты;
- сопоставлять объекты по самостоятельно заданным критериям;
- объяснять причинно-следственные связи изученных социальных объектов;
- использовать структурно-функциональный, временной и пространственный анализ общества и культуры, структурных элементов социальной системы;
- формировать собственный алгоритм решения познавательных задач;
- оценивать различные суждения;
- осуществлять индивидуальные и групповые учебные исследования по социальной проблематике.
владеть информационно-коммуникативной, рефлексивной компетенциями;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- понимания и осмысления общественных процессов и ситуаций;
- выработки собственной гражданской позиции;
- критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и массовой коммуникации;
- осуществления конструктивного взаимодействия с другими людьми;
- нравственной оценки социального поведения людей.